Экшн-камеры X-Ride Ultra HD и X-Ride Full HD: такие похожие и такие разные
Данной статьей мы продолжаем отыскание защищенной спортивной камеры, которая бы имела миниатюрные размеры, позволяла вести экшн-съемку, в том числе в неблагоприятных условиях, и снабжалась хорошим набором аксессуаров. Еще одно важное условие: стоимость такого аппарата не должна вводить в уныние. В качестве очередного претендента было решено рассмотреть обычный с виду аппарат — точнее, даже два аппарата, выпускаемые под торговой маркой X-Ride Electronics.
Конструкция, технические характеристики
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
На фото выше приведены рассматриваемые камеры в паре с управляющими устройствами, пультами дистанционного управления. Пульты, как видим, различаются кардинальным образом. Интересно, имеются ли еще какие-то значимые отличия в комплектности изучаемых камер?
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
|
|
Комплектность камер оказалась удивительно похожей. Точнее, совершенно похожей, за исключением разных конструкций пультов дистанционного управления. О них мы еще расскажем подробно, а пока рассмотрим собственно камеры.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
«Да, конечно, очередной клон все знают какого бренда» — скажет опытный пользователь. Видимо, недостаточно опытный. Если бы это было так, он бы знал, что подавляющее большинство велосипедов также похожи до чрезвычайности — рама, два колеса, руль и седло. Точно так и в нашем случае: похоже, такой формфактор экшн-камер стал фактически стандартом для большинства экшн-операторов. Хотя, не исключаем, тут не без успеха используется и психология: покупатель, завидевший «кирпичик», который напоминает своей формой имя известного бренда — это наполовину твой покупатель.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
На обоих аппаратах имеются одинаковые органы управления, одинаковый набор кнопок, индикаторов и интерфейсов. С их помощью можно управлять съемкой, просматривать записанное фото и видео, наблюдать за текущим статусом аппарата, изменять любые доступные в камерах настройки, подзаряжать встроенный аккумулятор и выводить видео- и аудиосигнал на внешнее устройство контроля и просмотра.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
В корпусы обоих аппаратов вмонтированы посадочные резьбовые отверстия для крепления к стандартной штативной головке. Есть у этих креплений и недостаток — их глубины оказывается недостаточно, так как стандартная штативная резьба обычно длиннее на миллиметр-два. Поэтому для того, чтобы посадить камеры на штатив, нам приходилось пользоваться толстыми резиновыми прокладками. Впрочем, имеющиеся в комплекте камер переходные крепления с такой резьбой идеально подходят к данным отверстиям — оно понятно, для них они и изготовлены.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
Прилагаемые пульты ДУ кардинально различаются по конструкции: у «старшей» камеры — полноценное самостоятельное устройство с дисплеем, пусть и небольшим, всего полтора дюйма по диагонали. Расположенные по бокам кнопки позволяют как управлять записью, так и изменять настройки.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
Пульт ДУ второй камеры, «младшей», гораздо проще — это банальный радиопередатчик, всегда готовый к работе, имеющий лишь две кнопки: фотосъемка и видеозапись.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
Отметим важный момент: пульты ДУ обладают некоторой защитой от проникновения воды, однако рассчитано это на работу в условиях дождя, но никак не при нырянии: радио в воде все равно не работает.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
Чтобы осуществить соединение с пультом ДУ, нужно в настройках камеры активировать пункт RF Mode. При соединении дисплей камеры гаснет, а картинка выводится на дисплей пульта. Видео уверенно транслируется на пульт, максимальное расстояние между камерой и пультом до разрыва видеотрансляции составляет 100 метров при отсутствии преград и других Wi-Fi сетей в окружении. Однако для получения камерой команд с пульта требуется значительно меньшее расстояние — для того, чтобы начать или остановить запись, камера и пульт ДУ должны находиться в 15-20 метрах друг от друга. |
Этот водонепроницаемый пульт ДУ не требуется включать, он всегда готов к работе. Если камера включена, то она среагирует на нажатие кнопки, если расстояние между гаджетами не превышает 30 метров (при отсутствии преград). |
Во время длительной записи даже при работающем Wi-Fi обе камеры нагреваются незначительно, температура на некоторых участках корпусов достигает лишь 40 °C. Результаты измерения длительности беспрерывной видеозаписи от полностью заряженного аккумулятора приводятся в сравнительной таблице спецификаций.
