Изменения в алгоритмах мобильного поиска: "Владивосток" и прочие mobile friendly

upload54y0bxa5xq.jpg

Обзор тенденций развития мобильного интернета и основные требования поисковых систем к мобильным версиям сайтов.

Общие тенденции рынка

Доля пользователей мобильного интернета с каждым годом неуклонно растет, это можно видеть по статистике TNS, которую Яндекс недавно представил на конференции РИФ+КИБ.

Данные установочного исследования TNS, август 2015 — январь 2016, представлены Александром Немировским (Яндекс) на РИФ+КИБ 2016

По данным TNS, уже в конце 2014 года 68% всех пользователей интернета в российских городах хотя бы раз в месяц выходили в сеть с помощью мобильных устройств. Для сравнения, годом ранее эта доля составляла 56%. Вывод очевиден: люди во всех регионах России стали чаще пользоваться мобильными устройствами для выхода в интернет.

По данным Google, аудитория, использующая для выхода в интернет свои смартфоны, в последние три года росла примерно на 10—15% в год. Динамика очень показательна, особенно в сравнении с 2012 годом.

Данные Google Consumer Barometer

Все более естественным и повседневным становится не только получать информацию через экран смартфона, но и совершать с его помощью покупки в интернет-магазинах. Количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета растет в каждом из регионов России.

«Мобильные пользователи» становятся все более заметной частью аудитории интернета.

Данные Яндекса (весна 2015 г.)

Данные Google за 3-й квартал 2015 г. в сравнении с предыдущим годом

На сегодняшний день можно уверенно говорить о постоянном росте трафика, приходящего с мобильных устройств, и о том, что эта тенденция будет наблюдаться и дальше. Это связано со снижением стоимости мобильных устройств в среднем по рынку и падением цен на интернет-трафик у мобильных операторов. Ну и, конечно, сказывается повсеместное распространение сетей Wi-Fi, в том числе бесплатных, например, в городском транспорте.

Мобильный поиск в Яндексе и Google — основные требования к сайтам

Поскольку доля мобильного трафика неуклонно растет, поисковые системы не могли игнорировать этот факт. Они подошли к вопросу довольно основательно. Были анонсированы алгоритмы для мобильного поиска от двух ведущих поисковых систем на нашем рынке, которые учитывали фактор «мобилопригодности» при ранжировании сайтов в мобильной выдаче.

Первым действовал Google. С 21 апреля 2015 года поисковик начал полноценно использовать фактор mobile friendly в своем алгоритме ранжирования. Данные нововведения касаются результатов мобильного поиска: в нем сайты, имеющие адаптированную версию для смартфонов, должны ранжироваться выше и быть в приоритете.

Основные требования, предъявляемые к сайтам следующие:

  • текст читается без масштабирования;

  • цели для кликов находятся на достаточном расстоянии друг от друга;

  • контент ложится в ширину экрана, нет горизонтальной прокрутки.

Google предоставил всем желающим инструмент, чтобы проверить свой сайт на «дружественность к мобильным». Результатом проверки будет однозначный вердикт: сайт либо соответствует понятию mobile friendly, либо нет.

Несколько позже, в начале февраля 2016 года, Яндекс анонсирует запуск своего «мобильного» алгоритма под названием »Владивосток».

Сразу отмечу важные моменты, озвученные представителями компании Яндекс:

  • отсутствие адаптации для мобильных устройств не ведет к полному исчезновению сайта из поисковой выдачи, однако ее наличие является существенным фактором ранжирования;

  • результаты поиска по одному и тому же запросу на компьютере и в смартфоне могут различаться, а «мобилопригодные» страницы, при прочих равных, в мобильном поиске будут ранжироваться выше.

Основные же требования у Яндекса, по которым сайт признается «мобилопригодным», по сути те же, что и у их коллег из Google:

  • отсутствие горизонтальной прокрутки: контент страницы (текст, картинки и т.д.) должен быть оптимизирован под размер экрана смартфона;

  • отсутствие элементов, которые не поддерживаются многими мобильными браузерами (flash, Java-апплеты, Silverlight-плагины).

Российский поисковик также позволяет проверить свой сайт на соответствие требованиям мобильного поиска. Правда, воспользоваться этим инструментом можно только в новой версии Яндекс.Вебмастера, предварительно подтвердив свои права на управление сайтом.


