Что предлагают российские разработчики low-code платформ
Конференции
Low-code позиционируется как инструмент создания приложений с минимальным участием разработчиков. Однако опыт показывает, что это не совсем так. Серьезные решения по-прежнему требуют доработки кода, а затраты на приобретение и эксплуатацию low-code платформ сравнимы со стоимостью заказной разработки. Сферу применения и возможности low-code платформ обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Low-Code и No-Code 2024».
Российский рынок low-code платформ
Под Low-code понимаются платформы, позволяющие заказчику самостоятельно решать разнообразные задачи. Однако у пользователей возникают проблемы с производительностью таких платформ. Кроме того, для создания серьезных приложений часто требуется доработка исходного кода, обозначил основные темы для обсуждения модератор конференции Константин Маркелов, руководитель проектного отдела АКБ «Фора-Банк», председатель комитета АРБ.
«Сегодня у заказчиков возникает два вопроса — на что заменить иностранное решение и насколько существующие аналоги зрелые», — говорит Алексей Борисов, директор по акселерации Skolkovo Foundation. Он поделился результатами изучения функционала российских Low-code платформ. В качестве основы для конкурентного анализа была выбрана платформа Pega Platform — лидирующий по Gartner продукт на рынке Low-code платформ. Кроме того, в список параметров для анализа были добавлены специфические российские требования.
Карта лидеров российских Low-code платформ
Авторы исследования пришли к выводу, что рынок российских Low-code платформ можно назвать достаточно зрелым. На нем представлены отечественные решения, чья функциональность максимально приближена к лучшим Low-code платформам мира. «Заказчикам есть, из чего выбрать», — уверен Алексей Борисов.
«На протяжении последних как минимум 10 лет российские компании внедряли и настраивали иностранные CRM-системы. Теперь они хотят быстро заменить их на российские», — начал свое выступление Тимур Порошин, владелец продукта «Нота Модус» Т1. Что делать? По его словам, есть два пути: начать с автоматизации простых бизнес-процессов или сразу взяться за решение сложных задач.
Функциональная карта
В «Нота-Модус» можно выбрать бизнес-процессы, которые надо автоматизировать в первую очередь, и настроить их с помощью low-code. «Если я могу пройти в системе шаг вручную, я могу этот шаг автоматизировать», — говорит Тимур Порошин. Он подробно рассказал, как это сделать.
Александр Сахаров, директор по работе с партнерами «Диасофт», рассказал о созданной его компанией экосистеме low-code платформ для быстрого производства микросервисных корпоративных систем Digital Q. В ее состав входит 30 платформ. Их использование дает возможность радикально изменить процесс разработки — сделать его быстрее и качественнее.
Существует три типа платформ — технологические, производственные и инфраструктурные. Технологические включают в себя готовые шаблоны, компоненты и инструменты для быстрого создания архитектурно правильных программных приложений и публикации их в цифровых каналах. Производственные содержат инструменты DevOps, обеспечивающие автоматизацию работы команд, процесса разработки, быстрого развертывания и сопровождения. Инфраструктурные — это основа надежной, управляемой и высокопроизводительной работы программных приложений. Они созданы на основе программного обеспечения с открытым исходным кодом, взятым под ответственное владение.
Процесс создания приложений в экосистеме Digital Q
Александр Сахаров предложил ИТ-компаниям бесплатно использовать экосистему для разработки приложений. Созданный таким образом код является полностью отчуждаемым, а «Диасофт» планирует получать долю от продаж созданного на базе Digital Q программного обеспечения.
Внедрение искусственного интеллекта — один из самых ярких трендов современности. У руководителей госкомпаний даже существует KPI по его использованию. Дмитрий Гольцов, заместитель генерального директора «Мегапьютер», рассказал об аналитической системе PolyAnalist. Это Low-code система разработки решений для анализа данных и текстов, а также оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. Аналитические сценарии строятся из последовательности функциональных узлов, являющихся операциями над данными.
PolyAnalist разворачивается on-premise и поддерживает коллективную работу. В ней реализованы ИИ-модули. Это собственный модуль распознавания текста и таблиц OCR на основе сверточных нейронных сетей, встроенные no-code алгоритмы для обучения моделей, ИИ для текстового анализа и большая языковая модель MegaGPT. Таким образом, PolyAnalist позволяет решать широкий набор задач и автоматизировать бизнес-процессы в компаниях различных отраслей посредством применения алгоритмов машинного обучения и работы с естественным языком.
Возможности PolyAnalist
Дмитрий Гольцов привел несколько кейсов использования PolyAnalyst в Счетной палате РФ. Так, на платформе построено автоматическое решение для извлечения и сравнения информации о планах и фактах исполнения бюджетов регионов за определенный период, проведен анализ 10 000 расходных обязательств. Кроме того, в рамках ЭАМ «Анализ эффективности мер госполитики в решении проблем детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы (профилактика школьной неуспешности)» проведен анализ факторов школьной неуспеваемости.
Константин Ващенков, технический директор «Хи-квадрат», рассказал о low-code платформе XSquare — LCDP. XSquare — LCDP — это аналог Oracle Apex/Forms на Postgres, который работает в 100 раз быстрее. Приложение создавалось для компаний, которые используют приложения с 22 тыс. экранных форм. Решение уже используют целый ряд крупных компаний. Например, в ПФ «Открытие», обслуживающем 10 млн клиентов, благодаря XSquare — LCDP время закрытия дня сократилось в 2 раза.
XSquare — LCDP сертифицирована для работы со всеми отечественными операционными системами и СУБД, работает даже на «Байкалах» и «Эльбрусах». «Мы помогаем сохранить отраслевые компетенции. С нашим решением могут работать команды разработки Oracle», — говорит Константин Ващенков. По его словам, LCDP — XSQUARE превосходит ORACLE в 10 раз по времени отклика приложения, в 100 раз по потребляемым ресурсам, в 1000 раз по требованиям к каналу передачи данных и в 10 раз снижает стоимость владения.
Low-code платформа XSquare
Пользователями low-code часто становятся разработчики. Именно для них создана микросервисная low-code платформа Eftech.Factory. Low-code платформа Eftech.Factory — это готовый набор инструментов для создания корпоративных приложений, рассказал Евгений Тетенькин, директор по продажам и развитию Effective Technologies. В Eftech.Factory приложения создают аналитики с помощью визуальных редакторов. Аналитики настраивают объектную модель и экранные формы, реализуют бизнес-процессы и сложные правила принятия решений, описывают алгоритмы расчетов. Программисты разрабатывают только компоненты и сервисы, которых нет в базовом наборе инструментов платформы.
Схема Eftech.Factory
В работе с Eftech.Factory аналитики используют готовый набор микросервисов. Готовые блоки не переделывают, а связывают с бизнес-логикой заказчика. Применение блоков исключает потери ресурсов на создание типовых элементов и гарантирует качество самих микросервисов в приложении. Аналитики концентрируются на создании ценности для заказчика путем моделирования бизнес-процессов организации.
Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
ИмпортонезависимостьСоздание приложений на Low-code платформе Eftech.Factory занимает на 30% меньше времени. Поиск и онбординг в код проекта программиста middle или senior уровня занимают в среднем 3–6 месяцев. Low-code платформа Eftech.Factory снижает зависимость от дефицита кадров на рынке труда. Это влияет на гибкость при формировании команд заказной разработки. Аналитик учится работать на Eftech.Factory два месяца, но уже через месяц выдает готовый к использованию функционал.
Алексей Новожилов, старший менеджер по работе с ключевыми клиентами Comindware, представил вниманию участников конференции Comindware Business Application Platform. Платформа дает возможность автоматизировать процессы любой сложности без программирования в строгом соответствии со стандартом BPMN 2.0. Схема бизнес-процесса легко читаема бизнесом и быстро им корректируется, а после утверждения сразу идет на исполнение. Разработка идет быстро, а цена ошибки нулевая. Изменить схему процесса можно «на ходу».
