Как ИТ-компании включить свои решения в «Гостех»: инструкция

26 Июля 2023 15:0926 Июл 2023 15:09 |
Поделиться

Федеральные информационные системы теперь создаются только с помощью облачной платформы «Гостех» — региональным же дали время на подготовку до следующего года. То, какие решения будут доступны госорганам, зависит в том числе от ИТ-компаний, которые могут включить свои продукты в платформу «Гостеха». Как это сделать, CNews рассказывает в подробной инструкции. 

«Гостех» и «Госмаркет»

«Гостех» — это облачное платформенное решение для федеральных и региональных органов власти и бизнеса с единой средой разработки, сервисными системами и маркетплейсом с возможностью переиспользования компонентов. Как объяснял вице-премьер Дмитрий Чернышенко, с новой платформой ведомства, наконец, перестанут «изобретать велосипед», разрабатывая ГИС с нуля.

Весной 2023 г. Президент России Владимир Путин подписал указ о том, что с 1 апреля 2023 г. все федеральные информационные системы должны будут создаваться с помощью «Гостеха», а с 1 января 2024 г. — и региональные. Исключение составили только ГИС, обрабатывающие гостайну, тайну следствия и судопроизводства, а также в области обороны.

Кроме того, до конца 2023 г. будет запущен «Госмаркет» — маркетплейс для ведомств, на котором бизнес может разместить для госведомств свои цифровые решения. Межведомственные согласования сейчас проходят поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — они позволят госзаказчикам закупать проверенные облачные сервисы по упрощенной системе «закупка с полки».

Принцип открытости платформы

Летом 2022 г. в виде документов (стандартов) были утверждены технические решения «Гостеха», на базе которых должны строиться информационные системы госорганов — так называемые базовые сервисы.

Речь идет о технологическом ядре, к которому относятся сервисы управления базами данных различных типов, сервисы интеграционного взаимодействия, управления микросервисами и процессами, служебные технологические сервисы (аудита событий безопасности, журналирования, сбора метрик), а также сервисы интеграции с инфраструктурой электронного правительства. Их ФКУ «Гостех» предоставляет в виде готовых облачных PaaS-решений и обеспечивает их работоспособность. Первый документ описывает, как сочетаются между собой разные компоненты внутри платформы, и как можно на их основе разработать прикладные решения.

В то же время госорганам будут доступны и дополнительные опции — уже от сторонних поставщиков. Второй стандарт касается включения в «Гостех» сервисов и продуктов от них.

«Возможность добавлять в «Гостех» сторонние компоненты формирует принцип открытости платформы», — отмечает директор подведомственного Минцифры «Гостеха» Василий Слышкин.

Какие продукты могут попасть в «Гостех»

Это могут быть сервисы, разработанные специально для госорганов, или те, что уже доступны на ИТ-рынке. Главное требование: они должны легко использоваться на базовых компонентах «Гостеха». Также в стандартах прописаны минимальный набор API по взаимодействию с платформой, критерии безопасности, работоспособности, надежности и авторизации между компонентами.

К дополнительным сервисам также относятся те, что являются частью или модулем информационной системы, которая разрабатывалась в рамках госконтракта и которые можно переиспользовать при создании новых ГИС. Это могут быть сервисы, реализующие типовые прикладные задачи ГИС, например, интеграцию с системой уведомлений Единого портала государственных услуг. Их можно поставить в виде исходного кода с использованием Национального фонда алгоритмов и программ (НФАП). Коммерческие компании могут разработать на базе этих компонентов в НФАП свои отраслевые решения и представить их в «Госмаркете» как дополнительные сервисы.

Также сервисы могут поставляться компаниями в виде дистрибутивов и SaaS- решений без передачи исключительных прав — они размещаются у облачного провайдера «Гостех» и предоставляются госорганам из каталога платформы. К примеру, это могут быть прикладные решения в управлении строительством, коммунальным хозяйством и т.п.

Кто уже подал заявку

Минцифры разработало порядок ведения каталога цифровых продуктов «Гостеха» — сейчас ведомства его согласовывают. В документе прописаны сроки и последовательность процедур по включению, исключению и изменению сведений о цифровых продуктах и их поставщиках.

В «Гостехе» CNews сообщили, что активно консультируют ИТ-компании, которые обращаются с вопросами — о своем желании попасть на платформу заявили представители более чем 50 организаций. Так, уже рассматриваются заявки »1С», Arenadata, БФТ, Postgress Professional, «Редсофт», Smart Engines и других компаний. Остальные сейчас готовят свои продукты для включения в каталог и формируют комплект документов.

Шаг 1. Регистрация заявления

Все начинается с подачи заявления. Пока на сайте «Гостеха» нет формы, но она должна появиться в ближайшем будущем. Также функционал по подаче заявки обещают реализовать в «Госмаркете». Сейчас компании запрашивают всю информацию напрямую у представителей «Гостеха» по электронной почте: integration@platform.gov.ru, integration@gov.ru. Проверка комплектности и регистрация заявления занимает три рабочих дня.

Шаг 2.1 Документарная проверка поставщика и продукта

Далее экспертная комиссия занимается проверкой вендора. Так, среди требований к поставщикам выдвигаются следующие:

1) гражданская правоспособность в полном объеме для заключения и исполнения госконтракта;
2) лицензия на отдельные виды деятельности;
3) юрлицо — не банкрот, не ликвидировано, его деятельность не приостановлена;
4) нет недоимок по налогам;
5) у руководящих лиц нет судимости по экономическим преступлениям;
6) есть интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности;
7) нет записи в реестре недобросовестных поставщиков.
8) это не офшорная компания.

Кроме того, могут выдвигаться дополнительные требования — к наличию финансовых ресурсов, опыту работы и экспертизе специалистов в штате.

Шаг 2.2. Документарная проверка продукта

Параллельно выполняется проверка документации сервиса. Проектная и рабочая документация на продукт должна описывать назначение сервиса и перечень основных функций (архитектурные схемы, интерфейсы, максимальный уровень возможной доступности и необходимые для этого условия, системные требования к аппаратному и программному обеспечению среды функционирования, процедуры поддержки решения).

Дмитрий Казаринов, «СофтТелематика»: цифровизация приближает нас к эре беспилотного транспорта

Цифровизация

Кроме того, сервис должен быть включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, исключение составляют сервисы, созданные в рамках госконтрактов. Продукт и все его компоненты должны быть совместимы, по крайней мере, с одной из операционных систем на базе Linux, поддерживаемых платформой.

В целом, сервисы, расширяющие ЕЦП «Гостех», должны соответствовать следующим принципам: клиентоцентричность, оплата фактического объема потребления, масштабируемость, адаптируемость, импортозамещение, информационная безопасность. Подробные требования к базовым сервисом можно найти в этом документе. Требования к дополнительным сервисам — здесь.

Шаг 4. Техническая экспертиза продукта

На этом этапе происходит техническая проверка продукта на стенде платформы. К примеру, эксперты будут анализировать вопросы, связанные с информационной безопасностью — сервис должен отправлять уведомления о действиях пользователей в централизованный компонент аудита ЕЦП «Гостех».

Также продукт должен поддерживать программный или аппаратный VPN с ГОСТ-шифрованием, иметь доступ к веб-консоли и API управления облачными ресурсами с использованием ГОСТ-TLS, обеспечивать подлинность сетевых соединений. Эти и другие параметры будут проверяться опытным путем.

Шаг 5. Одобрение Архсовета

Если все в порядке, межведомственная рабочая группа по архитектуре (Архсовет) под председательством главы Минцифры Максута Шадаева одобряет заявку и сервис включается в каталог. Решение по базовым сервисам, которые формируют ядро платформы, проходит еще и через президиум правительственной комиссии под председательством Дмитрия Чернышенко.

В общей сложности на проверку поставщика и сервиса должно уйти не больше 35 рабочих дней.

Как ИТ-компании включить свои решения в «Гостех»: инструкция

импортонезависимость

«Общий срок с момента подачи заявления до завершения проверок занимает около двух месяцев, но может быть и увеличен из-за необходимости на стороне поставщика сделать необходимые доработки документации или цифрового продукта», — отмечают в «Гостехе».

Шаг 6. Включение в каталог

После одобрения заявки в течение трех рабочих дней продукт включается в каталог «Гостеха».

Если последовал отказ, ИТ-компания может обратиться в «Гостех» с заявлением о пересмотре решения. На этот случай есть порядок обжалования, который можно найти в проекте порядка ведения каталога цифровых продуктов ЕЦП «Гостех». Свой вердикт комиссия будет пересматривать в течение месяца.

Анжела Патракова

Полный текст статьи читайте на CNews