Что делать, если в вашей аутсорс компании сейчас кризис?

Часто стал слышать про кризисы в аутсорс компаниях. У некоторых он прямо сейчас, у некоторых — недавно был и вполне может повториться снова. А есть даже те компании, которые закрылись. В целом аутсорсинг сейчас не самый простой и маржинальный бизнес и с каждым годом нужно делать все больше и больше, чтобы зарабатывать. Это нормальный процесс созревания рынка и сейчас любителям тут уже нет места.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Конечно, аутсорсинг — это качели. Сегодня у вас острая нехватка девелоперов, а завтра — острая нехватка проектов. С этим можно работать, но решить эту проблему на 100% почти невозможно — такая особенность бизнеса. Главное, чтобы эти качели не съедали всю прибыль компании, иначе в бизнесе просто не будет смысла.

Как понять, в зоне риска ли вы? Это очень просто: если у вас нет специализации; один основной клиент, который приносит более 40% выручки; у вас скоро заканчивается большой проект; вы повысили рейты, но не понимаете, как их обосновать, и по ним не покупают; вы работаете с популярными технологиями, в которых зашкаливает конкуренция; вы заменяете сильных разработчиков более дешевыми, а значит — слабыми; — все это явные признаки надвигающегося кризиса, а, может, он уже у вас начался.

Если кризис уже пришел, нужно быстро продавать бенч или сокращать команду, чтобы хоть какие-то деньги остались в компании и можно было дальше работать. Я бы сначала оценил шансы на быструю продажу бенча: если у вас сильная команда сеньеров, бенч образовался в начале высокого сезона (как сейчас), то вы, скорее всего, продадите его. Если наоборот, команда слабая, а сезон низкий — у вас большие проблемы. Про это я недавно писал большую статью, так что не углубляюсь.

Если кризиса пока нет, но вы в зоне риска, нужно работать над стратегическими вопросами компании и предотвратить его.

Нет специализации. Знаю, специализацию сделать сложно, долго и не дешево. Но это единственный выход. В целом нужно смотреть на прошлый опыт компании — обычно там уже есть все необходимое, осталось только завернуть это в правильную обвертку. Про создание специализации я писал отдельную статью.

Один основной клиент. Сколько компаний из-за этого обанкротилось, сложно даже посчитать. Если у вас один основной клиент, вам нужно делать акцент на продажу новых клиентов, а не на развитие старого. И это вопрос выживания. Я очень много видел предпринимателей, которые в такой ситуации не шли дальше разговоров никуда. Если нет отдела продаж — его нужно строить; если не работает какой-то канал лидгена — нужно пробовать новые; если все текущие сотрудники заняты на основном клиенте — нужно нанимать новых под новые проекты. В любом случае, шевелиться нужно быстро, халява может закончиться в любой день и после будет уже поздно.

Закончился проект. Давайте будем честными: проекты не заканчиваются, как гром среди ясного неба, — всё можно предсказать. Самая рискованная группа клиентов ? это стартапы. У них могут закончится инвестиции, и нам всем эта история знакома. Но никто не мешает вам задавать прямые вопросы стартаперу с самого начала, узнать про планы про привлечение новых инвестиций, спрашивать о прогрессе в переговорах с инвесторами и т.д. У более крупных компаний, которые живут за счет прибыли, а не инвестиций, все намного более предсказуемо: есть четкое планирование, есть промежуточные точки контроля и KPI. Главное — не забывайте, что клиента интересует не процесс разработки, а результат, и если вы не будете показывать ожидаемый результата клиенты, вы рано или поздно потеряете этот проект, независимо от клиента.

Заоблачные рейты. У нас любят ставить рейты по 40–50–60 долл. в час. Я в целом не против, ставьте хоть $100 / час, но вы должны четко понимать, как и кому вы будете продавать по таким рейтам. Слепое повышение рейтов, потому что вы не хотите снижать маржу или у вас долго бенч сидел и выел деньги из бюджета — это плохо, может привести к большим проблемам. При повышении рейтов вам нужно сравнивать себя с рынком и другими компаниями, понимать, какую ценность вы даете клиенту, кроме отдельно взятых девелоперов, понимать, что уникального есть у вас, за что клиенты будут готовы платить больше других и т.д. Я вообще повышал бы рейты постепенно. Хотите перескочить с 30 на 40 — предлагайте каждому пятому клиенту 40, смотрите на реакцию, пробуйте разные варианты.

Очень часто слышал истории, когда люди говорили, что не понимают, как другие дают 25–30 рейт при нынешних зарплатах и что меньше 35–40 долл. в час работать невозможно. И это в корне неправильная мысль! Если у вас не получается работать по 30, а у других получается — это проблема именно в вашей компании. И клиенту все равно, почему вы не можете, а ваш сосед по офису может. Это рынок, клиенты не дураки, они выбирают лучших подрядчиков и умеют считать свои деньги. Вам нужно или увеличить эффективность и найти способ дать более низкий рейт или все же сделать компанию сильнее и обосновать высокий рейт. Работать нужно будет в двух направлениях, хотя второй вариант для бизнеса полезнее, как по мне.

Попсовые технологии. Хотите хорошо зарабатывать — учитесь работать со сложными и нестандартными технологиями. Выбирая WordPress или подобные попсовые технологии, вы сознательно идете на очень широкий рынок с огромной конкуренцией. И будете конкурировать с фрилансерами и микро-компаниями, которые демпингуют. Работать на рынке, где одним из основных инструментов является демпинг — это путь в никуда.

Замена сильных разработчиков более дешевыми и слабыми. Это старая известная история, в которую попадают небольшие компании. Особенно когда средняя величина проектов снижается и вместо больших и сложных компания начинает делать поток маленьких проектов, чтобы занять бенч. И вот тут начинает происходить постепенное размывание уровня сеньерности.

Проблема в том, что такая ситуация сейчас довольно у многих компаний. Разработчики продолжают дорожать, больших кастомных проектов в аутсорсе все меньше из-за готовых решений, а для новых небольших проектов сильные девы уже как бы и не нужны. Это путь в никуда, ловушка. Чем слабее девы, тем сложнее взять большой и прибыльный проект. Если такая ситуация наблюдается в бизнесе, значит пора менять бизнес-модель и искать новые ниши, где снова будут большие и интересные проекты.

Неспособность работать со сложным. Век формошлеперов давно закончился. Сегодня вы или умеете делать что-то сложное / уникальное или у вас будут проблемы с продажами. Попробуйте хотя бы продать обычного верстальщика — даже это уже проблема, они никому не нужны. Чем проще работа, которую вы делаете, тем больше проблем в продажах у вас сейчас. И эти проблемы будут очень быстро увеличиваться.

Проблема с лидгеном. Достучаться до клиентов стало очень сложно — они просто перестают отвечать. Скорее всего, большая часть проблем в этом пункте тянется из других пунктов и проработка их немного улучшит ситуацию, но все равно даже у сильных компаний — те же самые проблемы с лидгеном. И тут есть только один эффективный способ — заставьте клиентов прийти к вам первыми. А это уже вопрос маркетинга, который должен помогать лидгену и увеличивать его конверсию.

Работа в нише с готовыми решениями. Сейчас много готовых решений и каждый год становится все больше. Самые сильные компании сейчас работают в нишах, где нужно много кастомной разработки — там есть деньги для аутсорса. Так что вы или смещаете акцент на такие ниши (а их осталось не так много), либо работаете с готовыми решениями, кастомизируете их, либо делаете продукты самого высокого уровня для самых топовых компаний, которым не подходят готовые решения и они все равно заказывают что-то уникальное, даже в давно проработанной нише. Времена компаний, которые работают в такой нише и делают велосипеды средней сложности, уже прошли.

Лучше всего ситуацию проиллюстрирует ниша интернет-магазинов. Еще 10 лет назад очень популярно было делать самописы в этой ниши, аутсорсеры хорошо зарабатывали на этом. Сейчас ты или работаешь с CMS типа WordPress, Magento, Shopify и делаешь магазины для малого и среднего бизнеса, либо делаешь сложнейшие самописы для корпораций, где требований столько, что изучать их придется несколько месяцев. Бюджетные самописы для малых и средних компаний уже никто не заказывает, а именно на этом сегменте жили многие аутсорсеры 10 лет назад.

Оригинал: https://digitov.com/articles/what-to-do-if-your-outsourcing-company-is-in-crisis.html

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine