Экшн-камера Gembird ACAM-003: недорогой аппарат с функцией регистратора
Компания Gembird — давний знакомый любого «компьютерщика». С начала века, если не раньше, компьютерная периферия и аксессуары под этим брендом отличались низкой ценой и, соответственно, достаточно широкой распространенностью (к слову, первая из купленных автором веб-камер была именно Gembird). Тем интересней будет увидеть и оценить попытку компании «брендировать» такой популярный и не совсем компьютерный тип продукта, как экшн-камера. Разумеется, слишком уж высоких требований к камере предъявлять не следует, вряд ли мы увидим здесь революционные возможности и функции. Любопытно другое: общая функциональность, комплектность, локализация. Ну и, конечно, цена.
Конструкция, технические характеристики
Упаковка, в которой продается камера, традиционна для подавляющего большинства экшн-аппаратов: столбик с прозрачным окошком.
Комплектность аппарата, поступившего для тестирования, состоит из следующих аксессуаров:
- камера Gembird ACAM-003 с аккумулятором
- герметичный бокс для съемки под водой и в неблагоприятных условиях (пыль, песок, повышенная влажность и т. д.)
- открытый бокс-рамка
- крепление-присоска для установки камеры на гладкой поверхности (лобовое стекло автомобиля и т. д.)
- площадка-крепление с ремнем
- крепление на руль
- клейкая основа 3M
- винты-фиксаторы
- кабель Micro-USB
- руководство по эксплуатации
Неплохой набор, охватывающий немалую часть сценариев использования камеры. Однако тут явно не хватает банального переходника со стандартной штативной резьбой. Чтобы установить камеру на штативе, во время тестирования мы использовали имеющийся переходник из комплекта к другим камерам.
Знакомый каждому экшн-оператору дизайн — стандартный «кирпичик», напоминающий камеры известной марки. Известной настолько, что называть ее не требуется. Разумеется, кое-какие отличия можно отыскать — несущественные, но все же.
Камера управляется четырьмя кнопками, две из которых находятся в верхней части корпуса: кнопка включения/отключения, она же переключает режимы работы; кнопка старта/остановки видеозаписи или создания фотоснимка.
Третья кнопка находится на правой стороне корпуса, она включает/отключает встроенный Wi-Fi-адаптер и служит для навигации по служебному меню камеры. Смущает наличие на лицевой панели камеры инфракрасного датчика. Понятно, что он требуется для улавливания сигналов с пульта ДУ, но где он, этот пульт?
Служебные разъемы встроены на левую боковину корпуса. Здесь имеется слот для карты памяти формата microSDHC, порт Micro-USB 2.0, а также видеовыход, который почему-то реализован в стандарте Mini-HDMI. Обычно такими видеовыходами оснащаются видеокамеры совсем не маленьких габаритов, для миниатюрных же аппаратов — экшн-камеры, мобильные устройства — характерно применение разъемов Micro-HDMI. Впрочем, как можно видеть на фото, этот разъем Mini-HDMI отлично разместился в отведенном ему месте, без ущерба для конструкции и без увеличения размеров аппарата.
Четвертая кнопка расположена справа от дисплея, она требуется для вызова меню настроек камеры. Дисплей не отличается высоким разрешением, да и ни к чему здесь это — имеющегося разрешения вполне хватает для контроля за кадром и параметрами записи, а также навигации по служебному меню.
Камера оснащается сменным аккумулятором емкостью 1200 мА·ч. Полного заряда батареи хватает на 93 минуты непрерывной видеозаписи в режиме 1920×1080 60p с выключенным Wi-Fi. Работающий передатчик Wi-Fi сокращает время непрерывной записи до 57 минут. Во время длительной видеозаписи корпус камеры нагревается до температуры немногим более 40 градусов, отказов аппарата из-за перегрева не обнаружено.
Отдельно хочется сказать о комплектном креплении для прилаживания камеры к велосипедному рулю: оно необычно прочное. Необычно — для бюджетного комплекта бюджетных экшн-камер. Металлическая дуга не позволит креплению лопнуть, с какой бы силой вы его ни затягивали на руле. А затягивать иногда приходится туго, ведь тряска велосипеда, прыгающего по кочкам, может быть очень велика.
