Две недели с Olympus OM-D E-M10 Mark III: впечатления от знакомства с новой беззеркалкой

OM-D E-M10 Mark III достался мне накануне семейной поездки на Кипр. В комплекте был объектив 14—150 мм (28—300 в эквиваленте 35 мм). Покрутил его в руках — никаких неожиданностей, все просто и понятно. Первый, и для многих определяющий плюс этого фотоаппарата — компактность. Камеру с универсальным объективом вполне можно бросить на дно своей сумки, где она рискует потеряться. Мне это было только на руку, так как вещи в багаж мы не сдавали, ограничившись 10 кг ручной клади на человека. Обычный же фоторюкзак с основной камерой, объективами, аксессуарами и прикрепленным штативом у меня почти всегда превышает разрешенную норму провоза ручной клади и требует дополнительных ухищрений в аэропорту, не говоря уже о том, что сумку с вещами приходится сдавать в багаж. Так что сэкономить с Olympus удалось еще до поездки. Малый вес и размер аппарата также позволяют не брать большие штативы и в большинстве ситуаций обойтись легким и компактным гибким штативом.

Вообще говоря, всё, что связано с малыми размерами камеры, стало для меня, пожалуй, главным источником впечатлений, так как обычно я снимаю на более крупные аппараты. Камера действительно удобна в транспортировке и ношении — ее вес не чувствуется. В то же время маленький размер доставил и некоторые сложности в использовании: несмотря на удобную компоновку элементов управления, одновременно поместить указательный и большой пальцы правой руки на два основных колесика так, чтобы ими можно было пользоваться, у меня не вышло. Приходилось менять хват. И это при моем вполне обычном росте, телосложении и размере рук. В остальном же пользоваться камерой было комфортно. Особенно приятно было обнаружить понятное меню, с которым разобрался очень быстро, несмотря на буквально первый опыт использования камер Olympus.

Съемочный процесс прост и стандартен, так что не должен вызывать вопросов ни у профессионалов, ни у новичков в фотографии. К негативным моментам отнесу работу автофокуса: часть фотографий, делавшаяся в «безобидных» условиях, оказалась с неверно определенной дистанцией фокусировки, при том что во время съемки автофокус определял объект съемки верно. И еще немного дегтя: при всей удобоваримости электронного видоискателя младшей модели серии OM-D, задержка изображения, начинающаяся в момент нажатия на кнопку спуска, отбивает начисто желание снимать таким образом динамические сюжеты — контролировать происходящее не получается. Единственный шанс — снимать вслепую в режиме серийной съемки, благо камера умеет снимать быстро.

14 мм, 1/1600 с, f/8,0, ISO 200

Беззеркальные фотоаппараты традиционно уступают своим зеркальным собратьям в ресурсе батареи. А тут еще и фотоаппарат маленький, то есть батарея в нем тоже маленькая. Особенно я опасался того, что полностью заряженной батареи не будет хватать на день съемки, ведь запасной у меня не было. Поэтому первое, к чему я постарался сразу привыкнуть, это отключение камеры сразу после съемки, не дожидаясь, пока экран погаснет сам. В целом, мои опасения оказались не напрасными: если целенаправленно устраивать именно фотопрогулки, то заряда надолго не хватит. В расслабленном же режиме, когда фотоактивности чередуются с походами на пляж, ездой на машине и посещением таверн, зарядки может хватить даже на несколько дней. Батарейка подвела меня только однажды: камера показывала половину заряда, но уже минут через 10 отключилась, лишив возможности снять один из закатов.

120 мм, 1/2500 с, f/22, ISO 200

Похвальных слов заслуживает система стабилизации, которая позволяет снимать с рук даже в закатное время при недостатке света. Как-никак, а 4 ступени компенсации экспозиции внутри камеры — это очень здорово. Особенно это важно при использовании камеры с любительскими «темными» зумами. К сожалению, другой важный инструмент, который также призван помогать при нехватке света, помогает лишь частично. Речь о светочувствительности матрицы. При стандартных настройках максимальное значение Авто ISO составляет 6400 единиц, и это уже очень шумная картинка. Пробовать 12800 и 25600 не захотелось. Так что любителям вечерних и ночных съемок стоит крепко подумать о светосильной оптике.

56 мм, 1/40 с, f/5,5, ISO 6400

В пейзажных съемках можно разнообразить кадры, добавляя в них фигуру человека — для ощущения масштаба или для внедрения объекта-героя. В уединенных местах этим объектом зачастую приходится быть самому. Для съемки на рассвете на природной каменной арке очень пригодилось дистанционное управление камерой по Wi-Fi. Соединение настраивается очень просто и быстро — телефону достаточно просканировать QR-код на экране фотоаппарата, и через 10–15 секунд вы можете управлять камерой, видеть картинку, экспортировать фотографии с карты памяти (чем я несколько раз пользовался, отправляя своим родителям фотографии из поездки без участия компьютера). Минусом же данной реализации беспроводного управления является очень скромный радиус действия — не более 15 м в реальности. Один лишний шаг — коннект рвется, приходится начинать процедуру заново.

22 мм, 1/500 с, f/13, ISO 200

Во время своих съемок и поездок я всегда отдаю предпочтение съемке в формате RAW и в основных режимах P-A-S-M, желая иметь максимальный контроль над конечным изображением. Однако при изучении всех возможностей камеры мне понравилась возможность делать снимки с расширенным динамическим диапазоном (HDR) внутри камеры. Скорость съемки позволяет делать это с рук. Отличный инструмент для тех, кому нужен хороший результат без последующей обработки на компьютере! Другие режимы меня привлекли меньше, а режимы компенсации перспективных искажений и съемки панорам показались сложными для использования без инструкций.

Две недели на Кипре подошли к концу, настало время возвращаться и разбирать материал — сортировать, отбирать, обрабатывать и оценивать качество изображения. На этом этапе становится очевидно, что возможности матрицы достаточно скромны: любая работа с контрастом и тенями приводит к заметному проявлению цифрового шума; корректировка экспозиции и снижение светов возможны лишь в небольших пределах без потери реалистичности, которая в некоторых сюжетах наступает так быстро, что на всякий случай перепроверяешь, точно ли это RAW. При съемке на этот фотоаппарат не стоит закладываться на возможность что-то серьезно исправить при обработке — лучше быть более организованным при съемке, пользоваться фильтрами, вспышкой, правильно выбирать время съемки для обеспечения нужного результата.

15 мм, 1/60 с, f/16, ISO 200

Жалко, что у OM-D E-M10 Mark III встроенный профиль коррекции изображения. На многих кадрах его коррекция оказалась недостаточной — остается виньетирование, которое вручную поправить уже не так просто.

В общем и целом, эта камера — хороший инструмент как для увлеченных фотографией (она располагает всеми возможностями для продвинутой съемки), так и для начинающих фотографов и просто туристов (простой процесс использования фотоаппарата и достойное качество изображения без обработки в бытовых целях). Камера в значительно меньшей степени подойдет для съемки звезд и в условиях недостатка света, а также для съемки динамичных сюжетов.

В заключение предлагаю посмотреть альбом лучших фотографий, снятых мной на Olympus OM-D E-M10 Mark III.

Полный текст статьи читайте на iXBT