Как digital-агентству выбрать субподрядчика для клиентского проекта
Когда digital-компания работает по модели агентства, и у нее нет возможности содержать в штате всех специалистов, то самое очевидное решение — это обращение к субподрядчикам (если не обращать внимание на терминологию «по науке», то это фактически равносильно аутсорсингу). Если делать агентский бизнес «по науке», то так и должно быть. Здесь даже можно провести параллель со сферой строительства, где есть застройщики (заказчик), генеральный подрядчик (агентство) и субподрядчики (продакшны).
Как выбрать последних? Предложений на рынке немало. Но достойных — в разы меньше. Разберем все по пунктам.
Среди кого выбирать?
Необходимо понимать, что не каждая веб-студия годится на роль субподрядчика. Есть компании, которые прибегают к продаже своих ресурсов в формате аутсорсинга либо аутстаффинга изредка и только «из нужды». Стало меньше клиентских проектов, появились пробелы в производственном графике — значит, пора публиковать в Facebook пост: «Коллеги, у нас свободны полтора разработчика, налетайте!».
Почему лучше не обращаться к ним? Работа напрямую с клиентом и работа с агентством — это совершенно разные миры. Там должны быть разные стандарты, разный подход к работе. Компания, которая всю жизнь делала большинство проектов для конечного бизнеса, не сможет за короткий промежуток времени трансформироваться в аутсорсинг-продакшн.
Примечание: Внимательно изучайте структуру и продукт, который вам предлагают. Иногда обычная веб-студия можем маскироваться под аутсорсинг, просто демонстрируя отдельный оффер, существующий параллельно с основным (для конечного бизнеса).
Где искать?
-
В рейтингах. У «Тэглайн» и Ruward есть соответствующие срезы:
-
В том же Facebook. Порой некоторые сильные субподрядчики не занимаются своими коммуникациями / маркетингом / PR, и о них практически никто не знает. Либо рынок еще просто не успел узнать. Почему? Очевидно — текущая загруженность не позволяет им смещать вектор работы дальше производства.
Как выбирать?
Изучая кандидатов в субподрядчики, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:
-
Стек технологий. То, что он должен соответствовать вашему запросу, — очевидно. Важно еще оценить «пестрость» набора. Если субподрядчик утверждает, что может работать со многими CMS, фреймворками и пр., то это означает следующее:
-
Либо у него огромный штат.
-
Либо речь идет о субсубподрядчиках (не исключен фриланс).
-
Либо у специалистов слишком широкий профиль, а отсюда — и низкая экспертиза по отдельно взятым технологиям.
-
-
Штат. Без понимания, сколько у компании есть постоянных сотрудников на full-time, невозможно оценить их уровень. И важно знать, какие отношения у работодателя с этими сотрудниками. Нет ли риска того, что завтра-послезавтра штат может легко «сдуться» в 2–3 раза. Поэтому спрашивайте сразу:
-
Сколько человек сидят в офисе?
-
Сколько есть удаленных сотрудников?
-
За какой частью из них закреплен оклад и трудовой договор?
-
-
SLA. Важно сразу «на берегу» договориться о стандартах работы, чтобы все стороны понимали, чем руководствоваться на том или ином этапе. Если субподрядчик не готов зафиксировать стандарты, значит, с большей долей вероятности он и не собирается им соответствовать. А в данном случае это непозволительно, потому что в треугольнике «заказчик — агентство — субподрядчик» человеческий фактор, проявляющийся в виде забывчивости и разных недопониманий, вреден вдвойне.
-
NDA. Если ставки высоки, и ваш клиент явно будет не рад, увидев информацию о своей компании в портфолио или среди кейсов других неизвестных ему исполнителей, то NDA — must have. И неважно, что многие субподрядчики недолюбливают подобные ограничения.
-
Производственные мощности. Здесь нужна максимальная прозрачность и конкретика. Квалифицированные субподрядчики всегда готовы ответить на вопрос: «А сколько часов в этом месяце вы можете нам отгрузить?». Обращайте внимание не только на абсолютные показатели, но и на относительные. Если у команды свободно >50% ресурсов, то это как минимум странно. Либо они не востребованы из-за плохого маркетинга, либо неожиданно сорвались крупные проекты, либо это просто отражение низкой квалификации.
Примечание: Не стесняйтесь задавать вопросы напрямую. Ваше преимущество в данной ситуации заключается в том, что перед вами не «соперники» / контрагенты (как это зачастую бывает с конечными клиентами), а скорее «партнеры». Коллеги, работающие на том же самом digital-рынке, с которыми можно говорить на одном языке, не подбирая слов и не играя в переговоры с элементами политики.
-
Возможность запросить обратную связь. Шаблонные отзывы и рекомендательные письма понемногу уходят в прошлое. Намного ценнее контакты человека, из уст которого можно услышать настоящую обратную связь. Поэтому смело запрашивайте номер телефона и готовьте вопросы, которые помогут понять, насколько вам подходит данный субподрядчик. Например:
-
«Оправдала ли данная команда ваши ожидания?»
-
«Какие у них есть слабые стороны?»
-
«Как часто они срывали сроки? По чьей вине это было?»
-
«Как с «гибкостью»? Готовы ли они подстроиться под непредвиденные условия?»
-
-
Готовность помочь на пресейле. Сразу уточняйте, что делается на некоммерческой основе. Готовы ли они разработать детализированную смету, подключиться при необходимости к переговорам, когда конечному бизнесу нужно продемонстрировать техническую экспертизу, и пр.
-
Сертификаты. Нельзя сказать, что это сильный критерий для отбора, так как многие сертификаты на сегодняшний день получить довольно легко. Однако если исполнители не смогли этого сделать, это повод задуматься.
-
Рабочая среда. На какой платформе работают субподрядчики? Готовы ли для работы над определенными проектами переместиться в вашу рабочую среду?
-
Компетенции сотрудников. Что умеют / знают / делали? В идеале — нужен конкретный профиль конкретного человека, который будет работать над вашим проектом. Если опасаются хантинга — пожалуйста, пусть убирают ФИО и фото. Главное — чтобы было понимание, какие руки / головы вы покупаете.
Как минимизировать проблемы субподряда?
Когда вы завершите первичный отбор и получите опыт с вытекающими отсюда инсайдами и вопросами, начнется этап, где необходима оптимизация. Агентства регулярно сталкиваются с несколькими типовыми сложностями, для которых есть решения:
Проблема |
Решение |
---|---|
а) Единственный субподрядчик неожиданно «отваливается», и на проектах начинается коллапс |
Вести базу субподрядчиков. Ситуация, когда вы в спешке ищите по всему рынке замену предыдущим — не норма. Альтернатива всегда должна быть под рукой |
Оговаривать задействие производственных мощностей сразу на несколько месяцев вперед |
|
б) Субподрядчик поднимает цены, что ведет к уменьшению вашей маржинальности |
Договариваться о периодичности переиндексации цен. Если исполнители хотят делать это слишком часто, то лучше учесть будущие повышения сразу, заложив их в клиентскую смету |
в) Клиент пытается уйти к субподрядчику, чтобы избежать издержек в виде оплаты ваших услуг |
Еще раз NDA. Если что-то не оговорено и не запрещено на юридическом уровне, то многие люди могут это делать. Речь идет не о прямом уводе клиента, а о том, что между клиентом и субподрядчиком случайно произойдет точка контакта. Не допускайте этого |
Ценность. Если ее нет, либо вы просто не донесли ее, то все участники проекта будут видеть в вас всего лишь «лишнего посредника», от которого проще избавиться. Чем оперировать? Крутой аккаунтинг, стратегия, аналитика и пр. — разве у вас мало сильных сторон? |
Выводы
-
Не бойтесь субподряда. Без него в некоторых случаях не обойтись. К тому же многие агентства «поднялись» с помощью субподряда. Это действительно ключ к успеху.
-
Умейте находить золотую середину. Тот, кто соглашается на первое попавшееся предложение, не ставя его под сомнение, чаще всего об этом жалеет. А тот, кто отклоняет все кандидатуры, остается в итоге без исполнителей. Ваша задача — не уходить в эти крайности.
-
И главное — придерживайтесь прозрачности и требуйте ее от других. Если со стороны клиента есть высокие требования (например, к оперативности приемки задач), то сразу говорите об этом. Предупрежден — вооружен готов к успешной сдаче проекта!
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine