Интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060: транзисторный мастер на все руки

С ламповыми усилителями бренда Fezz Audio, зародившегося в недрах знаменитого польского производителя тороидальных трансформаторов Toroidy, мы уже очень неплохо знакомы: начали мы с одного из самых «продвинутых» интегральных усилителей Silver Luna Prestige, а сравнительно недавно посмотрели на солидный и мощный Fezz Audio Lybra 300B. В общем, в сегменте ламповых усилителей семейство Лачовски обосновалось давно и надежно.

И вот только в сознании любителей звука закрепилась прочная ассоциация бренда Fezz Audio с ламповыми усилителями, как польские инженеры решили выпустить серию транзисторных, которая получила название Torus — явно с намеком на изначальную деятельность компании. Возможно, стимулом для создания линейки послужила потенциально не самая простая ситуация на рынке радиоламп, возможно — желание разнообразить ассортимент, а может — и всё вместе. На данный момент в ней всего три модели с одинаковым усилительным трактом, но различным набором функций. Мы для знакомства выбрали самый «продвинутый» вариант, который оснастили буквально всем: от фонокорректора для ММ-звукоснимателей до встроенного ЦАПа и даже Bluetooth-модуля.

Технические характеристики

Название модели Fezz Audio Torus 5060
Тип устройства интегральный транзисторный усилитель
Выходная мощность 90 Вт (4Ω) / 65 Вт (8Ω)
Диапазон воспроизводимых частот 5 Гц — 100 кГц
Поддерживаемый импеданс АС 4 — 8 Ом
Аналоговые входы (2×RCA) 3×линейный (2×RCA) 
вход ММ-фонокорректора/линейный
вход предусилителя
Цифровое подключение оптический S/PDIF (24/192 кГц)
коаксиальный S/PDIF (24/192 кГц)
USB (24/192 кГц)
Беспроводное подключение Bluetooth 5.0
ЦАП Wolfson 8740
Выходы разъемы banana для подключения акустики 
2×RCA для записи (tape output)
2×RCA для подключения сабвуфера
джек 6,3 мм для наушников
Отношение сигнал/шум >100dB
Потребляемая мощность макс. 200 Вт
ПДУ есть
Масса 7,5 кг
Габариты 430×330×97 мм
Стоимость на момент тестирования ≈ 195 000 ₽

Комплектация

В комплект поставки входит все самое необходимое для начала эксплуатации, кроме межблочных кабелей — их предлагается выбрать самому пользователю, что в данном случае вполне оправдано. Комплект поставки включает:

  • Усилитель Fezz Audio Torus 5060
  • Кабель питания
  • Руководство
  • Пульт дистанционного управления

Дизайн

Усилитель поставляется в двух вариантах отделки: серебристом и черном. Первый выглядит чуть ярче и привлекает больше внимания, зато оказавшийся у нас на тестировании второй — более строго и элегантно. Корпус выполнен из стального листа и выглядит просто крайне надежным, к качеству сборки тоже никаких вопросов.

Передняя панель сделана из алюминия, по центру сверху мы видим логотип производителя, а под ним — регулятор громкости. Ламповые усилители Fezz Audio носили названия всяческих космических объектов, а серия транзисторных «интегральников» получила название Torus — вероятно, в честь тех самых тороидальных трансформаторов от Toroidy, с которых и началась история Fezz Audio. Форма регулятора громкости явно намекает нам как раз на тот самый тор, более известный как «бублик». В нижней части панели размещены клавиши выбора источника и разъем для наушников — к ним мы еще вернемся.

На верхнюю крышку нанесена крупная надпись Made of music, то есть «сделано из музыки». Звучит красиво, конечно, но вот из чего действительно сделан Fezz Audio Torus 5060, мы сейчас и посмотрим.

Конструкция

Снимем верхнюю крышку и заглянем внутрь устройства. Монтаж вполне приятный, все на своих местах, мелкие нюансы присутствуют, но вряд ли влияют на работу устройства. На всякий случай напомним, что все фото увеличиваются по клику.

По центру расположилась крупная плата усилителя, с которой мы и начнем разговор. Но для начала немного отвлечемся и посмотрим регулятор громкости с электроприводом, обеспечивающим его вращение при использовании пульта дистанционного управления.

Fezz Audio Torus 5060 оснащен двумя полностью независимыми усилителями мощности. Трансформатор общий на оба канала, но с раздельными обмотками — его мы еще увидим ниже. 

Выходные каскады построены на паре транзисторов MJL21193/21194 On Semiconductor, в качестве высокочастотных драйверов используется пара MJE15030/15031.

Размещены транзисторы на солидного размера радиаторах, рядом виднеется тороидальный трансформатор. 

Трансформатор, естественно, производства Toroidy — материнской компании Fezz Audio, с которой все когда-то начиналось.

На следующей плате мы видим россыпь реле HFD27/012-S для коммутации входов, ну и сами входы RCA. А также три шлейфа, один из которых имеем маркировку DAC.

И вот он как раз уходит на нижнюю плату, не попавшую в кадр. А на ней размещен встроенный ЦАП на чипе Wolfson 8740. Там же можно увидеть надпись, сообщающую нам о том, что усилитель разрабатывался совместно широко известным в узких кругах фанатом аналогового синтеза Анджеем «Looptrotter» Старзиком. Вернее, с компанией, которую он основал в 2010 году и назвал своим никнеймом.  

Плата Bluetooth отнесена подальше, построена она на далеко не самом свежем и «продвинутом» Qualcomm QCC3003. Интересно, что есть тут и собственный ЦАП — PCM5101 производства Texas Instruments.

Подключение и эксплуатация

Возможностей подключения у Fezz Audio Torus 5060 немало — скажем пару слов про каждую, а для этого переместимся на заднюю панель. Справа размещен разъем питания с выключателем, а чуть левее и ниже него мы видим наклейку с именами сборщика и тестировщика нашего экземпляра — сотрудников компании, ответственных за то, что мы видели чуть выше. Теперь мы знаем, что их звали Кинга и Марек. Акустику можно подключить с помощью коннекторов Banana или клемм, поддерживаемый импеданс — от 4 до 8 Ом.

Рядом с наклейкой мы видим антенну Bluetooth, а вот кнопка его включения расположена в самой левой части панели. Далее находится аж четыре линейных входа 2×RCA,  нажатие кнопки рядом активирует встроенный фонокорректор, позволяя напрямую подключить к четвертому входу виниловый проигрыватель. Клемма для заземления расположена чуть выше кнопки.

Ниже находятся три порта для цифровых источников:  USB, оптический и коаксиальный S/PDIF. Все три поддерживают потоки вплоть до 24 бит/192 кГц. Следом размещен вход Preamp Input, отправляющий сигнал сразу на секцию усиления мощности, что может пригодиться при интеграции Torus 5060 с домашним кинотеатром. Предусмотрена возможность отключения этого входа с помощью специальной кнопки рядом — чтобы не «фонил», если не нужен.

За ним следует выход с фиксированным уровнем,  названный Tape Output, то есть предназначенный для записи на магнитофон. Очень правильная и полезная опция, если учесть, что новая волна интереса к записям на магнитной ленте в самом разгаре, а в сетапах многих любителей звука все чаще можно встретить катушечный магнитофон, а то и кассетную деку. Еще правее находится выход на активный сабвуфер — тоже полезная штука, правда почему-то в документации нет данных о настройках встроенного кроссовера.

Еще один выход — джек 6,3 мм для наушников — размещен на передней панели, куда мы и отправляемся. Левее разъема видны кнопка питания и окошко приемника ИК-сигнала от пульта дистанционного управления.

По центру находится уже знакомый нам регулятор громкости — потенциометр с ограничением угла вращения. Работает он очень мягко и плавно, покрытие крайне приятно на ощупь… В общем, пользоваться — одно удовольствие.

Кнопки в правой части панели отвечают за выбор активного входа. Сделаны они из прозрачного пластика и при включении подсвечиваются — выглядит очень симпатично. 

Ну и, конечно, управлять Torus 5060 можно с помощью ПДУ. Сделан он из металла и обладает весьма изящным дизайном. Но в данном случае изящество пошло немного вразрез с удобством: выбор активного входа осуществляется пролистыванием, потому переход от одного к другому может потребовать аж до пяти кликов. При этом места хватило бы и для восьми клавиш выбора источника. Ну, зато красиво и стильно — тут не отнять. Клавиши громкости смещены вниз и размещены вертикально — их удобно использовать на ощупь, вот уж что хорошо — то хорошо. 

Звучание

Усилители Fezz Audio мы уже традиционно тестируем сразу с двумя хорошо знакомыми нам комплектами акустики Martin Logan. На этот раз для большего контраста мы решили взять большие напольные колонки и сравнительно компактные «полочники». Перечислим все использованные компоненты:

  • Трехполосная напольная акустика Martin Logan Motion 40i. 
  • Полочная акустика Martin Logan Motion 35XTi.
  • сетевой проигрыватель Aurender A200 (подключен к Torus 5060 посредством USB).

Как и всегда, перед началом рассказа о прослушивании отметим два важных момента. Во-первых, используемая акустика вносит несоизмеримо больший вклад в звучание системы, чем усилитель — об этом никогда не стоит не забывать. Во-вторых, прослушивание всегда производится в специально подготовленном для этого помещении — не том, где проводится фотосессия.

