Евгений Карпов, vStack: К 2030 году гиперконвергентный подход станет в России преимущественным
ПО Цифровизация
Гиперконвергенция объединяет вычислительные ресурсы, системы хранения данных и сетевые функции в единую платформу, что упрощает управление ИТ-инфраструктурой и снижает затраты на обслуживание. Гиперконвергентный подход может быть применен в рамках построения ландшафта ИТ инфраструктур в широком спектре заказчиков. Например, государственные учреждения применяют его, чтобы автоматизировать процессы и обеспечить безопасности данных, финансовые организации — для оптимизации бизнес-процессов и работы с клиентами, производственные предприятия — для управления производственными линиями и мониторинга оборудования, образовательные учреждения — для создания единой образовательной среды и управление учебными ресурсами. Этот подход является логичным витком эволюции ИТ-инфраструктур и в эпоху глобализации, максимально повышает эффективность работы компании. Одним из примеров современных российских гиперконвергентных продуктов (HCI) — корпоративная платформа виртуализации vStack HCP. Это высокопроизводительное гиперконвергентное решение для создания виртуальных дата-центров на базе стандартного серверного оборудования вышло на рынок в 2018 г. Большая часть его архитектуры создана компанией vS
CNews: Гиперконвергентные решения достаточно давно известны на российском рынке. Насколько сегодня они востребованы отечественными заказчиками?
Евгений Карпов: Такие решения пользуются высоким спросом, особенно в последнее время. Причина в том, что они позволяют оптимизировать ИТ-инфраструктуру, сделать ее более эффективной. При ее создании не потребуется покупать дорогостоящее оборудование — СХД или специфические серверы. Достаточно будет обычных ОЕМ-серверов, то есть на старте гиперконвергентное решение будет дешевле конвергентного.
CNews: Кому нужны подобные решения и как их использовать?
Евгений Карпов: Гиперконвергенция используется повсеместно, во всех областях. Она нужна всем, кто применяет виртуализацию, внедряется там, где есть задача импортозамещения собственной инфраструктуры, где развернута распределенная инфраструктура (удаленные офисы), где стоит задача внедрения VDI или выделены отдельные контуры для тестирования и разработки. Наши потенциальные клиенты — компании, у которых инфраструктура строится более чем на четырех физических хостах. В этом случае гиперконвергенция дает значительно лучший результат, чем классические конвергентные схемы.
Например, если имеется горизонтально масштабируемое ПО, и нет какой-то сильно перегруженной виртуальной машины (ВМ), гиперконвергенция сможет максимально продемонстрировать свои возможности. Это готовое решение для развертывания ЦОД «в коробке», поэтому основные его заказчики — крупный государственный бизнес, корпоративный сегмент и провайдеры. В России это предприятия добывающей отрасли, промышленность, ритейл и финансовый сектор.
CNews: Какие преимущества гиперконвергентной инфраструктуры являются ключевыми с точки зрения бизнеса, а какие — с технической?
Евгений Карпов: Для бизнеса это сокращение затрат, оптимизация ТСО. Затраты на гиперконвергентное решение в расчете на 3–5 лет меньше, поскольку оно требует меньше персонала для обслуживания. Бизнес может сократить издержки за счет оптимизации ИТ-отдела. Гиперконвергентные решения не только просты в управлении, но и позволяют получить высокую производительность. Трехлетнее содержание кластера из 15 физических узлов обойдется как минимум вдвое дешевле системы, построенной по конвергентному подходу.
CNews: Какие проблемы решает гиперконвергенция в плане обеспечения высокой доступности и отказоустойчивости?
Евгений Карпов: Поскольку гиперконвергентная инфраструктура состоит из одинаковых блоков, можно исключить недоступность одного ресурса. Выход из строя любого элемента не приведет к потере данных. В плане отказоустойчивости ключевым моментом является сетевая связность узлов кластера.
CNews: Каковы основные вызовы, с которыми сталкиваются компании при переходе на гиперконвергентные системы?
Евгений Карпов: Если стоит задача миграции на гиперконвергентное решение, но компания не готова менять существующую инфраструктуру, понадобится валидация уже имеющегося оборудования. Также нужно внимательно изучить текущие задачи решаемые за счет СХД, чтобы предложить альтернативу либо гибридные варианты. Трудности возможны и при наличии перегруженных виртуальных машин. Выступая в роли внешнего консультанта, мы помогаем заказчикам реализовывать наш подход, подсказываем, как можно безболезненно поменять инфраструктуру.
CNews: Какие ключевые факторы необходимо учитывать при выборе гиперконвергентного решения?
