Беспроводная стереосистема KEF LSX: для любителей стиля, компактности и универсальности

Собрать большую и красивую многокомпонентную систему Hi-Fi — задача пусть и не самая простая, но вполне выполнимая при наличии достаточного бюджета. А вот что делать, если стоит задача получить хороший звук, но при этом в списке требований также присутствуют стильный внешний вид, компактность и удобство использования приобретаемого продукта? В таком случае возможности выбора ограничиваются довольно узким кругом моделей «продвинутой» активной акустики, об одной из которой мы и поговорим.

Героиня сегодняшнего обзора — стереосистема KEF LSX — является «младшей сестрой» получившей в свое время немало восторженных отзывов модели LS50 Wireless, которая при всем своем великолепии обладала одним весьма существенным минусом: внушительной ценой. Стоимость KEF LSX тоже впечатляет, но все-таки она пониже и уже сравнима с Hi-Fi-комплектами начального уровня. При этом колонки компактные и действительно здорово выглядят.

Акустика получила излучатели Uni-Q, обеспечивающие весьма интересное звучание, а также поддержку максимума возможных источников звука: от стриминговых сервисов и DLNA-серверов до плееров, подключенных через аналоговый вход. Стереосистема уже успела собрать немало восторженных отзывов и наград. Посмотрим на нее настолько пристально, насколько получится. Перечислить все возможные функции, настройки и варианты использования вряд ли удастся, их очень много, но постараемся остановиться на основных и самых интересных.

Технические характеристики

ВЧ-излучатель ∅19 мм, алюминиевый купольный диффузор
СЧ/НЧ-излучатель ∅115 мм, кольцевой диффузор из алюминиево-магниевого сплава
Заявленный частотный диапазон 49 Гц — 47 кГц (More bass extension)
52 Гц — 47 кГц (Standard)
55 Гц — 47 кГц (Less bass extension)
Мощность усилителей НЧ/СЧ — 70 Вт
ВЧ — 30 Вт
Максимальное звуковое давление 102 дБ
Подключение
  • оптический вход Toslink
  • аналоговый Aux (миниджек 3,5 мм)
  • RJ45 Ethernet
  • Bluetooth 4.2
  • Wi-Fi IEEE 802.11a/b/g/n, 2,4/ 5 ГГц
Выходы RCA для сабвуфера
Поддерживаемые Bluetooth-кодеки SBC, AAC, aptX
Максимальное разрешение аудио 24 бит/192 кГц
Поддержка сторонних сервисов AirPlay 2, Roon, Spotify Connect, Tidal
Габариты 240×155×180 мм
Масса (левая/правая) 3,5 / 3,6 кг
Рекомендуемая цена 59 900 ₽ на момент тестирования
Розничные предложения

Упаковка и комплектация

Поставляются колонки в довольно сдержанно оформленной коробке, внутри которой все элементы комплектации надежно удерживаются вставками из пенистого материала.

В комплект поставки входят две колонки: ведущая и ведомая, пульт дистанционного управления, кабель для соединения динамиков длиной 3 метра, два кабеля питания длиной 2 метра, плюс печатные материалы.

Дизайн и конструкция

Выглядит акустика, как мы уже упоминали выше, очень интересно. Доступны пять вариантов цветового оформления: классические черный и белый, а также голубой, бордовый и оливковый.

Особый акцент производитель делает на том, что оформлением занимался британский дизайнер Майкл Янг — на передней стенке оливковой версии, которая и была у нас на тестировании, даже есть его автограф.

Колонки крайне компактные, они прекрасно поместятся и будут отлично смотреться хоть на небольшом рабочем столе, хоть на полке или стойке для мультимедийной системы…

Размеры каждой из колонок — всего 240×155×180 мм, а вот вес при этом довольно солидный — порядка 3,5 кг.

Белые KEF LSX имеют лаковую отделку, остальные же обтянуты тканью от широко известной в узких кругах датской компании Kvadrat. Выглядит это здорово, на ощупь — еще лучше. Ну, а насколько практично — может показать только долговременное использование.

