Диванная аналитика № 254.Умные часы или фитнес-браслет, что выбирают покупатели и почему

Привет.

В первом полугодии 2021 года фитнес-браслеты в России впервые уступили первенство в продажах умным часам. Давайте вместе попробуем разобраться, почему так произошло. Для начала приведу статистику «Связного», которая описывает этот рынок:

  • Первое полугодие 2021 года, рынок носимой электроники — 22.5 млрд рублей (рост на 58%);
  • Первое полугодие 2021 года, рынок носимой электроники — 2.5 млн штук (рост на 16%);
  • Продано 1.1 млн умных часов (плюс 49%);
  • Объем рынка умных часов — 19 млрд рублей (плюс 72%);
  • Средняя цена умных часов — 17 тысяч рублей (плюс 15%);
  • Продано 1.1 млн умных браслетов (минус 7%);
  • Объем рынка умных браслетов — 2.7 млрд рублей (плюс 4%);
  • Средняя цена умного браслета — 2.4 тысячи рублей (плюс 11%).

Первоначально отличия фитнес-браслетов от часов были зримыми и осязаемыми, два совершенно разных форм-фактора. Посмотрите на фотографию Mi Band от Xiaomi, она достаточно точно описывает фитнес-браслет и то, как он выглядел еще пять лет назад.

Перенесемся в те годы, чтобы посмотреть, какой форм-фактор был принят для умных часов, из фотографии понятно, что он не претерпел каких-то особых изменений.

Попытки описать отличия фитнес-браслетов от умных часов каким-то иным образом, а не внешним видом, наталкиваются на невозможность это сделать. Кто-то предлагает считать умными часами только те, где возможна установка дополнительных приложений, но это вовсе не то, что нужно большинству людей, и вовсе не ключевая особенность такого продукта. На мой взгляд, именно форм-фактор определяет эти две категории товаров, даже из названия понятно, что браслет — это тонкая полоска, охватывающее запястье. И из размера следует отсутствие большого экрана, его просто некуда встроить.

Посмотрите на шестое поколение Mi Band, в 2021 году он обзавелся большим и ярким экраном, браслет стал массивнее, но все же остался браслетом с вытекающими особенностями в дизайне.

Немного разобравшись с определениями, нам нужно понять причины, по которым браслеты стали так популярны и почему сегодня их уже не рассматривают в качестве приоритета при выборе наручной электроники. Бум браслетов начался примерно в 2015–2016 годах, можно отметить, что на популяризации этого форм-фактора сказалась дешевизна того же Xiaomi Mi Band, а затем без преувеличения сотни клонов, которые появились на рынке. Новизна продукта, небольшая стоимость сделали его идеальным подарком для многих. Люди стали следить за тем, сколько шагов в день они проходят. Умные часы при этом отличались в цене значительно, порядок цен был другим.

-AdRiver-

В 2016 году стоимость Samsung Gear S3 в России была около 25 тысяч рублей (399 долларов/евро на других рынках). Для сравнения, второй Mi Band в 2017 году стоил на сером рынке 1 200 рублей, в официальных каналах — 3 000 рублей. Разница в стоимости на порядок, что объясняло популярность браслетов и их растущие продажи.

Но затем на сцену выходят китайские производители, которые начинают снижать цены на умные часы, застрельщиком тут выступает Huawei. Отказавшись от возможности установки приложений на такие часы, компания снижает их себестоимость, использование RTOS в качестве операционной системы повышает время работы от одной зарядки. Вы покупаете часы, в которых все необходимое уже есть внутри.

Ценовая конкуренция между десятком, а затем несколькими десятками производителей умных часов приводит к тому, что сегмент расцветает пышным цветом. В 2021 году вы можете купить такие часы по цене в 1 000 рублей или даже чуть меньше. Другое дело, что это не будет модель известной марки, дизайн и материалы оставят желать лучшего. Но карабкаясь вверх по шкале стоимости, мы увидим, что умные часы заняли все ниши без исключения, они пересекаются с фитнес-браслетами, но выигрывают наличием большого, заметного экрана.

Потребность в большом экране нормальна для любого человека, мало кто готов при условии одинаковой стоимости выбирать аксессуар, в котором небольшой дисплей или он вовсе отсутствует. Давайте вспомним, что на заре появления фитнес-браслетов у них были крошечные экраны, а иногда они отсутствовали вовсе.

То, что людям нужны большие, хорошо читаемые экраны, привело к появлению странной помеси браслетов и часов, типичным продуктом такого класса можно назвать Honor Band 6 (он же Huawei Band 6).

Обратите внимание, что это уже большой, заметный экран диагональю 1.47 дюйма, он просто вытянут по вертикали. Дизайнеры попытались сохранить форм-фактор браслета, но удалось им это с трудом, можно смело назвать такое устройство часами.