Основные технические характеристики камеры приведены в следующей таблице:
датчик изображения |
CMOS 8 Мп |
Габариты, масса |
|
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект |
|
Носитель |
карта памяти micro SDHC до 32 ГБ |
Форматы видео (угол обзора) |
Контейнер MOV, кодек AVC (H.264) + звук PCM 2 канала 128 Кбит/с:
|
Интерфейсы |
|
Прочие характеристики |
|
Средняя цена по данным Яндекс.Маркет |
T-13005716 |
Предложения по данным Яндекс.Маркет |
L-13005716–10 |
Видео/фотосъемка
В рассматриваемой камере по умолчанию активирована ТВ-система NTSC, а возможности переключиться в PAL нет. Таким образом, нужно помнить, что съемка при искусственном освещении может быть подпорчена мерцанием ламп — ртутных, например, или светодиодных. Камера может снимать в разных режимах с разным размером кадра и частотой:
Режим | Размер кадра | Частота кадров |
1920×1440p | 1920×1440 | 30 |
1920×1080p | 1920×1080 | 60, 30 |
1920×720p | 1280×720 | 120, 60 |
Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают эти режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.
Судя по явной замыленности кадра в «старшем» режиме с размерами кадра 1920×1440, оптимальным, то есть «родным» для камеры режимом является 1920×1080 с любой частотой либо 1280×720, но с частотой не выше 60. В высокочастотном 120p-режиме разрешающая способность заметно снижается. Из замеченных сходу недостатков нужно отметить недостаточно высокий битрейт. Мы судим не по цифрам, нет, эти цифры могут сильно изменяться в зависимости от интенсивности движения в кадре, битрейт-то ведь плавающий,»от 18 Мбит/с». Судить можно по чуть заметным артефактам сжатия, которые в динамичной съемке рискуют стать не «чуть», а очень заметными.
Угол обзора камеры всегда одинаков, и это хорошо. Меньше путаницы и ненужных споров. Дело в том, что миниатюрные камеры оснащены недвижимой оптикой, которая, грубо говоря, залита в пластик. При этом угол обзора изменяется, конечо же, программным способом. Что вряд ли дает какие-то ощутимые преференции, кроме маркетинговых преимуществ, которые на деле являются банальной обрезкой кадра с последующим восстановлением размера картинки до нужного.
Единственный случай, когда угол обзора в рассматриваемой камере изменяется — это при включении стабилизатора. Да, аппарат оснащен электронным (программным) стабилизатором, который имеется во всех нынешних смартфонах. Где-то такой стабилизатор эффективен, где-то почти незаметен — все зависит от проработанности программных алгоритмов и от свободной площади матрицы, задействуемой для сдвига картинки.
Разрешающую способность камеры можно назвать недостаточной для Full HD, где хотя бы 900 линий по горизонтали считаются минимально необходимым показателем. Здесь же мы видим не более 750 линий, а при включенном программном стабилизаторе и того меньше, 650–700.
1920×1080 60p, стабилизатор выключен | 1920×1080 60p, стабилизатор включен |
Но вернемся к стабилизатору. Как уже говорилось, эффективность электронного стабилизатора напрямую зависит от качества программного обеспечения, которое анализирует сдвиг картинки и по мере возможности компенсировать его за счет свободной площади матрицы.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Как-то особого эффекта незаметно, да? Скорее всего, здесь применен алгоритм стабилизации «фотоаппаратного» типа, который предназначен для компенсации микротряски рук, естественного тремора. Но никак не активного движения, возникающего вследствие перемещения корпуса камеры. По правде сказать, в таких случаях не всегда спасают и оптические стабилизаторы в серьезных крупногабаритных видеокамерах. Есть, конечно, на рынке редкие исключения, но и те достигаются за счет использования вместе с оптическим дополнительного продвинутого электронного стабилизатора, который еще более сглаживает движение.
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть — роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения). В случае с экшн-камерой, которая призвана фиксировать быстрое движение и рывки, высокий уровень роллинг-шаттера просто недопустим.
Тестируя обычные камеры с нормальным углом обзора, мы часто измеряем угол наклона вертикалей, делая это с помощью установки с вращающимся цилиндром. Но с таким объективом, который установлен в рассматриваемой камере, это бессмысленно — угол обзора камеры слишком широк. По данной же причине безрезультатным оказывается и наблюдение за наклоном вертикалей в «живом» видео — любой наклон «съедается» слишком широким углом обзора. Поэтому обойдёмся реальными примерами съемки, прокатив камеру на электроавтомобильчике.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Ожидавшегося сильного «желе» в съемке не обнаруживается, но и сказать, что его нет совсем, будет неправильно. В моменты резкого перемещения камеры желейность картинки хорошо видна. Это означает, что используемая матрица имеет стандартную скорость считывания, достаточную для обычных видеокамер. Но для съемки активного движения, когда движется именно камера, а не снимаемые ей объекты, эта скорость должна быть существенно выше.