Объектив | ||
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD | |
поле зрения | 170° | 160° |
фокусное расстояние | f = 2,8 мм | f = 2,8 мм |
оптический зум | нет | нет, только цифровой |
Камера | ||
|
CMOS Type 1/3″, 4 Мп | CMOS 1/2,7″, 5 Мп |
Габариты, масса |
|
|
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект |
|
|
Носитель | карта памяти microSD/SDHC/SDXC до 64 ГБ | карта памяти microSD/SDHC до 32 ГБ |
Форматы видео | В тексте статьи | |
Интерфейсы |
|
|
Прочие характеристики |
|
|
Цена, руб. | 17 500 | 11 000 |
Видео/фотосъемка
Камера X-Ride Ultra HD снимает только в системе NTSC, которая характеризуется частотами, кратными американо-японской частоте в электросети (60 Гц). Возможность переключения в систему PAL отсутствует, зато в наличии имеется функция Anti Flicker с параметрами 50/60Гц. Эта функция управляет выдержкой, стараясь предотвратить мерцание при съемке под искусственными источниками освещения. Запись роликов производится в контейнер *.MP4. В отличие от старшей модели, младшая X-Ride Full HD сохраняет видео в контейнер *. MOV и имеет в списке видеорежимов открытый выбор между NTSC и PAL частотами, для этого не требуется переключать камеру из стандарта в стандарт. Рассматриваемые камеры записывают видео со следующими размерами кадра и частотами:
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD | ||||
Размер кадра | Частота | Макс. битрейт | Размер кадра | Частота | Макс. битрейт |
2560×1080 (2,4:1) | 30p | 18 Мбит/с | 1920×1440 (4:3) | 30p | 18 Мбит/с |
15 Мбит/с | |||||
12 Мбит/с | |||||
2304×1296 (16:9) | 30p | 18 Мбит/с | 1920×1080 (16:9) | 60/50p | 25 Мбит/с |
15 Мбит/с | 18 Мбит/с | ||||
12 Мбит/с | 15 Мбит/с | ||||
1920×1080 (16:9) | 45p | 12 Мбит/с | 1920×1080 (16:9) | 30/25p | 20 Мбит/с |
10 Мбит/с | 14 Мбит/с | ||||
8 Мбит/с | 12 Мбит/с | ||||
1920×1080 (16:9) | 30p | 12 Мбит/с | 1280×720 (16:9) | 120p | 30 Мбит/с |
10 Мбит/с | 24 Мбит/с | ||||
8 Мбит/с | 18 Мбит/с | ||||
1920×1080 HDR (16:9) | 30p | 12 Мбит/с | 1280×720 (16:9) | 60/50p | 18 Мбит/с |
10 Мбит/с | 14 Мбит/с | ||||
8 Мбит/с | 9 Мбит/с | ||||
1280×720 (16:9) | 60p | 12 Мбит/с | 1280×720 (16:9) | 30/25p | 12 Мбит/с |
9 Мбит/с | 10 Мбит/с | ||||
6 Мбит/с | 8 Мбит/с | ||||
1280×720 (16:9) | 30p | 8 Мбит/с | 640×480 (4:3) | 240p | 28 Мбит/с |
6 Мбит/с | 22 Мбит/с | ||||
4 Мбит/с | 18 Мбит/с |
В первую очередь следует отметить невысокий битрейт в видео, и касается это обеих камер. Предварительно можно констатировать, что в съемке с большим количеством деталей или движения мы обязательно увидим артефакты кодирования, возникающие вследствие банальной нехватки битрейта. Странными кажутся параметры одного из режимов в камере X-Ride Ultra HD — 1920×1080 45p. Откуда эти 45 кадров в секунду взялись? Почему именно 45? Зачем 45? Нет ответа.
Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают некоторые из «старших» режимов записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.
Охарактеризовать это видео можно как слишком резкое, слишком контрастное. Отчасти такой контраст — это последствия нехватки битрейта, когда кодировщик определяет равномерно окрашенные объекты, отделяя их от других объектов. Не особо аккуратная работа программного обеспечения по изменению размера кадра приводит к ярко выраженной ступенчатости наклонных линий (алиасинг).
Углы обзора в разных режимах изменяются незначительно. В основном такое изменение производится обычной обрезкой (crop) и связано непосредственно с разным соотношением сторон кадра, от кинотеатрального 2.4:1 в модели X-Ride Ultra HD до стандартных 16:9 и 4:3 в обеих моделях.
Разрешающую способность экшн-камер невозможно измерить стандартным способом, требующим полного заполнения кадра тестовой таблицей. Проблема состоит в свершироком угле обзора таких камер — чтобы заполнить кадр, потребуется таблица, распечатанная на листе со сторонами в несколько метров. В связи с отсутствием такой гигантской таблицы приходится снимать с разных расстояний лишь один ее участок, ключевой, который напечатан на нескольких листах А4 и имеет в высоту около метра. Впоследствии полученная съемка совмещается в видеоредакторе с оригинальным изображением таблицы до совпадения пропорций, оригинальный размер стопкадра не изменяется (так называемый 100%-ный crop).
Довольно трудно определить «родной» для той или иной камеры режим съемки — в любом размере кадра присутствует заметный алиасинг, ступенчатость. Тем не менее, можно видеть, что наиболее высокая разрешающая способность у камеры X-Ride Ultra HD проявляется в ее максимальном режиме 2304×1296 30p — около 1100 ТВ-линий по горизонтали в центре кадра. Камера X-Ride Full HD показывает примерно такую же разрешающую способность, с тем отличием, что резкость здесь немного снижена в сравнении со старшей моделью. Также нужно отметить значительное падение разрешающей способности в режимах с высокой частотой кадров. По всей видимости, эта высокая частота достигается съемкой с прореживанием строк, чему способствует технология адресного снятия информации с CMOS-датчиков.
Помимо размера видеокадра, камера предоставляет выбор его качества. Обычно следует использовать наивысший уровень, чтобы сохранить все детали и получить кадр без артефактов. Рассматриваемые камеры могут кодировать видео в трех режимах качества. Различия между ними кроются только в количестве битрейта (см. таблицу выше). Интересно посмотреть, каким образом такое различие сказывается в реальной картинке.
В этом нам поможет съемка довольно труднокодируемой сцены: движущаяся вода. Изучив стоп-кадры, а еще лучше прилагаемые видеоролики, можно составить некоторое впечатление об ожидаемой разнице между сравниваемыми режимами.
Все, как мы и предсказывали — нехватка битрейта заставляет кодировщик разбивать картинку на определенное количество отдельных объектов, отделяя их друг от друга резкими границами. Отсюда происходит сильная пикселизация с усреднением цвета внутри отдельных объектов.
В движении можно наблюдать чуть иную картину, которая, однако, также не является идеалом видеофиксации.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Кажется, камера X-Ride Ultra HD фиксирует детали чуть лучше, однако тут есть и другой недостаток: сильная хроматическая аберрация.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть — это роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). В случае с экшн-камерой, которая призвана фиксировать быстрое движение и рывки, высокий уровень роллинг-шаттера недопустим.
Тестируя обычные камеры с нормальным углом обзора, мы часто измеряем угол наклона вертикалей, делая это с помощью установки с вращающимся цилиндром. Но с таким объективом, который установлен в рассматриваемых камерах, это делать бессмысленно — угол обзора слишком широк для этого. По данной же причине безрезультатным оказывается и наблюдение за наклоном вертикалей в «живом» видео — любой наклон «съедается» широким углом обзора, поскольку снимаемые объекты как будто перемещаются по поверхности сферы.
Но второе, самое раздражающее проявление роллинг-шаттера — желе, или студень — никак не скрыть. Особенно, когда прокатишь камеру на игрушечном автомобильчике. Подобная поездка дает те самые тряску и вибрацию, достаточные для гарантированного получения желе. Если, конечно, используемый датчик склонен давать такой уровень роллинг-шаттера.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Уровень «желейности», который нельзя измерить, но можно субъективно оценить, в обеих камерах примерно одинаков. Невысокий, но и не низкий. Вполне средний для современных камер аналогичного назначения и ценового диапазона. Если специально не трясти камерой и не прикреплять ее к сильновибрирующим поверхностям, то желе в съемке, скорее всего, не окажется.
Обе камеры могут работать, получая питание непосредственно по USB. Следовательно, их можно задействовать в качестве автомобильных видеорегистраторов. Однако хороший видеорегистратор не является видеокамерой потому, что он имеет функции именно регистратора, а именно хотя бы самую важную, заключающуюся в возможности автоматического включения и выключения при подаче питания. Увы, подобной функции наши камеры не имеют — водителю придется каждый раз вручную запускать и останавливать запись.
X-Ride Ultra HD | X-Ride Full HD |
Автоматический баланс белого выставляется обеими камерами, как правило, без ошибок. Даже при погружении в воду. Только делают они это, как можно видеть в следующем ролике, немного по-разному, что неудивительно: одинаковых камер не бывает. Водонепроницаемый бокс служит мембраной, усиливающей любой звук, в том числе и звук прикосновения к этому боксу.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
О съемке в условиях недостаточной освещенности в свете обзоров миниатюрных камер говорить не очень-то хочется. Скорее всего, такая камера будет считать недостаточной даже освещенность, имеющуюся в спортивном зале, который освещен люминесцентными лампами. Однако яркие объекты, попадающие в кадр, будут зафиксированы с достаточной четкостью.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Можно видеть, что камера Ultra HD дает чуть большую яркость, но это вряд ли говорит о большей чувствительности — скорее, всего лишь чуть другие автоматические параметры экспозиции.
В отличие от старшей камеры, младшая Full HD-модель имеет дополнительные режимы видео- и фотозаписи. Например, с помощью интервальной фотосъемки можно получить интересные ролики, составленные из отдельных полноразмерных фотоснимков.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Полный текст статьи читайте на iXBT