Импортозамещение в IT-отрасли: возможности и перспективы

Введение События, связанные с Украиной, а так же с многочисленными санкциями, введенными против России, породили новый тренд в нашей промышленности: «Господа, встречайте импортозамещение». При этом, казавшиеся еще вчера такими новыми тренды на «инновации», «нанотехнологии» и «модернизацию» никуда не пропали, но перешли в состояние «само собой подразумевается». Честно вам скажу, что я не разбираюсь в нанотехнологиях, а под словом «модернизация» я по-прежнему подразумеваю апгрейд, замену одной единицы техники на другую. Ну, в крайнем случае, услугу по трейд-ину автомобиля.

Что же касается импортозамещения, то в области IT-отрасли нам действительно есть, что сказать. Мы не станем говорить об узкоспециализированном оборудовании, об передатчиках сотовой связи, радарах и прочем. Мы рассмотрим более близкие нам компьютеры, серверы, сети, и возможно, строки этой статьи заставят задуматься нас о том, насколько новый тренд, заданный правительством, имеет шансы на успех,

Вопрос — зачем? Давайте сначала разберемся в том, для чего нам вообще что-то на что-то замещать. Дело в том, что крупных игроков в мире IT не так уж и много. Это многомиллиардные компании, которые задают стандарты отраслей. Такие, как Microsoft, Cisco, Oracle, Hewlett Packard, Dell и другие. Модель их современного бизнеса подразумевает то, что клиент «подсаживается» на определенные решения и ему не дают «соскочить» на протяжении всего времени. При все при этом, Россия для таких глобальных компаний — лишь часть рынка развивающихся стран. Безусловно, Россия приносит им серьезные доходы, но в случае чего — и без нас обойдутся. И вот самый простой пример политической конфронтации между РФ и США вылился в то, что компания Cisco не смогла осуществить поставки оборудования в Министерство Обороны. А это означает, что какой-то из проектов, на который были выделены деньги, просто подвис, и будет находиться в подвешенном состоянии неопределенное время, пока либо кто-то не привезет в МинОбороны контрабандную Cisco, либо не заменят в технической спецификации оборудование на другое, либо пока напряженность в отношениях двух стран не пойдет на спад. Заметьте — этот пример можно отнести к самым безобидным. Куда страшнее, если отказывает медицинское оборудование, а запчасти нельзя поставить из-за санкций. В этом случае на кону оказываются здоровье и жизни людей.

Cisco

То есть получается, что потратив время и средства на обучение специалистов, проработку проектов, купив ключевое решение от одного вендора, организация становится заложником политической возни где-то там наверху. Производитель разводит руками, а для заказчика любая проволочка — это убытки, штрафы и новые затраты.

В то же время, Россия — это страна, которая потребляет IT-продукты. У нас есть свои разработки, но в большинстве своем рассчитанные на локальный рынок, и в общемировой среде их можно не учитывать.

Поэтому, когда я говорю про импортозамещение в IT сфере, я считаю, что для нашей страны нет необходимости строить заводы по производству сетевого и серверного оборудования. Гораздо важнее на первом этапе — разорвать привычный круг поставщиков IT-оборудования и услуг, добавив компании из стран, не настроенных агрессивно к России. Нам надо избежать ситуации, когда организация работает, например, только с серверами HP или IBM, только с сетевым оборудованием Cisco, только на программном обеспечении Microsoft и т.д.

Сегодня в законе о государственных закупках у заказчика есть право определять марку поставляемого оборудования или ПО для обеспечения совместимости с уже используемым оборудованием. Грубо говоря, имея один сервер HP, заказчик закупает по конкурсу другой сервер HP, указывая в документации, что поставка серверов других фирм не допускается, так как требуется совместимость с уже установленным сервером ProLiant DL380. Спорить, как правило, бесполезно. Отменив возможность этого ограничения, можно было бы снизить зависимость организации от продукции «любимого» производителя. Порочный круг будет разорван, и это станет первым шагом в стратегии импортозамещения.

Второй вопрос — что нужно заказчику? Бытует мнение, что в любой организации существует связь между закупочным отделом и поставщиком. Слухи о многомиллионных откатах, больших бонусах заказчику и баснословных прибылях вендора, то там то сям выливаются в ругань в социальных сетях и на форумах. На самом деле, в сфере гос. заказа на IT оборудование коррупции стало намного меньше. Сейчас, когда большая часть закупок осуществляется через тендеры, откаты и бонусы в IT — это единичные случаи. Но почему заказчик продолжает работать с крупными корпорациями? Что ему нужно, если не откаты и бонусы?

Ответ простой — заказчику не нужно проблем с проектом, оборудованием или софтом, ему нужно, чтобы все работало и не отвлекало от других дел. Организация не просто с радостью переплачивает за продукцию компании, имеющей сервисный центр в его регионе, но и доплачивает за поддержку в режиме 24×7, за возможность решить вопрос удаленно, быстро восстановить базу данных, бесплатно и оперативно заменить блок питания или материнскую плату, или понять, как остановить новый тип аномального трафика.

Если мы серьезно думаем об импортозамещении в IT, то надо начинать работу именно с вопроса: сможем ли мы обслуживать то, на что собираемся замещать? Ведь компании типа IBM, HP, Microsoft или Cisco, имеют представительства в разных регионах, десятки сервис-центров во всех городах, склады запчастей, круглосуточную техподдержку и грамотный персонал. Эти гиганты инвестировали многие и многие миллионы в создание своих представительств и центров компетенции. Ведь если проектное бюро занимается новым дата-центром, как вы думаете, куда обращаются его сотрудники для того, чтобы выяснить, какие сетевые шлюзы заносить в проект, какие UPS-ы и генераторы? Конечно к производителю через представительство или местного дилера.

Центр поддержки

Не надо считать, что покупатель любит продавца. И те и другие считают, что их партнеры зажрались, что они «давно уже не те», «ломят цены», «не выдерживают сроки» и так далее и тому подобное. Я вас уверяю — большинство заказчиков легко поменяют поставщика, если новый обеспечит тот же ценовой уровень, тот же класс надежности и поддержки. А что касается любимого всеми отката, то как сказал один мой знакомый менеджер по продаже корпоративных решений, если заказчик захочет — он получит откат с любого. Сегодня не та ситуация, когда не дают — сегодня как правило уже не берут.

Итак, мы с вами разобрались в том, какие первые шаги следует сделать. Государство должно слегка изменить многострадальный закон о гос. закупках, чтобы дать больше возможностей по поставке эквивалентных товаров. Производителям, желающим расширить присутствие на нашем рынке, следует начинать вкладываться в представительства, техподдержку и маркетинг. Причем, не в тупой маркетинг скидками и играми в соц.сетях, а в технический, чтобы просвещать пользователя о своей продукции и новых решениях.

Разумеется, вы спросите меня — если мы говорим о полноценном импортозамещении, то есть замене иностранного оборудования и программного обеспечения на наше, отечественное, можно ли считать российскими те же серверы, собранные на платформах Intel и Supermicro? В случае, если наш производитель осуществляет модную сегодня «отверточную» сборку, обеспечивает техподдержку и консультации заказчика, становится ли его продукт российским? Я считаю, что да. Тем более мы понимаем, что самостоятельно производить микрочипы для ПК сегодня Россия не в состоянии. Тогда вполне закономерно выглядит следующий вопрос.

Полный текст статьи читайте на HWP.ru