Конструкция камеры и герметичного бокса, в котором предполагается вести подводную съемку, имеет одну распространенную особенность. Которая, по мнению автора, является ошибкой в дизайне. Речь о защитном валике, который окружает как стекло объектива, так и «иллюминатор» бокса. Высота этого валика небольшая, рассчитанная ровно на то, чтобы защитить стекло от царапин, когда камеру небрежно бросили на шероховатую поверхность объективом вниз. Однако этой высоты оказывается достаточно, чтобы удерживать жидкость и грязь, летящую спереди при съемке в движении на высокой скорости. Напор воздуха «размазывает» слой грязи или осадков по объективу, не давая возможности стечь вниз.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Простым решением, которое поможет устранить этот недостаток, видится банальная прорезь в защитном валике. Одна, две или три. На защите стекла объектива это никак не скажется, зато появится путь для стекания воды.
Съемка сцен с большим количеством движения (например, быстродвижущиеся предметы) показывают изъяны кодировщика видеокамеры. Изъян этот заключается в заметной пикселизации градиентных поверхностей, что вызвано банальной нехваткой битрейта, о которой упоминалось выше. К счастью, кодировщик работает таким образом, что мелкие контрастные детали сохраняются в неприкосновенности — взгляните на ветки деревьев.
Но и сказать, что весь битрейт съедается на кодирование этих деталей, а на градиенты его не остается, нельзя. Потому что в данном ролике пиковое значение битрейта достигает аж 45 мегабит в секунду — битрейт же плавающий, переменный. Казалось бы, более чем достаточно для кодирования Full HD-кадра, пусть и с активным движением. Однако пикселизация в кадре налицо, что доказывает и программа, анализирующая распределение битрейта: отчетливо видно разницу в размере кодируемых блоков и в длине векторов их движения. Все это и составляет причину пикселизации.
Однако не следует делать кардинальный вывод о том, что этот недостаток кодировщика напрочь перечеркивает возможность съемки камерой. Во-первых, подобные артефакты являются почти стандартом для большинства недорогих видеогаджетов. Во-вторых и в-главных, эти изъяны в видео с большим количеством движения попросту не видны при обычном воспроизведении. Обнаружить их можно только так, как мы сделали выше — приостановив воспроизведение. Но видео — это не фотография.
Камера может работать, получая внешнее питание непосредственно через USB-порт (аккумулятор должен присутствовать в своем гнезде, при этом производится его подзарядка). Следовательно, аппарат можно использовать в качестве автомобильного видеорегистратора. Здесь требуется отвесить низкий поклон разработчикам: это один из редчайших случаев, когда экшн-камера полностью соответствует главному требованию, предъявляемому к регистраторам. А именно: любой регистратор должен работать по принципу «подключил и забыл». То есть он должен уметь автоматически включаться и запускать запись при подаче внешнего (бортового) питания и автоматически же отключаться при его исчезновении. Повернул ключ — камера включилась. Вынул ключ из замка — камера выключилась. И чтоб без сбоев!
Все это в рассматриваемой камере присутствует в лучшем виде, но для активации функции автоматического включения и отключения камеру следует единожды перевести в режим автомобильного регистратора, это делается простым нажатием кнопки смены режимов. Кстати, в таком режиме кадр переворачивается на 180 градусов, что логично. Ведь камера крепится к лобовому стеклу «вверх ногами».
Ну, а как аппарат справляется с ролью видеорегистратора в плане качества, нетрудно увидеть на следующих стоп-кадрах и в прилагаемых оригинальных видеороликах.
Можно отметить неплохо различимые регистрационные номера автомобилей, которые находятся на значительном удалении от камеры. Учитывая недостаток света пасмурным днем, результат съемки можно считать удовлетворительным: шума в кадре почти нет, в связи с этим детализация остается максимально возможной, хоть и невысокой, как мы уже знаем.
Автоматика, которая регулирует баланс белого и экспозицию, не дает поводов для каких-либо претензий. В подавляющем большинстве случаев вы не увидите досадных ошибок, заключающихся в пересвете или неверно выставленной цветовой температуре.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Несмотря на общую бесцветность природы в кадре (с климатом не поспоришь), прослеживается тенденция камеры слегка «задирать» яркость цветов. Это характерно для любительских (и не очень) фотоаппаратов, а также некоторых видеокамер. С их помощью пользователь получает уже готовое, красиво раскрашенное видео, не нуждающееся в постобработке. Такое видео устраивает большинство бытовых операторов, но совсем не устраивает тех требовательных пользователей, которые путают экшн-камеру с продвинутой видеокамерой или фотоаппаратом и требуют от нее чуть ли не RAW-видео с широким динамическим диапазоном. Хорошо еще, что на отсутствие «боке» пожаловаться не догадались.
О подводной съемке мы вынуждены судить лишь по имеющемуся в нашем распоряжении «водоему». Главная особенность подводной съемки — это собственно сама водная среда, которая играет роль увеличительного стекла. Насколько изменяется угол обзора при погружении в воду, можно увидеть в следующем ролике.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Присутствующая в камере скоростная съемка позволяет получить видеофайл с размером кадра 1920×1080 и частотой 15 кадров в секунду.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Однако эта вот частота 15 кадров в секунду заставляет усомниться в действительно скоростной съемке. Обычный подсчет: если 60 кадров в секунду поделить на четыре, получим… те самые 15 кадров в секунду! По сути, скоростная видеосъемка, заявленная в камере, является результатом четырехкратного программного замедления штатного Full HD-видео. Это легко проделать в любом видеоредакторе. Испортим еще один воздушный шарик, сняв сцену на стандартной скорости 60 fps, и замедлив его в видеоредакторе в четыре раза. Теперь имеем возможность сравнить оба варианта съемки.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Нет разницы? В плане видео — нет. А вот со звуком — есть. Дело в том, что в режиме ускоренной видеозаписи звук не записывается, в то время как в Full HD-видео звук присутствует.
Кстати, о звуке. Экшн-камеры обычно не предназначены для записи звука с высоким качеством. В редких аппаратах имеется вход для микрофона, но этим дело обычно и ограничивается. Рассматриваемый аппарат не является исключением — звук записывается постольку-поскольку, с соответствующим качеством. И если пользователь желает сохранить хоть какое-то аудио, то снимать следует без подводного бокса, который подобно подушке заглушает доходящий до микрофона звук.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Съемка в условиях недостаточной освещенности и экшн-камера — понятия малосовместимые. Какие-то яркие источники света, присутствующие в темной сцене, камера, конечно, зафиксирует. Но не более того. Прочие области кадра, где уровень освещенности ниже критического, камера просто не определит. Не поможет и режим автоматического усиления, который в камере включен по умолчанию. Аппарату просто нечего усиливать, на матрицу попадает слишком мало света.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Камера создает фотоснимки, максимальный размер которых составляет 4608×3456 пикселей.
Помимо обыкновенной одиночной фотосъемки, камера предоставляет еще два режима:
- интервальная фотосъемка (одно фото за 3/5/10/30/60 секунд)
- серийная фотосъемка (3/5/10 фото в секунду, либо беспрерывная фотосъемка по удержанию кнопки спуска)
С помощью интервальной фотосъемки можно получить многомегапиксельную фотохронику какого-то длительного события. В плюс к данному режиму следует отнести возможность работы камеры от внешнего источника питания. Получается, что единственным ограничителем будет являться только емкость карты памяти — те самые максимальные 32 гигабайта.
Для просмотра в большем размере нажмите кнопку Оригинальный размер
Программное обеспечение
HDMI-выход камеры не умеет выводить живое видео. При подключении камеры к телевизору или другому устройству отображения аппарат тут же переключается в режим плеера. При этом на телевизор выводится интерфейс файлового браузера камеры, где можно выбрать источник контента.
Выбор папки на карте памяти | Просмотр записанного материала |
Жаль, но факт. Что помешало разработчику реализовать трансляцию живого видеопотока на HDMI выход — загадка. Мы не впервые сталкиваемся с подобным ограничением функциональности HDMI выхода, но жесткой системы пока не обнаружили.
Управление камерой по Wi-Fi производится с помощью приложения Symagix2 (версия для Android). Задержка видеопотока при его передаче на мобильное устройство составляет менее секунды, а максимальное расстояние до потери связи достигает 80 метров при отсутствии физических преград и других Wi-Fi-сетей. Интерфейс мобильного приложения, с помощью которого производится управление камерой, переведен на русский язык и прост в управлении:
Выводы
Изученный аппарат во многом напоминает присутствующие на рынке аналоги. Но у каждого гаджета имеется свой набор достоинств и недостатков. Попробуем перечислить найденные особенности, начав с очевидных плюсов:
- наличие режима Full HD с высокой частотой кадров
- полноценный режим автомобильного видеорегистратора
- низкая цена
Из негативных моментов следует отметить невысокую разрешающую способность и неполную функциональность HDMI-видеовыхода, который не позволяет вывести видеосигнал напрямую.
за предоставленное оборудование
Полный текст статьи читайте на iXBT