Оба комплекта предсказуемо хорошо «спелись» с Fezz Audio Torus 5060, сохранив при этом собственную специфику и уникальный характер. По устоявшейся традиции,  мы будем брать каждый прослушанный трек, после чего отдельно описывать наши впечатления от него при работе тестируемого усилителя с разными колонками.

Pink Floyd — Shine On You Crazy Diamond. Классика прог-рока и самая длинная песня Pink Floyd. А заодно — чуть ли не самая атмосферная, с массой фоновых звуков и мелких деталей, находить которые можно в каждом новом прослушивании, даже если его порядковый номер уже трехзначный. 

Motion 35 XTi:  Вот чем хороши эти «полочники», так это на редкость сбалансированным звучанием. Отлично читаемые средние, сдержанный бас, хорошо детализируемые высокие… В итоге и гитарные соло воспринимаются как надо и легкая «басовая поддержка» чувствуется… Все очень легко, непринужденно и ненавязчиво — хочется просто закрыть глаза и расслабиться… А от звуков соло на саксофоне Дика Пэрри можно даже слегка воспарить над креслом. Задача усилителя в данном случае — дать колонкам раскрыться и не мешать, с чем Torus 5060 прекрасно справился.

Motion 40i:  Вот в таком вот прямом сравнении особенно остро понимаешь, зачем нужны «напольники». Сразу появляются и объем, и внятный акцентированный бас — композиция все та же, но звучит еще более захватывающе. Конечно, той идеальной прозрачности середины тут уже нет, зато звук полновесный и «универсальный» — на комплекте из Torus 506 и Motion 40i будут хорошо звучать самые разные композиции, но при этом окраска звучания будет довольно оригинальной: чуть с акцентами на краях диапазона.

The Lost Fingers — Tom»s Diner. Хит Сюзанны Веги, который стал по-настоящему популярен благодаря «подпольному» ремиксу британских диджеев из дуэта DNA. Песня с одной из самых интересных и захватывающий историй: в частности, благодаря ей Сюзанну называют «мамой MP3». Количество переосмыслений этой композиции огромно, вот еще одно, на этот раз в акустике.

Motion 35 XTi:  Прекрасно детализированный звук гитары, очень «вкусно» поданный вокал — вот все на своем месте. Такие вот не перегруженные инструментами «камерные» треки — отличный способ показать все самые сильные стороны этой пары. Эффект присутствия поразительный, точная подача транзисторного усилителя приходится как нельзя кстати. В целом звук получился очень приятный — пожалуй, в данном случае будем уместно именно это слово. 

Motion 40i:  Тот момент, когда баса многовато — за счет небольшого дисбаланса теряется эффект присутствия. Зато звучание вновь становится несколько более эффектным, так что тут дело вкуса.

Sonic Elysium — Teatro Absurda. Композиция от одной из главных «надежд и опор» российской трансовой сцены — проекта, созданного в 2008 году Алексеем «LSB» Мамзелевым. 

Motion 35 XTi:  Fezz Audio Torus 5060 совместно с «полочниками» сделал акцент на атмосферной части трека, подчеркнув моменты, которые обычно не замечаешь где-нибудь на танцполе в грохоте сабвуферов: прекрасные синтезаторные партии, эмибентные звуки. При этом НЧ-диапазон остается на удивление читаемым, ощущения его нехватки не создается. 

Motion 40i:  Ну, а немного форсированный бас напомнил нам о том, что трек танцевальный — это было предсказуемо. В итоге все прозвучало именно так, как нам хотелось:  качающе и мощно, но с отлично читаемой серединой. И подвигаться можно, и послушать — просто здорово. Что особенно ценно, впечатление остается столь же хорошим, даже если основательно поднять громкость.

Sonny Sitt — Just Friends. Самое время отдохнуть от танцевальных ритмов, да и куда же мы без джаза. Популярная некогда песня, ставшая джазовым стандартом, в исполнении интереснейшего саксофониста Сонни Ситта, который много сотрудничал с Чарли Паркером, Майлсом Девисом и прочими, но совсем большой популярности так и не снискал, хотя записал при этом более 100 альбомов.

Motion 35 XTi:  Вот с первых нот вступления и до коды — очень хорошо. Звукоинженер записи решил основательно «поиграть» со стереэффектом, благодаря чему можно без особых усилий понять: ударные справа, саксофон слева ближе к слушателю, по центру и чуть поодаль расположился контрабасист, прямо за Сонни и чуть левее стоит рояль… Все это создает впечатление, что мы слушаем концерт где-нибудь в камерном джазовом клубе. В общем, масса удовольствия.