Настоящий low-code для бизнеса
Алексей Новожилов и Игорь Простоквашин, ведущий бизнес-аналитик Comindware, провели мастер-класс по настройке в режиме онлайн функционала главной страницы личного кабинета при помощи Comindware Business Application Platform. Интерфейс личного кабинета был сформирован за 10 мин в режиме drug-and-drop.
Low-code и бизнес
Наталья Осипенко, руководитель Службы методологии бизнес-процессов НПФ «Благосостояние», рассказала, что в 2017 г. в фонде была внедрена ИС «СУРОК» — информационная система по учету и регистрации обращений клиентов по телефону на базе платформы Microsoft Dynamics CRM. В 2022 г. компания начала подыскивать ей российскую альтернативу. Одно из главных требований — наличие low-code инструментов. «Нам необходима реализация настройки и доработки системы при помощи low-code платформы», — говорит Наталья Осипенко.
В результате в конце 2023 г. началось внедрение ИС «ПАУК» — портала автоматизированного учета клиентов. Это монолитное приложение с горизонтальной масштабируемостью. В планах на 2024 г. интеграция с личным кабинетом Почты России для отправки почтовых реестров и с ПО Единого контакт-цента для осуществления исходящего обзвона клиентов и внедрение дополнительных модулей, таких как предварительная запись на прием, электронные обращения граждан и т.д.
«Low-code подходит не для любой задачи и не для любой стадии жизненного цикла этой задачи», — уверен Станислав Тульчинский, управляющий директор ДИТ Россельхозбанка. Low-code платформы стоят гораздо дороже, чем о них говорят, для работы с ними нужны квалифицированные специалисты. С помощью low-code удобно создавать MVP. Кроме того, low-code довольно эффективен как конструктов веб-сайтов, конструктор приложений, инструмент автоматизации рабочего процесса — создания таблиц, проведения опросов и тестов и т.д.
8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимостьСтанислав Тульчинский поделился мнением, как можно расширить применение low-code и что должна представлять собой команда, которая будет работать с подобными инструментами.
С помощью зрения человек получает от 60% до 70% информации. Именно поэтому данные в виде графиков, диаграмм воспринимаются и запоминаются значительно быстрее и лучше, чем в виде таблиц, говорит Антон Слученков, директор департамента разработки и визуализации данных ПЭК. Он поделился примерами визуализации данных в самых разных процессах компании — аналитике, логистике, безопасности, организации рабочего пространства и т.д.
У каждого процесса есть бизнес-заказчик, владелец и исполнитель, начал свое выступление Михаил Захаров, разработчик RPA «X5 Технологии». Однако их ожидания от роботизации при помощи low-code часто сильно отличаются. Бизнес-заказчик ждет, что продукт на Low/No-code принесет экономию бюджета, снизит расходы на решение ошибок, возникающих из-за человеческого фактора, а роботизировать процесс сможет кто угодно. Владелец процесса надеется избавиться от «головной боли», которую приносит процесс, и верит, что робот будет работать на 100% эффективно. А исполнитель часто относится к роботизации негативно, потому что опасается сокращений по окончанию разработки робота.
Для того, чтобы роботизация прошла успешно, надо работать с ожиданиями. Михаил Захаров посоветовал распространять информацию о роботизации через курсы и центры компетенций, обеспечить прозрачность работы робота, в том числе и экономического эффекта от его использования, и превратить роботизацию в творческий процесс.
Фора-банк занимает 70-е место по активам в списке российских банков, то есть тщательно просчитывает эффективность всех проектов, говорит Геннадий Гребеник, директор по трансформации Фора-банка. Сегодня главная задача — научиться бороться с непредсказуемыми событиями. Помочь в этом может low-code— на его основе можно создавать конструкторы продуктов, приложений, процессов. Еще одна сфера применения low-code — автоматизация процесса разработки и переиспользование решений.
Геннадий Гребеник рассказал, как банк выбирал low-code платформу. На настоящий момент на ее основе созданы конвейер банковских карт и конвейер открытия счетов. Для освоения платформы и выстраивания работы команды потребовалось сделать три проекта — только тогда использование low-code привело к экономии 20–35% бюджета.
Наталья Рудычева
Полный текст статьи читайте на CNews