Драма на Reddit: Steam отказывается публиковать игры с ИИ-артами
Пользователи Reddit утверждают, что Steam — онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ — отказывается публиковать игры с контентом из Stable Diffusion или Midjourney. Мы решили разобраться в авторском праве на контент, сгенерированный нейросетями.
Что случилось
Недавно в Reddit разработчик Олег Скутте опубликовал пост, где рассказывает, что Steam отказал в публикации его игры из-за артов, созданных Stable Diffusion. Причина в неясности авторских прав.
Пример показательный, особенно на фоне того, что это становится тенденцией. В мае уже была похожая ситуация. Пользователь Reddit тоже утверждал, что Steam отказался публиковать его игру из-за ассетов, сгенерированных в Stable Diffusion. Он получил такой ответ:
«Мы обнаружили в вашей игре интеллектуальную собственность, принадлежащую третьим лицам. В частности, в вашей игре есть визуальные ассеты, сгенерированные ИИ на основе материалов, принадлежащих третьей стороне. Поскольку юридическая принадлежность такого искусства, созданного ИИ, неясна, мы не можем опубликовать вашу игру, если она содержит эти активы, и если вы не сможете подтвердить, что вы владеете правами на все объекты интеллектуальной собственности, использованные в наборе данных, на основе которых искусственный интеллект создал активы в вашей игре».
То есть в ответном письме указано, что причина — авторские права на арты, о чем стоит задуматься. Тем не менее в Steam уже есть игры, которые генерируют контент c помощью Stable Diffusion. Один из примеров — AI Roguelite.
По-видимому, Valve (компания, которая создала и поддерживает Steam) заняла отдельную позицию по отношению к играм, где использовался искусственный интеллект. Компания опирается на коллективный судебный иск, который был недавно подан на создателей Stable Diffusion и Midjourney. Истцами выступали художники. Они утверждают, что разработчики действовали незаконно, так как обучили свои нейросети на базе из 5 миллиардов иллюстраций из интернета «без согласия их авторов». Иск художников подвергся критике в сети за технические неточности. Обвинители считают, что нейросети хранят сжатые копии изображений, а после рекомбинируют их между собой. Но Midjourney и Stable Diffusion хранят не сами иллюстрации, а математические закономерности из изображений. На их основе нейросети с нуля генерируют новые арты.
Что говорит закон
В марте Бюро авторского права США выпустило »Руководство по регистрации авторского права для работ, содержащих материалы, созданные ИИ».
Этот документ — разъяснение для людей, которые хотят зарегистрироваться как автор произведения. Итак, вы создали свое произведение и хотите зарегистрировать на него авторские права. В руководстве, указанном выше, есть несколько нюансов, которые стоит отметить с учетом ситуации, которая крутится вокруг работ, сгенерированных нейросетями.
Во-первых, копирайт защищает только результат человеческого труда. Другими словами, если картину нарисует собака, то она не сможет считаться ее автором, так как понятие «Автор» относится только к человеку. А потому не нужно указывать нейросети как своих соавторов.
Во-вторых, для регистрации авторского права человек должен внести значительный вклад в создание произведения. Для каждого случая степень участия отличается, но промт для нейросети точно не считается, как весомый вклад. Например, вы сгенерировали стихотворение — авторское право тут не зарегистрировать. Чтобы считаться автором, нужно его переработать, дополнить.
В-третьих, под авторское право подпадают только те части произведений, которые сделаны человеком лично. Например, в ситуации с комиксом «Zarya of the Dawn» текст написал человек, а арты сгенерировала Midjourney. Бюро по авторским правам признало, что авторское право графической новеллы распространяется на ту часть, которую писательница Крис Каштанова написала и оформила сама, но не на изображения от нейросети. Ведомство посчитало, что ее правки в арты слишком незначительны и незаметны. Но также в руководстве от Бюро авторского права США утверждается, что сам промт может быть достаточно значимым, чтобы произведение подпало под авторское право. Возможно, бюро не смогло определить вклад автора на основе предоставленной информации от нее.
Кроме того, при подаче заявки на регистрацию автор произведения должен указывать, какие части сделал он, а какие получены от ИИ и в какой степени они переработаны. Если не указать нейросеть как помощника, но это всплывет позже (как было с комиксом «Zarya of the Dawn»), то регистрацию могут отозвать или пересмотреть в дальнейшем.
Что будет дальше и как решить проблему
Количество игр, которые созданы с помощью искусственного интеллекта, будет расти. Впереди нас ждут игры, сделанные, как говорится, «на коленке». Крупные игровые студии тоже активно задействуют Stable Diffusion, что не является секретом. Но дело в том, что они существенно перерабатывают полученные от нейросети результаты. У них есть ресурсы для этого.
Что касается юридического вопроса, то его решение еще долго будет разрабатываться. Есть риски и для разработчиков игр, и для издателей. Есть надежда, что Valve выпустит свои собственные правила по использованию ИИ-контента для игр.
Совет разработчикам игр пока такой: если вы используете нейросети, то привыкайте сильно обрабатывать результаты. И тогда не обязательно в описании сходу указывать «AI-powered game».
Можно попробовать зарегистрировать авторские права на контент, а с этим уже обращаться в Steam. Но если игра полностью состоит из сгенерированного нейросетями контента и ничего сверх этого не имеет, то лучше выбрать для публикации не Steam, а другие платформы, которые будут рады экспериментальным играм и такому контенту.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра