Дмитрий Казаринов, «СофтТелематика»: цифровизация приближает нас к эре беспилотного транспорта

26 Июля 2023 09:0026 Июл 2023 09:00 |
Поделиться

В интервью CNews.ru генеральный директор компании «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика») Дмитрий Казаринов рассказал об интеллектуальных инфраструктурных проектах для автомобильного транспорта и цифровых дорогах для развития высокоавтоматизированных транспортных средств.

CNews.ru: Какие новые инициативы на федеральном уровне, актуальные для развития транспортной отрасли, вы можете отметить сегодня?

Дмитрий Казаринов: Конечно, прежде всего это — цифровизация, которую активно инициирует Министерство транспорта РФ, также активное участие в этом процессе принимают все подведомственные организации и участники рынка. Можно выделить три уровня этого процесса.

Во-первых — это комплексная цифровизация всей транспортной инфраструктуры. Сюда относятся умные дороги, порты, железнодорожные станции и их цифровые двойники. В каждой из этих сфер работа в области автоматизации уже ведется. Но в данном случае, речь идет именно об объединении всех этих направлений в единую экосистему для обеспечения бесшовности и прозрачности логистических процессов между разными видами транспорта по всей стране. Создание такой интеграционной платформы позволит на новом уровне решать задачи транспортной безопасности, оптимизации движения и наращивания пропускной способности.

Второй слой — это цифровизация грузовой логистики. Здесь к первому уровню добавляется единый электронный документооборот между участниками логистических цепочек, вводится оптимизация по маршрутам и времени перевозок. Это позволяет грузовладельцам и перевозчикам быстрее обмениваться документами для более оперативных взаиморасчетов.

И третий уровень — пассажирские перевозки. Они могут быть разными (городскими, федеральными, междугородними, автомобильными или железнодорожными и другие). Каждый сегмент имеет свою цифровую зрелость. Например, Москву можно назвать более передовой в этом плане, здесь по единой карте можно проехать на всех видах транспорта. Мы тут наблюдаем тренд MaaS-технологии, Mobility as a Service, «мобильность как услуга».

Так вот, глобальная стратегическая задача — это управлять всей этой структурой, добиться того, чтобы данными из разных уровней можно было бесшовно обмениваться, а все участники взаимодействовали в единых протоколах.

Вершиной этого процесса должна стать цифровая платформа транспортного комплекса, которая позволит синхронизировать дорожную карту и управлять системами максимально эффективно.

CNews.ru: Говоря о транспортной цифровизации с прицелом на будущее, какие направления вы бы отметили?

Дмитрий Казаринов: Тут можно выделить три основных вектора развития. Во-первых, это создание и разработка цифровой дорожной инфраструктуры. Во-вторых, развитие «умных дорог», автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД) в городах и на магистралях. И третье направление связано с автоматизированным транспортом и технологиями для его бесперебойной работы, которым также активно занимается концерн «Телематика».

Уже сейчас существует система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), созданная в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» и которая содержит актуальную информацию о дорогах, об истории проведения дорожных работ, оперативные, статистические сведения о деятельности дорожной отрасли и иные необходимые данные для эффективного управления дорожным хозяйством. Кроме того, в ней предусмотрена обратная связь от владельцев автодорог, доступ к информации о ремонтируемых участках, сведениям о формировании и расходовании средств дорожных фондов с различной детализацией. СКДФ станет единой цифровой средой для владельцев дорог, государственных органов и коммерческих организаций и позволит принимать эффективные бизнес-решения. В целом, СКДФ может стать основой для создания единой федеральной платформы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) городских агломераций.

Также в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» в разработке единой транспортной системы четко прописаны стадии цифровой зрелости каждой городской агломерации по различным критериям (количеству жителей, светофорных объектов, уровню качества дорог и так далее). Формируется рейтинг, даются рекомендации по решениям и прописаны цели каждого из этапов.

Активно развивается проект «Беспилотные логистические коридоры». Идет цифровизация коридора М-11 Москва — Санкт-Петербург, который является площадкой для проезда автоматизированного грузового транспорта. Уже 14 июня в ходе старта движения беспилотных грузовиков был запущен высокоточный цифровой двойник участка магистральной трассы М-11 на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything — автомобиль, подключенный ко всему). Это первая цифровая высокоточная модель скоростной автомагистрали в России, содержащая не только трехмерную цифровую карту дороги, но и динамические данные о дорожной ситуации в режиме реального времени. Такой цифровой двойник позволит обеспечить безопасное движение беспилотного и подключенного транспорта за счет своевременного информирования об изменениях на пути движения на десятки километров вперед. В дальнейшем целевая архитектура поможет сформировать технологические требования к цифровой дорожно-транспортной инфраструктуре и сможет тиражироваться на других транспортно-логистических коридорах.