На переднюю панель нанесены логотип производителя и уже упомянутый выше автограф — оформление максимально сдержанное.

Но самое интересное здесь — это, конечно, динамики. По внешнему виду это не очень заметно, но у каждой колонки их два, причем работают они от отдельных усилителей: мощностью 70 Вт для СЧ/НЧ-диапазонов и 30 Вт для высоких частот. Функция кроссовера, как и масса других, возложена на встроенный DSP, он же при необходимости выделяет НЧ-диапазон при подключении сабвуфера.

Используемые в акустике модули Uni-Q — это два излучателя, как бы «вложенные» друг в друга. Твитер имеет алюминиевый купол размером 19 мм, а СЧ/НЧ-секция — кольцевой диффузор из алюминиево-магниевого сплава диаметром 115 мм. Помимо компактности такое решение, по замыслу разработчиков, обеспечивает избавление от проблем с фазовыми искажениями.

Под динамиками расположены разноцветные светодиодные индикаторы режимов работы устройства. Если присмотреться, можно заметить, что внутри кольца индикатора у ведущей колонки размещено окно приемника ИК-сигнала от пульта дистанционного управления.

На задних стенках расположены панели для управления и подключения, а также отверстия фазоинверторов.

Ведомая колонка, в отличие от множества других 2.0 решения не является пассивной — у нее есть собственные ЦАП и усилитель, а сигнал в нее приходит в цифровом виде — посредством беспроводного подключения или через кабель с разъемом RJ-45. На ее задней панели расположились разъем питания, порт для подключения к основной колонке и кнопка активации беспроводного сопряжения с ней плюс небольшой светодиодный индикатор его состояния.

А вот у основной колонки сзади масса всего интересного, включая порт USB с помощью которого можно зарядить устройство, являющееся источником звука.

Чтобы не вдаваться в долгое перечисление, просто позаимствуем иллюстрацию из инструкции к устройству — так будет проще и нагляднее.

Порт фазоинвертора выполнен в виде рупора и имеет диаметр от 35 мм в самой узкой части до 55 мм в самой широкой.

На верхней части корпуса колонок нет ничего особо интересного — все та же ткань без каких-либо декоративных элементов. Что, кстати, прекрасно: сдержанность в данном случае — одна из основ стильного внешнего вида.

На дне расположена накладка, на которую нанесена краткая информация об устройстве. На нее же наклеены резиновые ножки. Наклеены, кстати, идеально ровно — наш внутренний перфекционист настолько доволен, что даже слегка заметный стык полосы ткани, которой обтянут корпус, не может его смутить.

В центре площадки находится крепление ¼″-20 UNC для установки акустики на стойку.

Скажем пару слов и о «богатом внутреннем мире» ведущей колонки. Элементы в ней расположены максимально плотно, даже трубу фазоинвертора пришлось изогнуть дважды — иначе бы не поместилась.

Полный разбор колонки возможен, но потребует довольно много усилий. А обратный процесс и вовсе может оказаться затруднительным. Тем не менее, внутрь мы все-таки заглянем хотя бы немножко. Передняя панель снимается довольно легко, на ней закреплен динамик, под ним — плата индикатора.

Нам в данном случае интересно то, что к динамику приходит две пары проводов от двух разных усилителей — все по-честному.

Маркировка излучателя подсказывает нам, что его импеданс — 4 Ом. Правда не очень понятно, имеется в виду сопротивление какого-то одного из излучателей или обоих…

Внизу расположена плата блока питания. Плата усилителя мощности, судя по иллюстрациям от производителя, размещена вдоль задней стенки.

Судя по ней, качество монтажа отличное — все аккуратно, следов неотмытого флюса и прочих изъянов на платах нет. В целом, ничего другого мы от KEF и не ожидали.

Сняв заднюю стенку, видим крепления платы усилителей и два радиатора. Которые, кстати, довольно ощутимо греются во время работы. На работоспособность устройства это никак не влияет, потому особых акцентов на этой особенности делать не будем.

Ну и под конец буквально пара слов про пульт дистанционного управления. Он довольно оригинальный, кнопки расположены почти заподлицо с панелью и нажимаются с ощутимым усилием — к этой особенности нужно немного привыкнуть.

Функции кнопок вновь перечислять не будем — положимся на иллюстрацию из инструкции к устройству, где все наглядно показано.

Питается пульт от элемента CR0032, расположенного за съемной крышкой в нижней части корпуса. Снимается она очень легко, но держится при этом вполне надежно.

Подключение

Непосредственно подключение KEF LSX — процесс крайне простой. Включаем обе колонки в розетку, а дальше решаем, как мы будем соединять их между собой. Можно нажать кнопки сопряжения на задних стенках, описанные выше — в течение нескольких секунд колонки «найдут» друг друга и будут работать вместе. Либо можно использовать проводное подключение при помощи витой пары с разъемами RJ45 — в комплекте есть трехметровый кабель, большинству пользователей его вполне хватит. Оба варианта хороши и обеспечивают стабильное соединение, но разница все же есть, и она в разрешении передаваемого сигнала: 24 бит/48 кГц «по воздуху» и 24 бит/96 кГц по кабелю.

Индикатор на ведущей колонке начинает мигать белым и желтым — акустика готова к дальнейшей настройке для работы с имеющимися в наличии источниками и стриминговыми сервисами. Начнем разговор об этом здесь, а продолжим уже в следующей главе, где будем говорить об особенностях настройки стереосистемы.

Первое, что стоит сделать — это установить на какое-либо из своих мобильных устройств два приложения: KEF Control и KEF Stream. Можно, конечно, этого и не делать — колонки работают и в полностью автономном режиме. Но очень многие ключевые функции будут недоступны, что лишает приобретение столь «продвинутой» акустики смысла — для банального проводного подключения можно предпочесть решение и попроще.

Первым делом переходим в KEF Control, откуда и осуществляется первоначальная настройка. После установки приложение предлагает согласиться с условиями использования и выбрать настраиваемую стереосистему из выпадающего списка — ПО также работает с колонками KEF LS50 Wireless. Далее пользователю предлагается подключить питание обеих колонок.

Проверяем, что индикатор мигает должным образом, даем необходимые разрешения. Приложение предлагает открыть настройки Wi-Fi и подключиться к сети KEF LSX. При подключении к устройствам под управлением iOS также доступна опция соединения посредством Airplay 2, которая делает процесс ощутимо более простым. Мы же посмотрим на чуть более длинный путь.

Переходим и подключаемся, после чего возвращаемся в KEF Control. А там нас уже поджидает форма выбора беспроводной сети и ввода пароля.

Выбираем сеть, вводим пароль, если есть такое желание — переименовываем KEF LSX в соответствии со своими задачами и представлениями о прекрасном. После этого акустика уходит в перезагрузку.

Далее использовавшееся для настройки подключения устройство нужно вернуть обратно в домашнюю сеть, после чего приложение бодро рапортует о том, что все готово.

После этого мы попадаем на экран с небольшой интерактивной «обучалкой», которая показывает, что кнопки сверху позволяют выбрать нужный вход, иконка в центре открывает KEF Stream и так далее — все есть на скриншотах ниже. Остаемся на главном экране, куда скоро вернемся.

С проводным подключением все просто, а вот на Bluetooth-соединении остановимся чуть подробнее. Активировать его можно с помощью кнопки на задней стенке ведущей колонки или прямо из приложения. Ну, а дальше все как всегда — находим акустику в соответствующем меню устройства да подключаем. При использовании устройств под управлением Android автоматически задействуется кодек aptX.

Мультипойнт колонки не поддерживают, при активации сопряжения установленная связь с источником теряется, что было проверено попыткой одновременной работы со смартфоном под управлением Android и ПК с Windows 10. Параллельно с помощью утилиты Bluetooth Tweaker был получен список поддерживаемых кодеков и их режимов.

Необходимый минимум кодеков имеется: aptX, AAC, SBC. Возможно, кому-то хотелось бы увидеть в акустике такого уровня и aptX HD, например. Но, как мы убедимся ниже, Bluetooth-подключение — далеко не основной способ воспроизведения музыки на KEF LSX, так что этих трех вполне достаточно. А вот чего слегка не хватает, так это возможности подключения посредством USB — колонки явно можно использовать в качестве настольного решения, такая опция наверняка пригодилась бы многим.

Настройка

KEF LSX предлагает пользователю довольно много настроек, в которых имеет смысл немного разобраться, чтобы обеспечить максимально комфортную эксплуатацию и устраивающее качество звучания. Переходим в соответствующий раздел KEF Control. На первой вкладке можно настроить задержку перед автоматическим переходом в ждущий режим, активировать кабельное подключение, а также поменять местами левый и правый каналы, если вдруг понадобится. В разделе с настройками громкости можно выставить шаг ее изменения, а также ограничить максимальное значение.

На следующих вкладках можно посмотреть информацию о колонке, а также проверить наличие обновлений встроенного ПО.

Если обновления найдены, система попросит подключить колонки с помощью кабеля, после чего перейдет к загрузке.

Далее отдельно обновляется каждая колонка, система перезагружается — и готово, новая версия установлена. У нас весь процесс занял 12 минут, но тут все зависит от размеров пакета, скорости интернет-соединения и так далее, конечно.

В разделе «дополнительных настроек» не так много опций: можно добавить еще одну акустику, да отказаться от отправки аналитической информации разработчикам. Мы же переходим к самому интересному — настройкам звучания. Используемый по умолчанию профиль, как заверяет производитель, способен обеспечить «изысканный звук» без всяких дополнительных настроек.

Тем не менее, KEF LSX предлагает возможность создать свой профиль, в котором звук можно настроить в соответствии с условиями эксплуатации акустики и пожеланиями пользователя. Раздел с базовыми настройками помогает выбрать режим использования колонок — на стойках или на столе, задать расстояние до стены и размер комнаты… И с помощью неких алгоритмов встроенного DSP адаптирует звук.

«Продвинутые» настройки позволяют тонко настроить режимы «стола» и «стены» и срез высоких частот, включить или выключить коррекцию фазовых искажений и даже изменить подачу низкочастотного диапазона. Об этом мы еще поговорим в разделе, посвященном звучанию стереосистемы. Пока же отметим, что на той же вкладке приложения можно активировать подключения сабвуфера и настроить частоту кроссовера для него.

Эксплуатация

Управление стримингом аудио на колонки осуществляется через отдельное приложение под названием KEF Stream. Оно предлагает массу вариантов послушать музыку — постараемся рассмотреть основные. После установки программа предлагает возможность подключить новую аудиосистему или поискать уже подключенные и доступные в используемой сети. Выбираем второй вариант — видим наши KEF LSX. Остается согласиться с подключением — и готово.

На домашнем экране отображаются плейлисты, список избранного и последние воспроизведенные файлы. Изначально он, естественно, пуст. Все опции собраны в меню, появляющемся по клику на иконку в верхнем левом углу экрана. Начнем с проигрывания файлов, сохраненных непосредственно на смартфоне. После их сканирования приложение формирует довольно удобную библиотеку с корректно работающим поиском и тремя вкладками: артисты, треки и альбомы.

В общем, все как в других плеерах, немного не хватает лишь возможности напрямую просматривать папки с музыкой. Окно плеера довольно стандартное — есть все необходимое, включая регулировку звука. При запуске нового трека есть небольшая пауза — по всей видимости, она необходима для буферизации. К этой особенности быстро привыкаешь, но в первое время она немного раздражает.

KEF Stream можно связать с установленным на устройство приложением Spotify — в итоге становится доступен стриминг на колонку непосредственно из последнего, что довольно удобно. При этом сохраняется возможность «на лету» переключаться между устройствами с сохранением позиции в играющем треке — эту опцию в приложении Spotify особенно ценят многие из его пользователей.

Ну и, конечно, пусть и официально недоступный в России, но весьма популярный у ценителей хорошего звука Tidal. Авторизуемся и слушаем — все очень просто. Доступны и списки избранного, и плейлисты, и подборки от редакторов сервиса.

Клик по иконке в правом верхнем углу позволяет перейти к программе KEF Control, которая нам уже знакома. Ну и, если к домашней сети подключено более одной стереосистемы — можно переключаться между ними. Легко «подхватила» система и находящийся в той же сети DLNA-сервер — никаких дополнительных действий не потребовалось. Кстати, LSX может взаимодействовать и с системами на базе Roon, в подробности настройки которого мы вдаваться не будем — это совершенно отдельная история.

В меню настроек можно включить функцию проигрывания без пауз — она имеет статус Beta, но вполне корректно работает. Там же можно просмотреть и отредактировать список колонок и настроить отправку аналитической информации разработчику.

Звук и измерения АЧХ

Звучат KEF LSX гораздо интереснее, чем можно было бы ожидать от колонок такого размера. Конечно, забыть про их компактность не получится: любителям «глубокого баса» можно сразу посоветовать дополнить систему сабвуфером — благо, такая возможность предусмотрена. Воспроизведение низкочастотного диапазона стартует от 50 Гц. При этом подается он неравномерно и периодически звучит довольно гулко, что особенно хорошо заметно при прослушивании сольных партий на бас-гитаре, например. Возникает желание немного «подровнять» звук: снять акцент на непосредственно басе и добавить нижней середины. Вероятно, объясняется это особенностями работы фазоинвертора, к которым мы еще вернемся.

Зато тональный баланс в СЧ- и ВЧ-диапазонах очень порадовал — все звучит пусть и не идеально «мониторно», но приятно и комфортно, без раздражающих особенностей вроде «песка», «звона» и прочих там неприятностей с сибилянтами. В итоге мы имеем довольно ровную подачу с заметно форсированным в соответствии с запросами широкого круга слушателей басом, желание создать акцент на котором определило ряд особенностей звучания.

На этом перейдем к измерениям — для начала взглянем на график АЧХ, полученный традиционным для наших обзоров способом: при размещении измерительного микрофона по нормали к поверхности динамика на расстоянии 60 см. Обычно мы ориентируемся на высокочастотный динамик, в данном случае он расположен в центре СЧ/НЧ-излучателя.

Проведение измерений АЧХ активной акустики с неотключаемым стандартными средствами DSP осложнено тем, что вариантов звучания в разных режимах его работы множество — показать все нереально. Как основу для измерений мы выбрали профиль Default, который сам производитель называет достаточным для комфортного прослушивания в большинстве случаев. В качестве способа воспроизведения тестового сигнала выбран стриминг по сети — он явно задумывался как один из основных режимов работы и будет использоваться потенциальным слушателем чаще, чем проводное и Bluetooth-подключение.

Обращаем внимание читателей, что все графики приводятся исключительно как иллюстрации — по ним не стоит судить о качестве тестируемой акустики. Результаты измерений могут существенно меняться в зависимости от положения микрофона, используемых компонентов звукового тракта, параметров комнаты для прослушивания и так далее.

График отлично иллюстрирует все, сказанное выше — акцент на низкочастотном диапазоне, довольно неприятный провал в нижней середине, плюс весьма «ровные» СЧ- и ВЧ-диапазоны. Хорошо видны и пики в басовом регистре, которые ответственны за некоторую «гулкость» его звучания. И вот тут мы посмотрим на график кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», waterfall).