 

Итак, обобщим требования поисковых систем и сделаем выводы о том, что же реально будет влиять на ваши результаты в мобильной выдаче.

Первый важный фактор — корректность отображения сайта в мобильном браузере. Экран смартфона невелик по сравнению с десктопными устройствами и планшетами, в среднем, это диагональ от 4 до 6 дюймов.

Адаптированный к мобильному поиску сайт должен соответствовать следующим критериям:

  • нет горизонтальной прокрутки;

  • шрифт хорошо читаем с экрана мобильного устройства без масштабирования (кегль — не менее 12 px);

  • удобное меню, навигация, большое пространство вокруг кнопок и ссылок;

  • есть интеграция с мобильными сервисами;

  • по ширине контент укладывается в область просмотра;

  • указана область просмотра;

  • отсутствуют неактуальные для мобильных браузеров элементы (Flash, Java и т.п.).

И второй наиболее важный фактор — это скорость загрузки страницы. Она важна в связи с тем, что основным каналом для доступа в интернет с телефона служит сотовая сеть. Не во всех регионах есть стабильное и широкое покрытие высокоскоростными сетями 3-го и 4-го поколений, поэтому сайт должен нормально загружаться даже при небольшой скорости доступа. Поэтому определенно стоит работать над уменьшением «веса» страниц сайта для их быстрой загрузки и работы.

Варианты адаптации сайта к мобильным устройствам

На сегодня есть три способа адаптировать сайт к мобильным устройствам.

Адаптивный дизайн

Адаптивный дизайн — это конфигурация, в которой сервер отправляет одинаковый HTML-код на любые устройства независимо от их типа. Размеры элементов страницы корректируются при помощи CSS.

В адаптивном дизайне для всех устройств используется один общий код с корректировкой по размеру экрана.

Динамический показ

Динамический показ — это конфигурация, при которой сервер отправляет в ответ на запрос определенного URL различные варианты кода HTML и CSS. При выборе нужного варианта система ориентируется на конфигурацию устройства, которую передает агент пользователя.

Мобильная версия сайта (отдельный домен)

В данной конфигурации контент для компьютеров располагается на странице с одним URL, а аналогичное содержание, отформатированное для мобильных устройств, — по другому адресу. По сути, есть два варианта кода — для компьютеров и мобильных устройств (иногда включая планшеты), и эти варианты находятся на разных URL.

В итоге мы имеем следующее:

Конфигурация URL остается неизменным HTML остается неизменным
Адаптивный дизайн Да Да
Динамический показ Да Нет
Разные URL Нет Нет

Какой вариант адаптации сайта — оптимальный?

У двух поисковых систем подход к этому вопросу немного разнится.

Google однозначно говорит о том, что адаптивный дизайн — наиболее предпочтительный вариант, и на два других можно даже не обращать внимания. При использовании адаптивной верстки URL остается неизменным, также сохраняется функциональность сайта, доступная для «десктопных» устройств.

Преимущества адаптивного дизайна, по мнению Google:

  • Пользователям удобнее делиться контентом, если для него используется единый URL;

  • Быстрее создать одну адаптивную страницу, чем несколько вариантов одного содержания;

  • Снижается вероятность типичных ошибок, характерных для мобильных сайтов;

  • Не нужно переадресации, а это сокращает время загрузки;

  • Алгоритмы Google точнее индексируют параметры страницы, а не регистрируют разные версии одной страницы;

  • Экономия ресурсов при сканировании сайта роботом Googlebot. Краулер может просканировать страницу с адаптивным дизайном за один раз, не сканируя все версии контента. Это позволяет Google точнее индексировать содержание вашего сайта и отражать его в поиске.

Со стороны Яндекса комментарий был следующий:

«Владивосток учитывает любые способы оптимизации сайта для мобильных — и мобильную версию с отдельным URL, и адаптивный дизайн, и динамический показ. У алгоритма нет каких-то особых предпочтений, поэтому решение, каким образом оптимизировать веб-сайт и веб-страницу для мобильных, мы оставляем целиком на усмотрение веб-мастеров. Добавим, однако, что мы замечаем в Рунете тенденцию снижения количества отдельных страниц для мобильных (m.site.ru) в пользу адаптивного дизайна и динамического показа».

Вывод: у Яндекса нет предпочтений насчет того, каким образом сайт будет оптимизирован под мобильные устройства: с помощью адаптивного дизайна, динамического показа или мобильной версии с отдельным url. Google же рекомендует использовать только адаптивный дизайн.

С точки зрения SEO, неизменность URL — тоже важное преимущество, и поэтому мы рекомендуем адаптивный дизайн в качестве оптимального способа адаптации сайта для мобильных устройств.

Эксперимент по анализу мобильной выдачи

Мы проанализировали поисковую выдачу на мобильных устройствах, чтобы понять, действительно ли новые алгоритмы уже влияют на нее — или поисковые системы не ушли дальше анонсов и теоретических выкладок.

Проверка проводилась в феврале 2016 года по двум запросам в разных тематиках, и вот их результаты (под «мобильной версией» мы подразумеваем любой из вариантов адаптации сайта под смартфоны).

Запрос «спортивное питание»:    

Позиция в моб. выдаче Яндекс Моб. версия Google Моб. версия
1 www.ironman.ru + www.pitprofi.ru -
2 www.fitbar.ru www.sport-shop.ru -
3 www.massfit.ru www.vitasport.ru -
4 www.sportfood40.ru www.atletic-food.ru +
5 www.avitasport.ru + www.sportfit.ru -
6 www.aminobar.ru www.fitnessbar.ru -
7 www.5lb.ru www.sport-obed.ru -
8 www.edakachky.ru www.bodybuilding-shop.ru -
9 www.promuscles.ru www.megasila.ru -
10 www.rusatlet.ru www.isosport.ru -

Запрос «чехол для смартфона»:     

Позиция в моб. выдаче Яндекс Моб. версия Google Моб. версия
1 www.dns-shop.ru + www.m.citilink.ru.ru +
2 www.kompogolik.ru + www.svyaznoy.ru -
3 www.compyou.ru + www.dns-shop.ru +
4 www.m.citilink.ru.ru + www.moscow.shop.megafon.ru +
5 www.123.ru www.m.youtube.com +
6 www.positronica.ru www.mvideo.ru +
7 www.pixel24.ru www.shop.mts.ru +
8 www.svyaznoy.ru www.123.ru -
9 www.technopark.ru + www.skinon.ru -
10 www.easyhelp.ru + www.positronica.ru -

Как можно видеть из таблиц, очень многое зависит от тематики. В случае с запросом «спортивное питание» только у трех сайтов в выдаче из двадцати есть мобильная версия, и это при том, что ни один сайт не представлен одновременно в топе Яндекса и Google).

Напрашиваются два варианта интерпретации этих данных:

  1. В данной тематике новые алгоритмы не действуют, возможно, их вводили не для всех тематик;

  2. Просто в данной тематике крайне мало адаптированных сайтов или сайтов имеющих мобильную версию.

Во второй таблице (запрос «чехол для смартфона») мы видим несколько иную картину. И в выдаче Яндекса, и в выдаче Google более половины топовых позиций занимают сайты, имеющие мобильную или адаптивную версию. Возможно, в этой тематике, связанной с электроникой и гаджетами, мобильные и адаптивные версии сайтов распространены намного шире. Также стоит отметить попадание в топ нескольких крупных брендов и розничных сетей, чего не наблюдается в тематике «спортивное питание». Видимо, крупные бренды стараются следовать тенденциям рынка, хотя и не всем это удается.

Подведем итоги

По оценке Яндекса, из миллиона самых посещаемых сайтов Рунета адаптированы для смартфонов и мобильных устройств лишь 18%. Эти данные соответствуют наблюдениям агентства i-Media: около 20% сайтов наших клиентов можно считать «мобилопригодными».

На сегодняшний день трудно с достаточной точностью оценить влияние новых алгоритмов на мобильную выдачу. Слишком мало интернет-ресурсов из общей массы адаптированы под мобильные. И эти сложности сохранятся, пока число «дружелюбных» к смартфонам сайтов не начнет расти не просто быстро, а стремительно. В любом случае, положительная тенденция налицо, и уже сегодня многие владельцы сайтов осознают, что иметь версию для мобильных устройств — действительно важно.

Автор: Сергей Лобеев, i-Media (Руководитель группы отдела поискового продвижения)

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine