«Цифровые аборигены» к 2025 г. займут 75% рабочих мест. Что надо предпринять?

Новое в СХД

15 Июля 2021 15:2315 Июл 2021 15:23 |
Поделиться

Происходит смена одной из важных парадигм в ИТ, что в ближайшей перспективе затронет и другие области экономики. ИТ, как обычно, оказывается направлением-пионером, благодаря своему стремительному развитию и способности быстрее других реагировать на веяния времени. Интересно, что смену парадигм в данном случае определяют люди, которые никогда не были в красных пионерских галстуках.

Лидирующим поколением в экономике естественным образом стали миллениалы, родившиеся с 1981 до 1996 гг. Поколение «Х» постепенно отходит от активной рабочей деятельности и отправляется на пенсию, поколение нулевых (иногда их называют «поколение Z») только-только заканчивает учебу, родившиеся в десятых («поколение альфа») еще совсем дети, а миллениалы — они же «поколение Y» — уже в большинстве в экономике: к 2025 г. будут занимать 75% рабочих мест, по оценкам Marketing Resource Centre.

«Цифровые аборигены» привыкли быть digital

Миллениалы — стали первым поколением «цифровых аборигенов», то есть людей, сформировавшихся уже в эпоху цифровых технологий. Это во многом объясняет заметную их разницу с предыдущими поколениями, особенности мышления и восприятия. Как и любые другие отличия, «фишки» миллениалов могут быть как преимуществами, так и недостатками. Отличительные особенности этого поколения за последние годы хорошо исследованы теоретиками, практики нашли варианты, как отличия превращать в преимущества, о чем уже много сказано.

Для милениалов характерна пластичность. Они с рождения находятся в цифровом мире, для них естественно постоянное развитие и смена поколений софта и харда, динамика вариантов использования цифровых инструментов для общения, развлечения, обучения, заработка, обогащения. Пластичности, характерной для «цифровых объектов», миллениалы ожидают и от других элементов «второй природы», например, от умений или навыков, специфики восприятия, модных тенденций, финансовых инструментов и т.д.

Миллениалы: экономика и экологичность

В большинстве своем миллениалы — получают удовольствие от точных, выверенных и лаконичных действий, от выполнения процессов, ведущих к цели с минимальными затратами ресурсов. Это совсем не жадность — ради достижения целей миллениалы легко тратят ресурсы (деньги, время, усилия и т.д.), накопление им не приносит радости —, но это поколение не желает тратить впустую. Над вариантами оптимизации соответствующих процессов милениалы активно работают.

depositphotos11629409xl2015600.jpgМиллениалы уверены, что бизнес-процессы должны быть пластичными и постоянно совершенствоваться для достижения лучших результатов


Милленеалы выводят в тренд самые разные экологичные направления. Экологичность в данном случае рассматривать максимально широко: сюда могут относиться как традиционные «зеленые» веяния — от использования ВИЭ до минимизации отходов — так и различные технологии и схемы, позволяющие минимизировать лишние затраты. Одним из таких направлений является shared economy.

Shared economy тоже многогранна, в экономическом плане одно из наиболее интересных и эффективных ее проявлений — «арендная экономика». Суть проста: вместо покупки предметов приобретают сервисы. Конечно, это не вчера началось — гостиным дворам, например, много веков —, но сейчас аренда как концепция популяризирована и получила мощное развитие. Во многом причина тому — развитие ИТ: датчики и сенсоры позволяют точно учитывать объемы потребленного, а биллинговые системы обеспечат работу тарифных политик любой степени гибкости.

Гибкость для бизнеса и его «цифровой трансформации»

Новые схемы работы, построенные на новых принципах обеспечения эффективности, отличающиеся повышенной гибкостью и адаптивностью, миллениалы активно применяют как для достижения личных целей, так и для бизнес-задач. При грамотном применении элементов арендной экономики у бизнеса появляется много легальных схем для минимизации затрат — от выгод перехода от CAPEX к OPEX в бухгалтерии до применения HaaS, SaaS, PaaS и прочих »…as a Service» для построения инфраструктуры предприятий. Наиболее выразительным вариантом использования арендной модели в ИТ являются облака: ситуация, в которой компания использует оборудование, но с ним в физический контакт может и не вступать никогда.

Арендная экономика — понятие очень широкое, она является частью shared economy, включающей упомянутые облака, а не только, например, каршеринг, коливинг и коллокацию. Людям старших поколений, восприятие которых построено на принципах «красных директоров» и других крепких хозяйственников прошлых времен, бывает сложно понять и принять shared economy, во всяком случае, сделать это быстро, но для миллениалов все принципы и тренды тут просты, понятны и даже, если хотите, нативны.

Простоту надо создавать

Разумеется, путь от тезисов и концепций до работающих экономических схем и доступных товаров не быстр, не прост и требует усилий различных специалистов. Например, возьмем облака — казалось бы, с ними все максимально просто и понятно, а поэтому должно быть легко. Но на практике перенос в облачные сервисы пользовательских приложений и данных, а также сопряжение перенесенного и оставленного в традиционной инфраструктуре, оказывается сопряжен с различными проблемами, как техническими, так и организационными.

Проблемы эти придется решать, причем поиск эффективных решений занимает время и, возможно, потребует несколько итераций. Например, по данным на начало прошлого года, когда облачный бум уже активно развивался и облака по праву называли локомотивом ИТ-индустрии, только 5% компаний считали, что им удалось добиться согласования в работе сложных инфраструктур, сочетающих облачные ресурсы с традиционными, как выяснили в ходе опроса специалисты Dell. Конечно, с тех пор ситуация изменилась — прошло много времени, да и пандемия стала драйвером для ИТ —, но пример показательный.

Что это значит для экономики

Экономика, как и другие аспекты нашей жизни, стала дуалистична — в ней цифровые процессы переплетены с традиционными, причем одни без других существовать в современном состоянии уже не могут. Важно понимать, что digital уже больше, чем еще один сервис для бизнеса, что «цифра» стала нативной составляющей практически всех современных бизнес-процессов. Миллениалам, в реальность которых «цифра» с самого их рождения встроена, ничего объяснять не нужно, они не понимают, как может быть по-иному.

Соответствующее отношение у миллениалов к бизнес-процессам и к организационной структуре компаний. Миллениалы понимают, что все должно быть пластичным, что все надо постоянно совершенствовать для достижения лучших результатов и для оптимального соответствия современности. Комплексное совершенствование применения цифровых инструментов, выстраивания бизнес-процессов, а также разных аспектов повседневного труда людей приводит к цифровой трансформации. В результате бизнес становится радикально иным, экономические показатели меняются, эффективность растет. Пример с цифровой трансформацией такси, в ходе которой вымерли традиционные таксопарки и выжили агрегаторы, конечно, каноничный, но очень показательный. Отметим, что «цифра» находила служебное применение и в таксопарках (бухгалтерию на компьютере вели, учетом ГСМ занимались и т.д.), но в современных агрегаторах «цифра» занимает иное место — это составная часть всех бизнес-процессов. Сегодня без цифровой трансформации эффективность любого бизнеса под вопросом, равно как и выживание в современных условиях даже в среднесрочной перспективе.

Концепция Data-centric, в которой данные являются основой бизнеса, понимают миллениалы, но она зачастую оказывается сложна для старшего поколения. Однако, даже «старшие товарищи» бывают согласны с отдельным проекциями этого концепта. Например, мало кто будет спорить с концепцией Data-drawing, в которой данные — в самом широком смысле: о компании, о конкурентах, о рынке, об экономике и т.д. — являются локомотивами для развития компаний, а также для принятия решений, от оперативных до стратегических. Новая объективность и новая рациональность могут существовать только с Data-drawing.

Технологии, проверенные в цифровых сегментах, внедряют и в другие сегменты экономики, например, по модели »…as a Service» уже продают разное: подшипники, автомобили, кондиционеры и т.д. Современный мир стремительно меняется, понять изменения зачастую непросто, но радует одно: миллениалы его прекрасно чувствуют и готовы познакомить с его особенностями другие поколения, от «иксов» до «альф».

Полный текст статьи читайте на CNews