Взгляните на Huawei Watch Fit, несмотря на вынесенное в название слово «часы», заметных отличий от того же Huawei Band 6 фактически нет, они очень схожи по форм-фактору, и деление на браслет и часы тут скорее маркетинговое, чем реальное. Попытка развести между собой два очень сходных продукта.

На минутку вернемся к статистике от «Связного», так как она не совсем точна и к браслетам относятся продукты, которые так называются производителями. Например, тот же Huawei Band 6 входит в продажи браслетов, но не часов. Если пересчитать продажи устройств исходя из их реального форм-фактора, то выяснится, что перевес в продажах за умными часами, они опережают браслеты с большим отрывом.

Потребность в большом экране при равенстве цены предопределяет выбор покупателя. Когда на полке он видит устройства с одинаковой ценой, он будет выбирать то, где характеристики в его понимании лучше. Визуально они лучше в устройстве с большим экраном.

Небольшое противоречие статистики заложено в средней цене умных часов, она растет год к году, при этом мы видим, что продажи браслетов падают и их цена также сокращается. Посмотрите на браслеты от Samsung, они при текущей цене не так уж привлекательны для большинства покупателей.

На рынке множество браслетов с лучшими характеристиками, меньшей ценой, но они проигрывают часам, и создается впечатление, что в статистике что-то напутано. Иначе как получается, что средняя цена часов растет последние несколько лет, но также увеличиваются и их продажи?

Ответ нужно искать в том, что рынок умных часов неоднороден. Лидером выступает компания Apple со своими умными часами Apple Watch, их средняя цена максимальна и растет год к году, хотя в абсолютных цифрах продажи почти не увеличиваются (говорим про российский рынок). Сходная ситуация у Samsung, высокая средняя цена, что заметно ниже предложения от Apple, но год к году цены подрастают, пусть и незначительно. С другой стороны, большинство моделей остается в сегменте 20–25 тысяч рублей, что в долларовом исчислении меньше, чем мы платили за часы в 2016–2017 годах, когда они стоили примерно столько же. Стабильность средней цены здесь вынужденная, так как часы стали очень конкурентным рынком и на нем тесно всем производителям.

Рынок умных часов велик в деньгах, но относительно мал в штучном выражении, посмотрите на доли компаний и их продажи в 2020 году.

К сожалению, большинство исследовательских компаний оценивают продажи только заметных брендов на рынке умных часов, за бортом остаются китайские компании, выпускающие относительно небольшие объемы, которые вместе дают десятки миллионов устройств в год. Даже по самым скромным оценкам, объем рынка умных часов в мире — около 125–145 млн штук в год. Продажи смартфонов подсчитывают не в пример лучше, там расхождения с реальностью не такие большие. В 2020 году рынок смартфонов в мире составил примерно 1.3 млрд устройств. То есть грубо мы можем сказать, что каждый десятый покупатель смартфона также приобретал умные часы.

В России статистика иная, даже если оценить рынок 2021 года в 32–33 млн смартфонов, то продажи умных часов не превысят 2.3–2.4 млн штук. А значит, для роста есть все факторы, он случится в последующие периоды. Проникновение умных часов у нас растет не так быстро, как во многих странах мира, например, в Европе или Азии. Возможно, тут также есть лукавство, что, увы, проверить на практике невозможно. Средний срок службы умных часов оказывается намного большим для России, чем для других стран. Многие до сих пор используют те же Frontier от Samsung, которые вышли в 2016 году. Спустя пять лет они выглядят ничуть не хуже, продолжают работать (батарейка, конечно, уже не та, если человек ее не менял, но часы работают и спокойно тянут один день, говорю по собственному опыту). Забавно, что мне недавно приложение Google Photo показало снимки из 2016 года, а потом что-то из последнего — и там и там на мне были часы от Samsung, но это были разные модели. Издалека они выглядели одинаково, большой разницы между ними не было. Форм-фактор устоялся и теперь лишь изредка обновляется. То же самое можно сказать про Apple Watch, они все выглядят одинаково, и отличить одно поколение от другого не под силу почти никому, особенно на руке другого человека.

Сходство дизайна, отсутствие морального устаревания для большинства моделей — это факторы, благодаря которым люди охотно пользуются старыми моделями. Удивительно, но среди носимой электроники именно часы обладают максимальным сроком службы. Те же наушники служат заметно меньшее время, выходят из строя быстрее. Впрочем, у браслетов запас прочности также ниже, а соответственно, меньше срок службы.

В качестве завершающего штриха хочу отметить, что продажи умных часов в России уже обогнали обычные наручные часы, последние стали вымирающим видом. И причина этого банальна, если раньше я носил механику, то сейчас мне не хватает уведомлений на часах, так что на руке всегда умные часы.

Примите участие в небольшом опросе, чтобы понять, какие именно часы вы используете.

Ссылки по теме:

Прошлые выпуски:

Полный текст статьи читайте на mobile-review