Motion 40i:  И снова теряем в позиционировании и глубине «виртуальной сцены», зато выигрываем в объеме. Честно говоря, именно эту композицию «полочники» подали поинтереснее, а вот для Motion 40i не мешало бы добавить чуть специфичной «ламповой» окраски, взяв в качестве усилителя какой-нибудь Fezz Audio Titania.

Tardigrade Inferno — We Are Number One. Духовые послушали — время для перегруженных гитар. Tardigrade Inferno — прекрасная петербургская команда, которая описывает свою музыку следующим образом: «Мы играем дарк-кабаре метал. Наверное». У них много авторского материала, но вот именно эта композиция написана Мауни Сваварссоном для исландского телесериала LazyTown.

Motion 35 XTi: Немного «грязная» запись с перегруженными гитарами, которая сделана максимально плотной и слегка «кашеообразной». И вот тут создается впечатление, что «полочники» с их ровным звучанием и склонный к «аналитичному» звуку транзисторный усилитель — немного не то, что тут нужно. Слишком уж остро воспринимаются шероховатости записи, особенно после кристальной чистоты прошлого трека. 

Motion 40i:  Если полочная акустика вытащила на свет божий все погрешности записи, то напольная добавила ей эффектности, баса и объема — честь ей и хвала за это, получилось как надо. Все равно все гудит и смешивается в кашу, но звучит как-то по-панковски весело и задорно.

DNCE — Cake By The Ocean. Без поп-музыки тоже никак нельзя обойтись. За нее у нас в этот раз отвечала американская группа DNCE, основанная в 2015 году Джо Джонасом после распада Jonas Brothers. Ну и чуть ли не главный ее хит про непреодолимое желание съесть торт на берегу океана в хорошей компании.

Motion 35 XTi:  Весело и непринужденно — даже если увеличить громкость. Не самая требовательная к акустике композиция, прямо скажем. Но вот должно это звучать легко и ненапряжно — так и звучит. Немного режут слух основательно приподнятые в миксе хай-хэты, но это вопрос не к нашему сетапу, а к авторам композиции — что поделаешь, они так видят. 

Motion 40i: Добавили поп-музыке глубокого баса, ну что тут может пойти не так? Но вот может… Акценты на краях диапазона получились на любителя: внизу ухают басы, сверху сыплют хэты. Не самое универсальное звучание, но обладающее своими поклонниками, надо отметить. В очередной раз заметим, что от домашней акустики мы ждем не «ровности и мониторности», а эффектного и вызывающего эмоции звучания. А дальше уже дело вкуса.

Людвиг ван Бетховен — Соната №14 в до-диез миноре. Да-да, та самая «Лунная соната». Слегка набившая оскомину классика, но от того не менее прекрасная — иногда такие треки стоит вспоминать даже тем, кто всерьез травмирован музыкальной школой. 

Motion 35 XTi:  Основательно прибираем громкость, при этом детальность СЧ-регистра остается все такой же высокой — прекрасно. Хорошие «полочники» и качественный усилитель — ну что еще нужно для фортепианной музыки?  

Motion 40i:  А нужно отсутствие всяческого лишнего: акцентов на краях диапазона, слишком большого объема. Нет, конечно, напольная акустика отработала на все 100%, но вот нет смысла усложнять… Чуть более объемное звучание низа, легкий акцент на высоких и фортепиано звучит уже не так живо, что особенно чувствуется в прямом сравнении. Но еще раз заметим, что мы сравниваем два комплекта очень хорошей акустики. Если бы мы поставили рядом какие-нибудь мультимедийные колонки, любой из них выиграл бы без тени сомнения.

В общем, оба наших сетапа показали себя прекрасно: Fezz Audio Torus 5060 одинаково хорошо сработался и с большими трехполосными напольными колонками, и с компактными полочными. Первые предсказуемо более универсальные и звучат более эффектно, зато вторые радуют отличной детализацией и замечательной подачей камерной музыки.

Итоги

Дебют удался, «правило первого блина» на линейке транзисторных усилителей Fezz Audio не сработало — получилось хорошо. Выбирать имеет смысл самую «заряженную» версию — с Bluetooth, фонокорректором,  множеством вариантов подключения и встроенным ЦАПом. Никто не заставляет использовать всё и сразу — что-то пригодится после покупки, что-то останется на потом… Благодаря разнообразию вариантов подключения и умению взаимодействовать с разной акустикой Torus 5060 легко переживет и появление в сетапе новых компонентов, и смену колонок… В общем, это очень хороший вариант для тех, кто ищет универсальный усилитель всерьез и надолго.

Полный текст статьи читайте на iXBT