Евгений Карпов: Нужно исходить из того, какой технологический стек лежит в основе того или иного решения, как вендор позиционирует свой продукт. Также важна поддержка продукта от вендора. Необходимо понимать, что именно предлагает вендор: монолитное решение или просто гипервизор, требующий дополнительной интеграции.
CNews: Какие продукты в экосистеме vStack являются основными и каковы сценарии их применения?
Евгений Карпов: Основной продукт — гиперконвергентная платформа vStack HCP. Главный сценарий ее применения — заказчики, нуждающиеся в виртуализации своей ИТ-инфраструктуры, виртуальные ЦОД облачных провайдеров. Другой ключевой продукт — vStack Cloud Panel, облачная панель управления для бизнеса. Провайдеры используют ее для биллинга, управления услугами. Заказчики могут с ее помощью создавать ВМ. Кроме того, у нас есть собственная система vStack Backup для надежного резервного копирования и всей инфраструктуры, построенной на vStack.
CNews: В чем главные отличия виртуализации vStack от предложений других игроков на рынке?
Евгений Карпов: Это уникальный технологический стек. Мы не используем гипервизор KVM. У vStack низкий показатель CPU Overhead (отношение производительности виртуализованного сервера относительно физического) — всего 2–5%, высокий показатель CPU Overcommit — до 900%. То есть виртуализированного «железа» в девять раз больше, чем физического. Для KVM этот показатель — около 150%.
KVM распространяется по лицензии GPL. Для нас это тупик, поскольку обязывает разработчиков предоставлять свой код в открытое сообщество. Это важно для продвижения на мировом рынке, а мы рассматриваем такую возможность, так как на отечественном рынке рано или поздно будет достигнут предел развития продукта.
Кроме того, альтернативные гипервизоры потребляют больше физических ресурсов, из-за «унаследованного» кода у них выше накладные расходы на виртуализацию (overhead). Мы же не обременены предыдущими разработками, не зависим от сообщества разработчиков и сами выбираем пути развития.
CNews: Какая архитектура у гиперконвергентой платформы vStack?
Евгений Карпов: У нас единая монолитная платформа, единый дистрибутив, максимальная автоматизация всех ручных операций. Наша платформа позволяет работать не только с дорогим оборудованием, но и с «железом» потребительского уровня. Его можно использовать, например, для создания тестового кластера. Благодаря низким издержкам виртуализации у vStack очень высокая производительность на уровне вычислений, систем хранения и сетевом уровне. А единое решение позволяет получить все и сразу, не требует каких-либо дополнений или интеграции.
CNews: Какие функции реализует гиперконвергентная платформа vStack, и что это дает владельцам инфраструктуры?
Евгений Карпов: Базовые функции — создание виртуальной инфраструктуры, виртуальных машин и сетей. Поддерживается мультитенантность (или мультиарендность), когда одна инсталляция ПО обслуживает несколько арендаторов. Это позволяет разграничивать ресурсы в кластере для разных проектов, команд и задач.
Функциональные возможности vStack включают тонкую настройку и богатую кастомизацию ВМ, применение различных видов оптимизации, уникальный сетевой слой — гетерогенные сети. На уровне хранения данных поддерживается компрессия, дедупликация, коррекция ошибок. Это повышает эффективность использования нашего решения, позволяет экономить на аппаратном обеспечении.
CNews: Насколько легко можно масштабировать гиперконвергентную инфраструктуру в зависимости от потребностей компании?
Евгений Карпов: Топология гиперконвергентной инфраструктуры построена из одинаковых блоков. При необходимости достаточно добавить нужное количество узлов. Есть горизонтальное и вертикальное масштабирование. В первом случае к платформе vStack добавляются новые серверы, во втором — наращиваются ресурсы используемых серверов.
Чтобы увеличить вычислительную мощность, достаточно закупить дополнительные серверы, причем можно использовать «железо» практически любого вендора. Золотое правило — при любом масштабировании конфигурации и состав каждого сервера в инфраструктуре должны быть идентичными.
CNews: Как гиперконвергентные технологии влияют на стоимость владения ИТ-инфраструктурой?
Евгений Карпов: Инфраструктура HCI не требует использования дорогостоящего оборудования, например, СХД или дополнительных коммутаторов, а для ее обслуживания нужно меньше персонала. Многие задачи в гиперконвергентной среде упрощаются за счет более простых процессов и автоматизации. Это дает существенную экономию по сравнению с классической инфраструктурой.
CNews: Существует ли для vStack проблема привязки к производителю?
Евгений Карпов: Нет, есть лишь минимальные требования к организации кластера — четыре физических хоста и определенные минимальные комплектующие. В настоящее время мы поддерживаем системы х86, другие процессоры пока что не поддерживаются.
CNews: vStack использует в своей платформе большое количество собственных разработок. Каких именно?
Евгений Карпов: Технологический стек нашего решения использует собственные технологии. Его основа — не готовый продукт Open Source, дополненный интерфейсом и API. Гиперконвергентная ОС vStack реализована на основе FreeBSD, есть уникальный сетевой слой. Это отличает нас от других игроков рынка: мы можем разрабатывать и развивать свой продукт в том направлении, которое считаем важным, и не зависеть от сообщества разработчиков.
Мы создали уникальный кластерный слой, собственный слой управления, включающий три типа контроллеров (SDC/SDN/SDS), собственную виртуальную сеть. Функции SDS, SDC и SDN выполняются кластером унифицированных серверов x86.
CNews: Как vStack адаптируется к изменениям в ИТ-отрасли, как поддерживает актуальность своих решений?
Евгений Карпов: Мы реагируем на современные тренды, ориентируемся на своих заказчиков и по их желанию можем дорабатывать свои продукты. Они формируют запрос на изменение функционирования продукта (Feature request) или добавление новых функций. Такие запросы от ключевых заказчиков являются для нас приоритетными. Также мы включаем в свою дорожную карту схожие запросы от потенциальных заказчиков и можем быстро их приоритезировать.
CNews: Как повлиял на vStack уход с российского рынка ведущих вендоров? Какие зарубежные продукты может заменить vStack? Позволяет ли переход на платформу vStack добиться технологической независимости?
Евгений Карпов: Фактически vStack является альтернативой продуктам VMware и Microsoft Hyper-V, гиперконвергентной платформы Nutanix. Сегодня в рамках импортозамещения компании вынуждены искать альтернативные решения, так как без поддержки вендора задача надежного функционирования систем существенно осложняется. Хотя многие компании все еще используют в своей инфраструктуре западные решения, они постепенно переходят на альтернативные продукты, тестируют их.
vStack предлагает современный подход к построению ИТ-инфраструктуры. Мы стараемся использовать последние инновации в области виртуализации. Заказчиков привлекает также возможность оптимизации ИТ-инфраструктуры за счет внедрения HCI. Создаваемое нами сообщество заказчиков позволит им делиться опытом, изучать примеры внедрения. Также мы прилагаем значительные усилия к разработке документации по нашему продукту. Это поможет заказчикам самостоятельно внедрять какие-то опции и вносить изменения в ПО. Так, например, в будущей версии vStack, будет реализован новый тип виртуального сетевого порта, работающего в пространстве ядра ОС; благодаря ничтожно малому количеству контекстных переключений значимо повышается количество пакетов в секунду, которое такой порт может обслужить, а также поддержка TPM (Trusted Platform Module) в гипервизоре vStack HV, GENEVE-фабрика: мультикластерные и кросс-сайтовые сети, возможность использования QinQ с момента установки, новый механизм избыточности: DRAID
CNews: Можете ли вы привести примеры успешного внедрения vStack?
Евгений Карпов: Наиболее значимые для нас примеры — это внедрение у международного провайдера ServerSpace (уже в 9 странах, более 500 хостов) и развертывание vStack в 2023 г. в подразделениях компании «Билайн».
CNews: Какие тенденции можно отметить в развитии гиперконвергенции? Каким вы видите будущее решений HCI, какую роль они будут играть в цифровой трансформации предприятий?
Евгений Карпов: Мы считаем, что будущее за гиперконвергенцией. К 2030 г. в России гиперконвергентные решения станут преимущественным подходом. Понимая такие преимущества HCI как экономичность, простота управления, безопасность, консолидация ИТ-инфраструктуры и операционная эффективность, все большее число российских предприятий рассматривают подобные платформы, а новые геополитические вызовы и уход с рынка глобальных компаний резко увеличили спрос на импортозамещающие решения. Поэтому этот тренд будет расти.
CNews: Что нового в последних релизах vStack? Как будет дальше развиваться экосистема решений vStack?
Евгений Карпов: Экосистема решений vStack растет с каждым годом. Помимо того, что у нас появились такие продукты как vStack Backup и vStack Storage, мы разрабатываем систему vStack VDI. В 2024 г. ITPOD совместно с vStack анонсировала запуск системы хранения данных собственной разработки ITPOD Storage. Она позволяет компаниям плавно перейти на инфраструктуру HCI или мигрировать с зарубежного решения хранения на отечественное.
Появилась возможность развертывания vStack в распределенной среде («растянутые» кластеры). Географически удаленные узлы обеспечивают отказоустойчивость при выходе из строя одной площадки. В числе новых функций — объединение кластеров в единую систему управления. Мы уверены, что они будут высоко оценены нашими пользователями.
Полный текст статьи читайте на CNews