Видно, что дольше всего затухают частоты в районе 30 Гц — по всей видимости, именно на эту частоту настроен фазоинвертор акустики. Что, кстати, крайне низко для столь компактного полочного решения. Но есть и еще один пик — в районе 60 Гц, который предположительно можно связать с изогнутой формой фазоинвертора. Плюс довольно явно прослеживаются резонансы корпуса, которые тоже вносят свой вклад в особенности звучания баса. Ну, а теперь попробуем немного поэкспериментировать.

Первым делом посмотрим, как влияет на АЧХ смена типа подключения. А никак не влияет, что прекрасно. Встроенный DSP обеспечивает одинаковое звучание, вот только при аналоговом подключении он, видимо, все-таки не функционирует. Ну, или переходит в другой режим работы.

Далее попробуем перемещать измерительный микрофон в горизонтальной плоскости — отклонимся на 30 и 60 градусов. Как можно заметить, характер звучания не слишком изменяется, но при сильном отклонении дополнительно акцентируется низкочастотный диапазон, отчего эффект «гудения» становится еще более очевидным.

Ну и немного «поиграем с настройками». Первым делом попробуем активировать три режима передачи низкочастотного диапазона: Less, Standard и Extra. Разница заметна, но не слишком — скажем прямо. Чуть «поддать баса» она позволит, но рассчитывать на большее не приходится. Режим Less Bass даже более интересен — на слух бас становится пусть и менее акцентированным, зато более «собранным» и четким.

Далее у нас два режима адаптации к помещению для прослушивания. Первый называется Desk Mode — «настольный режим», если переводить дословно. Вот, как описывает его производитель: «Этот параметр определяет область «присутствия» (170 Гц ± 1 октава), слишком высокое значение делает звук нечетким, а слишком низкое — отдаленным и пустым». Посмотрим на графики в среднем значении и в максимальном.

Wall Mode — «настенный режим». Вот, что по его поводу пишет разработчик акустики: «Эта настройка регулирует все частоты примерно от 500 Гц и ниже, вызывая более широкие изменения, чем в настольном режиме, выпадение этих частот делает звук дребезжащим, в то время как слишком большое значение может перенасытить общую картину низкими частотами». И снова максимальное и среднее значение, плюс исходный график для сравнения.

Ну и, наконец, Treble Trim — срез высоких, который в инструкции на русском переведен как «Балансировка высоких частот». Вновь цитируем описание: «Настраивает частоты выше 500 Гц, с акцентом на частотах от 2,17 Гц. В обставленной комнате звук может казаться приглушенным, а в комнате с минимальной меблировкой он может звучать резко. Включайте настройки для обставленной комнаты, чтобы уменьшить эффект приглушения, или настройки для комнаты с минимальной меблировкой, чтобы уменьшить резкость звука».

Как видно, все режимы работают и обеспечивают ровно тот профиль эквализации, который описан производителем. А уж как он повлияет на восприятие звучания конкретным слушателем — вопрос открытый. Подбирать нужное значение каждого из параметров нужно экспериментально. Но для начала стоит попробовать послушать музыку с профилем по умолчанию — возможно, к «продвинутым» настройкам рука и не потянется.

Итог

Как мы и говорили в самом начале, KEF LSX — это отличное решение для тех, кто ценит компактность, привлекательный дизайн и удобство в использовании. Да, за сравнимую стоимость можно собрать неплохую Hi-Fi-систему начального уровня, но у всех свои приоритеты. Многим пользователям нужно красивое, простое и универсальное решение, за счет малых габаритов не претендующее на звание доминирующего элемента интерьера комнаты. И вот тут-то на сцене и появляются KEF LSX, которые обеспечат все это, плюс вполне качественный звук.

Передача низкочастотного диапазона не лишена особенностей, но с ними довольно легко смириться. А если вдруг не получилось — всегда можно добавить в систему сабвуфер. Порадует KEF LSX и требовательных слушателей, у которых уже есть «большая акустика», но нужна еще одна пара — для размещения в спальне или кабинете, например. В общем, вариантов использования множество, а решение для своего сегмента явно знаковое — у многочисленных хвалебных отзывов вполне есть основания.

Полный текст статьи читайте на iXBT