Цифровизация закупок 2023–2025: импортозамещение и аналоги зарубежного ПО
Как будет эволюционировать импортозамещение закупок в России? На этот вопрос отвечают эксперты компании Agora.
Иностранные вендоры «вышли из игры», но отечественный рынок ПО не опустел
В 2022 г. российский бизнес оказался в сильной турбулентной среде: ушло иностранное ПО, в основном ИТ-вендоры из США, Европы и Японии (SAP, Oracle, Microsoft, NVidia, IBM, Intel, Qualcomm, Yokogawa и др.), критически уменьшилось количество поставщиков продуктов для бизнеса и промышленности. По данным ЦСР, 56% из 600 крупнейших зарубежных компаний к III кварталу 2022 г. свели к минимуму свое присутствие на российском рынке.
Почти все компании в России столкнулись с санкциями, разрушением отлаженных логистических цепочек и изменением спроса. По данным исследования ИНП РАН, две трети предприятий (66,2%) пострадали от кризиса.
На первый план вышли задачи:
Ситуация сильно отразилась и на рынке закупок. После ухода SAP из России, по исследованиям TAdviser, объемы закупок сразу же упали почти на 6%. Если в 2022 г. бизнес был готов работать с небольшими убытками или в ущерб качеству, чтобы получить ТРУ (товары, работы, услуги) любой ценой, то к 2023 г. — компании адаптировались к сложившимся условиям. Они аккуратно тестируют продукцию новых поставщиков, тщательно отбирают партнеров, проводят стратегическое планирование закупок, выбирают более эффективные логистические решения, модернизируют производство и увеличивают инвестиции, которые были снижены в 2022, так как компании сфокусировались на поддержании уже имеющегося уровня.
Конечно, адаптивности бизнеса способствует стремительное развитие отечественного софта. После ухода САПа и других зарубежных вендоров, рынок ПО не опустел, отечественным ИТ-разработчикам есть что предложить взамен. Курс на импортозамещение, начавшийся еще в 2014 г., и перестройка российских компаний во время пандемии 2020 г. позволили уберечь рынок от разрушения. Лучшие российские вендоры помогают справиться с возникшей ситуацией на рынке. Например, компания Agora предоставляет широкий спектр возможностей для импортозамещения в сфере закупок и e-commerce: ЭТП (электронная торговая площадка), SRM, КИМ (корпоративный интернет-магазин), B2B порталы, маркетплейсы. Agora состоит в едином реестре Минкомсвязи программного обеспечения, как надежный российский вендор и интегратор. Разработка ведется ускоренным методом конструктора на базе готовой платформы. Доступны варианты как по SaaS подписке, так и с выкупом лицензии on-premise, чтобы системы работали на собственных мощностях компании-заказчика. Из-за сложившейся ситуации российские компании отдают большее предпочтение внедрениям по методу on-premise.
Будущее рынка закупок в 2023–2025 гг.
Санкционный и геополитический кризис формируют тенденции на развитие закупочной деятельности. Что будет актуальным в ближайшие годы?
- Переход в цифру. Система закупок движется в сторону унификации и централизованного перехода в цифру в госсекторе, корпоративном и частном бизнесе. Сейчас уже более 85% всех закупок — электронные. По результатам исследования компании McKinsey & Company, выяснилось, что 65% B2B-компаний предпочитают проводить сделки в онлайн-формате.
- Развитие тесного взаимодействия с поставщиками и выстраивание более крепких отношений. Тщательная проверка и отбор поставщиков. Например, развитие собственных платформ для закупок (ЭТП) и SRM систем дает возможность закупщикам привлекать новых поставщиков и использовать надежные инструменты для прозрачной работы с ними, проверки, классификации, и оценки рисков. Такая стратегия продиктована ограниченностью ТРУ (особенно в таких сферах, как автомобили, текстильная промышленность, продукты питания и косметика, по данным Финмаркета) и появлением пока неизвестных поставщиков. Некоторые компании начинают интегрировать контрагентов в производственные процессы, с целью становиться партнерами. Создание сайта закупок также дает дополнительные технические возможности (личный кабинет поставщика, интеграция с ЭДО, ЦП, и т.д.), повышает производительность компании и сокращает издержки.
- Совершенствование категорийного менеджмента в закупочных процедурах и более грамотное планирование с помощью инструментов интеграции баз данных и информационных систем, автоматизация закупок.
- Регулярная оптимизация бизнес-процессов. На отечественном рынке достаточно решений, которые могут быстро автоматизировать модель закупок. Например, автоматизация на базе платформы Agora позволяет до 40% снизить затраты и выиграть время для быстрого и эффективного реагирования на новые изменения рынка и вывести компанию в лидеры.
- Использование low-code системы управления бизнес-процессами. Low-code сокращает сроки разработки и снижает стоимость. Разработка системы с нуля займет до 15 месяцев и более, а запуск на базе low-code платформы — от 2 месяцев. Такие решения содержат готовые модули, которые адаптируются под разные бизнес-задачи. У Agora + 200 модулей, которые можно внедрить на любой стадии развития проекта заказчика.
- Переориентация в каталожные закупки. Многие компании начнут уходить от процедурных. Но здесь может возникнуть проблема закупок малого объема или закупок по каталогам — как сделать эти каталоги. В SAP Ariba они были неполноценны и нуждались в доработке. Теперь это становится актуальным направлением для разработки. К примеру, на базе платформы Agora можно в краткие сроки создать электронный магазин малых закупок, работающий по принципу удобного маркетплейса с закупками по модели онлайн-каталога.
- Создание центров импортозамещения (локальные предприятия, способные представить продукцию крупным заказчикам из других регионов) и параллельный импорт (дает возможность заказчику получить продукцию, привезенную по этой схеме). Таким образом заказчик получает новый канал поставок от контрагентов, которые ранее в закупках не участвовали.
- Развитие внешних связей и коммуникации с новыми рынками, которые ранее не рассматривались из-за высоких издержек. Это могут быть рынки Южной Америки, Тихоокеанского региона, Азии, Африки (но пока что с доставкой из таких регионов могут возникать сложности).
- Долгосрочное планирование, например, на 10 лет вперед, как раньше, не актуально.
- «Зеленые» закупки — не самый первоочередный пункт, но тем не менее государство начало движение в этом направлении. С 1 января 2023 г. госзаказчиков изделий из бумаги, тротуарной плитки, гидроизоляционных материалов и др. обязали указывать минимальную долю вторсырья при описании объекта на площадке закупок (ПП РФ № 1224 от 08.07.2022). А с 2025 г. планируется отказываться от одноразовой упаковки и товаров.
Конечно, все эти тренды идут в ногу с импортозамещением софта. Именно благодаря импортозамещению цифровизации закупок российские компании не только могут выжить, но и выйдут на новый уровень.
Импортозамещение: SAP vs отечественный софт
С рынка ушли как небольшие технологические компании, чей уход не был фатален, так и гиганты в ИТ-индустрии, повлиявшие на развитие российской ИТ-отрасли и сферы закупок (sourcing): SAP SRM, SAP Ariba и SAP Ariba Network. Компании оказались не готовы к неожиданному ограничению доступов, закончились срочные лицензии, остро встала проблема бесперебойного функционирования бизнеса и промышленности.
С одной стороны, для ИТ-сектора это стало амбициозным вызовом, с другой — освободило ниши, занятые крупными иностранными игрокамии увеличило появление качественных ИТ-продуктов. А минувший 2022 г. позволил вендорам получить практический опыт в импортозамещении.
Наиболее чувствительны к уходу иностранных компаний и импортозависимыми оказались отрасли со сложным процессом закупок: металлургические, газовые, нефтяные компании, сфера телекоммуникаций, фармацевтики, автомобилестроения и машиностроения, ритейл и производители товаров для ритейла.
В технологическом плане больше всего импортозамещение в России 2023 затронуло оптовые закупки и SRM, но также и ERP, MES (Manufacturing Execution System — система управления производством), e-commerce, PIM-системы. Если для последних на рынке достаточно эффективных аналогов, включая e-commerce решения Agora, то оперативно заменить SAP в закупках для многих компаний оказалось сложнее. SAP — это целая экосистема продуктов для бизнеса, и крупные компании использовали только ее архитектуру и возможности, не внедряя альтернатив и дополнительного ПО, т.к. SAP имеет массу возможностей и достаточно сложнодорабатываемый. До геополитического кризиса это было адекватной стратегией, но ситуация показала, что нет ничего постоянного, и компании оказались зависимыми от одного иностранного вендора, который внезапно покинул территорию России и своих клиентов.
Это повлияло на:
- небывалый спрос на импортозамещение ПО и оборудования: бизнесу пришлось быстро перестраиваться и искать оптимальную по цене и качеству замену на нашем рынке;
- стратегии выбора отечественного ПО.
Как теперь компании выбирают импортозамещающее ПО и разработчиков?
- Конечно, самый важный критерий — независимость от вендора и лицензирование (имеет ли лицензия срок). Компании не захотят снова быть заложниками ситуации и испытывать на себе рычаги давления, даже если иностранные вендоры захотят вернуться. Поэтому предпочтение отдается не бренду и функционалу в первую очередь, а гибкости и перспективным технологиям платформы, безопасным стеку, базам данных, службам и сервисам аутентификации. Например, стек на Python, на котором работает платформа Agora, соответствует гостам безопасности, и на нем можно кодить все, что сейчас необходимо рынку. Возможность выкупа лицензии on-premise с переносом готового продукта Agora на мощности заказчика добавляет надежности и уверенности в таком решении.
- Многие компании задумываются над созданием собственной ИТ-команды либо расширяют уже имеющуюся.
- Импортозамещаемый продукт должен соответствовать enterprise подходу, что крайне важно для крупных предприятий различных экономических секторов РФ. Не все компании готовы заниматься сервисами для мониторинга, поддержки доступности, резервирования и восстановления данных (все это было встроено в САП и удобно в использовании), поэтому они ищут продукт enterprise уровня. Решения уровнем ниже не имеют шины данных, трудно масштабируемы, имеют ограничения, например, не выдержат большого обмена данными с другими системами, и подходят для создания интернет-магазинов или одностраничных сайтов. Платформа Agora имеет необходимые инструменты для масштабирования и выдерживания высоких нагрузок: фреймворк Django, системы управления базами данных enterprise уровня (PostgreSQL), шины данных для конвейерной обработки, контейнеризация на основе программной платформы Docker, Elastic Stack и т.п.
- Компании приобретают продукт не на один год, поэтому считают TCO (стоимость жизненного цикла: техподдержка, доработка, улучшения, внедрения). Для сравнения: Agora предоставляет не только возможности разработки решения, но и команду для его эффективного внедрения, а также возможность дополнительных услуг технической поддержки от опытных специалистов из команды Agora, вплоть до построения службы ТП для системы закупок на базе Agora (ЭТП, КИМ, SRM). Это же касается и решений для электронной коммерции Agora: маркетплейсы, B2B порталы, PIM-системы.
Перед российскими ИТ-компаниями стоит еще много задач, импортозамещение программного обеспечения не может быть стремительным. У большинства отечественных вендоров пока не появились полные аналоги экосистемы SAP, которые можно устанавливать и на сервера, и использовать как сервис. На рынке есть отдельные решения: от Сбербанка, Газпрома, ЭТП B2B-Center, ТЭК-Торг. Как вариант, можно комбинировать подходы: продолжать работу без обновлений там, где это возможно, кастомизировать open source решения, временно и очень аккуратно использовать возможности параллельного импорта закупки ПО.
Однако эксперты и специалисты компании Agora четко понимают потребности на рынке и направляют развитие в сторону создания самодостаточной экосистемы аналогичной SAP Ariba и SAP Ariba Network, предлагая и софт как сервис, и установку на сервера. Поэтому решения для цифровизации закупок и электронной коммерции на базе платформы Agora стали особенно востребованными. К моменту ухода иностранных вендоров с рынка Agora уже имела высококвалифицированную ИТ-команду, специализацию в разработке Enterprise решений для sourcing и e-commerce, более 10 лет опыта работы, более 500 успешных кейсов, среди которых такие крупные клиенты, как АЛРОСА, НЛМК, ВТБ, РЖД и др.
Ситуация может повториться и с другими продуктами от иностранных вендоров
Уход некоторых иностранных продуктов (например, Commerce Suite) не настолько сильно, как в закупках, затронул рынок e-commerce. Однако компании понимают, что такая ситуация в дальнейшем может коснуться и других продуктов. Поэтому некоторые компании поменяли вендора или начали внедрять системы, которые ранее не использовали. Например, SRM, чтобы более точно прогнозировать поставки и управлять ими. И основной тренд в данном случае — создание и внедрение собственных решений на базе отечественного ПО, например, на базе платформы Agora.
В импортозамещении ERP компании, особенно со множеством филиалов, не стремятся переходить, например, на 1С и внедрять несколько систем вместо одного SAP. В этом направлении отечественным разработкам еще нужно время, однако платформа Agora имеет преимущества и может интегрироваться с различными ERP, которые уже есть на рынке.
Также появился неожиданный тренд на цифровое импортозамещение портальных решений для: b2b, e-commerce, EDI (позволяет большому количеству дистрибьюторов общаться с производителем без оплаты EDI-провайдеру), кредитных задач банков и автосалонов, даже порталы для beauty-компаний с широкой региональной сетью. Компания Agora также активно развивает это направление. На базе платформы Agorab2b-порталы решают проблемы персонализации (личный кабинет, автонастройка спецпредложений, выставление прайсов), помогают избежать рисков и ошибок в документации, просроченных сроков и платежей, сокращают цикл оформления заказа и дают десятки дополнительных функций (интеграции с ЭДО и EDI, ERP, CRM, логистическими и иными сервисами, умный поиск, быстрый экспорт товарного контента).
В заключение
2022 г. показал высокие адаптивные возможности бизнеса и программного обеспечения для закупок. А в условиях беспрецедентного количества санкций закупочная система устояла, и производство не остановилось. Даже по оценкам компании IDC, которая прогнозировала сокращение расходов на ИТ-технологии в 2022 на 21,4% — 27,4%, говорит об их увеличении в 2023 г. при любом сценарии. Также государство активно принимает меры поддержки: гранты, специальные кредитные ставки, упрощение порядка госзакупок, изменение законодательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ, рост офсетных контрактов в регионах, закон о параллельном импорте и т.д.
Как будет эволюционировать импортозамещение закупок в России — покажет время. Эксперты предполагают, что за 3–4 года отечественные ПО, такие как Agora, в сфере цифровизации закроют ключевые потребности, и строят прогнозы об экспорте функциональных решений. ■ Токен: Pb3XmBtzt8w1hAvKtcYsW75Jk3gXyUUeekHwi7aРекламодатель: ООО «Центробит»ИНН/ОГРН: 7713733518/1117746695967Сайт: https://www.agora.ru/
Полный текст статьи читайте на CNews