CNews.ru: Давайте начнем с цифровой дорожной инфраструктуры. Каким образом удается оцифровать данные о дорогах и их состоянии? Как это влияет на развитие отрасли?

Дмитрий Казаринов: У этого процесса есть несколько срезов. С одной стороны, задачи цифровизации похожи на инвентаризацию: необходимо прописать, где стоят знаки, светофоры, таймеры, каков план дорожного движения. Эти данные помещаются в цифровую среду. Далее накладывается так называемый «динамический» слой: объекты, которые фиксируются камерами. Это дает возможность для анализа и запуска программ: проводится аналитика потенциально опасных инцидентов, фиксируется скорость движения в каждой полосе, корректируются фазы переключения светофора и так далее.

Вся эта система в перспективе является базой для управления автоматизированным транспортом. Так, для корректировки траектории движения и предотвращения опасных сближений у беспилотника подгружаются данные об объектах на несколько километров вперед.

В целом, когда все данные помещены в единую цифровую среду, такую мета-вселенную, на нее легко могут накладываться вычисления искусственного интеллекта. Это позволяет убрать человеческий фактор и повысить эффективность. Например, чтобы решить задачу оптимальности трафика, мы можем спроектировать темп скорости и обеспечить необходимую плотность потока. В частности, чтобы регулировать маршруты передвижения тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств концерном «Телематика» реализована система ФКУ «Росдормониторинг», которая представляет собой единую цифровую среду, которая соединила перевозчиков и владельцев дорог. В системе создан уникальный реестр объектов дорожной инфраструктуры всей России, который постоянно актуализируется. На текущий момент система охватывает более 1,1 млн километров автодорог страны, в цифровой платформе зарегистрированы более 10 тысяч владельцев дорог и все больше подключаются к системе. Разработанная компанией «СофтТелематика» система на основе полученного реестра автоматически выдает разрешения, обеспечив грузоперевозчикам и владельцам дорог «зеленый коридор» при согласовании маршрута. Заявления на перевозку крупногабаритных грузов или проезд тяжеловесного транспорта подаются в удобном электронном виде, а владельцы дорог согласовывают маршруты онлайн в личном кабинете. Таким образом услуга оказывается гораздо быстрее и позволяет избежать ошибок связанных с человеческим фактором при согласовании маршрутов. Кроме того, этот регулярно актуализируемый цифровой реестр дорог может использоваться в других госсервисах в транспортно-логистической сфере.

CNews.ru: «Умная дорога» невозможна без грамотного управления в автоматизированным режиме. В чем особенности АСУДД «нового поколения», реализованного вами на Центральной кольцевой автодороге?

Дмитрий Казаринов: В этом проекте произошла целая эволюция.

АСУДД — это автоматизированная система управления дорожным движением, которая выводит взаимодействие автомобильного транспорта с дорогой на новый уровень.Данные, которые передает интеллектуальное оборудование (видеокамеры, детекторы транспорта, метеостанции, знаки переменной информации и др.) отправляются в единый центр управления, и уже без участия человека система в режиме реального времени предлагает максимально эффективные сценарии управления транспортной системой дороги с целью повышения безопасности движения.

Ключевым инновационном блоком является выявление и аналитика инцидентов: внезапно остановившаяся или едущая задним ходом машина, пешеход, идущий по магистрали в неположенном месте, неудачно припаркованные автомобили, предметы, вывалившиеся из кузова, метео погодные условия и так далее. Система самостоятельно принимает решения об оптимальных сценариях управления на автодороге, анализируя общую дорожно-транспортную обстановку. Таким образом мы можем в автоматическом режиме заранее предупредить водителей о происшествии на смежной дороге, что позволит выбрать альтернативные пути объезда и тем самым сэкономить время в дороге.

CNews.ru: Отличаются ли текущая ситуация и динамика развития «умных дорог» в мегаполисах, городах среднего размера и на автотрассах?

Дмитрий Казаринов: Конечно, городские системы дорожного движения отличаются от магистральных: у них разные задачи, скорости принятия решений, они управляют разными элементами.

В городе нужна оптимизация движения на определенных участках, есть ограничения по количеству полос, машин, маятниковая миграция машин (утром в одну сторону, вечером — в другую) и так далее. Все это увязывается в одну математическую модель. Умные дороги хорошо применяются в мегаполисах с высоким бизнес-трафиком, когда важны критерии сервиса от дороги. Для магистральных «умных» трасс на первый план выходит увеличение скорости потока и повышение уровня безопасности за счет оперативного информирования водителей.

CNews.ru: Что нужно, чтобы эффективно управлять всем транспортным комплексом региона с учетом активно проникающей цифровизацией?

Дмитрий Казаринов: Чем выше уровень агрегации данных, тем больше он рассчитан на решение стратегических вопросов. Минтранс России совместно с участниками рынка активно обсуждает создание федеральной платформы ИТС, которая объединит магистральные решения и большой город.

Объединение данных позволит стандартизировать решения.

На верхний уровень будет выводиться общая статистика: динамика транспортных потоков и где находятся «узкие горлышки». На основе этих данных будут приниматься решения о строительстве развязок, мостов, объездных путей, формировании маршрутов общественного транспорта и так далее. Это вопросы макро-моделирования потоков, глобальная оптимизация дорожно-транспортной инфраструктуры.

CNews.ru: Какие перспективы «беспилотных авто» вы видите в российских мегаполисах?

Дмитрий Казаринов: В мире есть несколько вариантов развития беспилотного транспорта. Условно назовем одну из них «европейской» моделью, а вторую — «китайской».

В европейской модели используется принцип роя пчел: каждый участник движения взаимодействует с другими, в результате все летят ровным строем. Нет единого центра, который управляет движением. В китайской модели обсчет информации идет на уровне дорожной инфраструктуры.

В России развитие автоматизированного транспорта соединяет эти два подхода. Например, Яндекс стремится решить задачу за счет самого автомобиля: сами оцифровывают себе модель дороги, накатывают километры, снижая вероятность ошибок.

Параллельно с этим процессом идет создание цифровых двойников и умной дорожной инфраструктуры способной взаимодействовать с беспилотными и подключенными автомобилями на базе технологии V2X (Vehicle-to-everything). Эта система позволяет мониторить ситуацию на дороге, снимая данные с подключенной инфраструктуры, а также обмениваясь сигналами с автоматизированными и подключенными автомобилями.

На ЦКАДе на участке ПК-3 ЦКАД (от трассы М-11 «Нева» до М-7 «Волга) — самой умной и технологичной трассе в нашей стране, уже применяется технология V2X. С помощью бортового V2X-устройства, установленного в автомобиль, можно общаться с другими авто (при наличии устройства V2X) и получать команды от дорожной инфраструктуры. Это помогает водителям лучше ориентироваться в транспортном потоке, что повышает безопасность дорожного движения.

Подобный масштабный проект подключенного транспорта уже ведется в Московском регионе. В пилотном режиме к «умной» подключен к дороге автопарк аварийных комиссаров, работающих на «умном» участке ЦКАД. Применение технологии V2X повысит скорость информирования аварийных комиссаров, призванных помогать водителям на платных скоростных магистралях.

Так что такие технологии уже реальность сегодняшнего дня. V2X стоит рассматривать не только для дорог будущего, когда вокруг будут преимущественно высокоавтоматизированные автомобили, но и уже можно и нужно применять сейчас и в скором времени эта технология займет место в стандартном наборе функций автомобиля. Фактически такая система открывает двери к беспилотному будущему и станет важным элементом экосистемы безопасных беспилотных грузоперевозок.

Для реализации таких масштабных и прорывных проектов нужна консолидация технологических усилий всех участников — от проектировщиков и строителей дорог, городских служб, до разработчиков V2X-решений и производителей автомобилей, поэтому у нас всегда открыты двери для сотрудничества как для профессионалов, так и для молодых и перспективных специалистов, которые готовы развивать инновационные проекты в дорожно-транспортной отрасли.

Токен: Kra23UJmJРекламодатель: ООО «КОРПОРАТИВНЫЕ СЕРВИСЫ»ИНН/ОГРН: 7714464113/1207700344191Сайт: https://telematika.com/

Полный текст статьи читайте на CNews