Чек-лист по ребрендингу от компании Стратосфера - ex IARGA
Всем привет, я Константин Елистратов, основатель веб-интегратора Стратосфера.
Примерно 10 лет до этого мы назывались IARGA, а в этом году провели ребрендинг, накопили в этом опыт «изнутри» процесса и можем им делиться.
Небольшая предыстория
Мне было 17. Я придумывал логин для фриланс-профиля и мне показалось, что IARGA — звучит неплохо. Потом я зарегистрировал домен. А позже сделал это брендом своей веб-студии.
Название было довольно удобно писать (всего 5 букв), но совершенно неудобно произносить. Любой, кто его слышал, первым делом переспрашивал еще раз. А записывал на слух 20-ю самыми разными вариантами.
Конечно же, это мешало продвижению: смысл вкладываться в узнаваемость, если в итоге твой бренд не запоминают, поэтому я давно хотел сделать ребрендинг.
Но ребрендинг ставит перед компанией много вопросов:
-
Как придумать название, ради которого стоит все это затевать?
-
Что делать с теми, кто знает нас под старым именем?
-
Что делать с портфолио, сайтом, рейтингами?
-
Как подготовить команду к ребрендингу?
-
Как работать с контактными данными?
-
Сайт и позиции в поиске
Постепенно я нашел на них ответы и им посвящена эта статья.
Как придумать название, ради которого стоит
Для этого лучше всего подходит несколько адаптированный метод мозгового штурма. Смысл в том, чтобы открыть блокнот (лучше электронный) и выписывать туда любые версии названия, которые приходят в голову. Абсолютно любые. Даже абсурдные или занятые. Постепенно мозг освобождается от боязни выдавать идеи и среди абсурдных вариантов начинают появляться адекватные.
Задачу можно делать в несколько подходов. Тогда настроенный задачей мозг и в окружающем мире будет выискивать идеи для названий, важно только вовремя складывать их в тот же блокнот.
Примерно после двухсотого названия в вашем списке уже будет на что смотреть. После пятисот названий — будет, из чего выбрать.
Дальше отрабатываем выбранные варианты, проверяя их на наличие известных компаний с таким именем и на наличие зарегистрированного торгового знака. Кстати, проверить можно тут.
Так я нашел наш новый бренд — «Стратосфера»!
-
Его легко запомнить на слух, он пишется очевидным образом;
-
Свободен как товарный знак для разработки ПО и сайтов (уже нет);
-
Это что-то большое и технологичное (так просто туда не попасть);
-
Это слово однокоренное с фамилией (лат Stratos — воин) — нет ничего круче, чем назвать бизнес своим именем.
Что делать с теми, кто нас знает
Брендирование
Для них на время переименования будет двойное брендирование.
Стратосфера — ex IARGA.
Двойное брендирование сделано и в дизайне обновленного сайта, в рекламных текстах (тут например), на всех носителях, которые есть.
Например, группа в фейсбуке называется веб-интегратор Стратосфера — ex IARGA.
Информационные каналы
Во все доступные каналы мы распространяем новость о ребрендинге. Публикации в соц сетях, статьи на сайте / в тематических изданиях.
Небольшой список каналов
-
Рейтинг рунета;
-
Tagline;
-
Ruward;
-
Группа ВК;
-
Профиль в инстаграме;
-
Фейсбук;
-
VC;
-
Хабр;
-
Личные страницы команды во всех соц сетях;
-
Яндекс карты.
Реклама
Таргетированная рекламная кампания на собранную ранее аудиторию с постами про ребрендинг позволит коснуться новости каждого несколько раз и лишний раз напомнить о себе.
Активизация
Конечно же, ребрендинг стоит провести перед сильной пиар или публичной активностью.
Сразу после ребрендинга я поехал на Everfest, где в двух докладах упомянул, что мы ребрендимся, плюс в списке спикеров опубликовался под двойным брендом.
На очереди еще 4 конференции этой весной.
Команда
Неожиданная смена названия, которое как минимум, используется в коммуникациях (а я еще очень робко надеюсь, что мои сотрудники хоть немного ассоциируют себя со студией) может дезориентировать команду.
Что делать?
-
Выбираем несколько человек (я выбрал двоих менеджеров), рассказываем, чего хотим добиться, просим поучаствовать в разработке названия;
-
Вместе обсуждаем результаты, выбираем название;
-
По очереди доносим его до «лидеров мнений» в компании.
Контакты
Мы используем сервис «почта для домена» Яндекс, так что нам было довольно просто. Мы создали набор почт для сотрудников, настроили «сбор писем» и уже на следующий день в новых ящиках появились все старые письма, включая отправленные и структуру папок (она особенно важна, так как у нас используется Zero Inbox — метод работы с почтой, повышающий продуктивность).
Сайт и позиции в поиске
Тут важно ничего не упустить, иначе потеряем часть трафика. Наш SEO- специалист отлично справилась:
-
Добавили в Яндекс Вебмастер и Google Search Console новый сайт;
-
Прописали в title двойное наименование (Стратосфера ex IARGA) на всех страницах;
-
Сделали 301 редирект домена;
-
Сделали «переезд домена» в Яндекс;
-
Заменили домен в roots, sitemap, микроразметке.
Итоги
Клиенты и коллеги по рынку пишут нам, что «наконец-то» и что стало сильно лучше.
Позиции в Яндекс и Google сохранились.
Трафик на сайт — тоже.
А у вас теперь есть методичка на случай, если захотите ребрендиться :-)
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine