5 легендарных тарифов: как это было
Сегодня многие даже не подозревают, какой у них тарифный план и как он называется, поскольку различий между ними все меньше, а стоимость услуг операторов мобильной связи упала до такой степени, что большинство абонентов пользуется ими столько, сколько нужно. Операторы тоже давно перешли от так называемой «продуктовой» рекламы конкретных тарифных планов к «имиджевой», просто создающей репутацию самой-самой компании, без привязки к конкретным предложениям. Исключение составляют только разнообразные «нули», то есть безлимитные тарифы: заставить абонента подумать, что здесь все совершенно бесплатно, пока еще пытаются.
Однако в те годы, когда рынок сотовой связи в России только развивался и не был полностью насыщен, интереса к тарифам было намного больше. Это сейчас нас больше волнует качество работы мобильного интернета, а тогда сотовая связь только-только переставала быть дорогой игрушкой для «новых русских» и бизнесменов, становясь массовой, а значит, заметно дешевела с каждым днем. Мы решили рассказать о тарифных планах, которые стали знаковыми для развития рынка сотовой связи в стране.
1. «Простой», МегаФон Этот тарифный план стал очень популярен в начале двухтысячных годов, когда мобильные телефоны уже стоили достаточно дешево, и вполне приличный по тем временам аппарат можно было приобрести приблизительно за $100. Конечно, тогдашние $100 — это совсем другие деньги, нежели сейчас, но в целом такая сумма была по карману любому работающему человеку, а уж купить подержанный телефон, привезенный перекупщиками, например, из Финляндии (тогда подобный бизнес был в расцвете) можно было и за $50 или даже $30.
«Северо-Западный GSM», который тогда еще не назывался «МегаФоном», поскольку работал только в Северо-Западном федеральном округе, предлагал два тарифа: «Деловой» со 130 включенными минутами, но абонентской платой почти $50, и «Простой», где абонентская плата составляла чуть больше 8 долларов в месяц. При этом минута исходящего звонка обходилась в $0,42, а входящего в $0,28, так что разговаривать по телефону было весьма накладно — напомним, тогда зарплата в 300 долларов США считались нормальной, а в 500 — очень хорошей. Поэтому за деньги (кроме, конечно, абонентской платы) не разговаривал почти никто, ведь оператор предлагал (внимание!) целых 10 бесплатных секунд любого звонка. Люди просто звонили, перекидывались за 10 секунд парой фраз, клали трубку и снова перезванивали. На самом деле 10 секунд — это достаточно много, чтобы «нарезальщики» вели таким способом вполне обстоятельные беседы. Для особо продвинутых умельцы делали даже специальные «таймеры»: в определенные модели телефонов впаивался дополнительный чип, который принудительно обрывал звонок на девятой секунде, чтобы точно нельзя было проговорить дольше положенного и заплатить целых сорок два цента.
Кстати, в Москве у МТС был тариф с 20 бесплатными секундами, но было это гораздо раньше, когда связь еще не стала массовым явлением.
2. «Би+», Билайн «Билайн» первым в стране освоил комплексную мобилизацию населения, продавая в своих же офисах (а не у дилеров) готовое решение: телефон с тарифом и сим-картой. Коробки по привлекательной цене в $49 расхватывали как горячие пирожки. Аппарат предлагался, конечно, самый простой и дешевый, типа Ericsson A1018s или Motorola m3588, но тогда дополнительные функции были не особенно и нужны: звонит телефон — и отлично, а с длинной наружной антенной эти аппараты особенно хорошо ловили сеть во всяких «белых пятнах», которых в те годы было предостаточно. Стоимость минуты в тарифе «Би+ GSM» варьировалась в зависимости от времени суток и направления звонка. Дороже всего было звонить днем абонентам других операторов ($0,22) дешевле всего — внутри сети ночью ($0,05). Более того, в этом тарифе появилось такое «ноу-хау», как «любимые номера» — можно было выбрать один номер и звонить на него всего по $0,02, поэтому комплекты «Би+» часто приобретали по две штуки.
3. «Джинс», МТС «Джинс» — это prepaid от МТС, попытка работать в молодежном сегменте и конкурировать с «Лайтом». Здесь все было другим — даже дизайн сим-карт; по большому счету, «Джинс» стал первым в России массовым виртуальным оператором: с основных тарифов МТС (и обратно) перейти, например, было нельзя из-за использования другой биллинговой системы. В свою очередь, преимуществом «джинсового» биллинга была большая гибкость тарификации, поэтому абсолютно все тарифные планы линейки «Джинс» («Суперджинс», «Джинс 007» и так далее) предлагались в двух вариантах: с посекундной тарификацией с 1-ой или с 61-ой секунды. Это было действительно новым словом на рынке тарифов — «посекундка» с начала разговора позволяла быстро поговорить, не тратя много денег, и при этом делала бессмысленной «нарезку» с использованием бесплатных порогов. По большому счету, именно «Штаны», как этот тариф называли в народе, сделали подобные звонки бессмысленными — удобнее было немного заплатить, чем по сто раз перезванивать.
Кроме того, «Джинс» прославился масштабным раздуванием абонентских баз персонажами из рекламы «А чо, десять баксов-то не лишние». Суть была в том, что по всей стране шли рекламные акции, в рамках которых сим-карту можно было купить существенно дешевле, чем был ее стартовый баланс. Например, заплатил $5, а получаешь $15. Хитрые абоненты набирали множество таких сим-карт «на выговор»: после израсходования баланса счет не пополнялся, сим-карта выкидывалась и вставлялась новая, но зато продавцы и менеджеры перевыполняли планы, получали премии и радовались своим «успехам».
4. «GSM Лайт», МегаФон
Еще одно питерское ноу-хау, позднее распространившееся и на другие регионы. В 2002 году «Северо-Западный GSM» предложил первый в стране prepaid-тариф в его классическом понимании: никаких уходов в минус (на обычных тарифах баланс в те годы обновлялся раз в сутки), федеральный номер в коде 902 (до этого были в ходу только прямые городские), оплата только с помощью скретч-карт (раньше же нужно было нести наличные в офис оператора, которых было ровно два) и никакой абонентской платы.
Именно последнее обстоятельство хорошо простимулировало проникновение сотовой связи в молодежную среду. 10 бесплатных секунд здесь уже не было, но было целых 5, но студенты тех времен умели нажимать на клавишу очень быстро. А по ночам можно было поговорить минуту-другую — в это время они тарифицировались всего по $0,06.
5. «Копилка», Tele2 В разных регионах это называлось по-разному, и было реализовано и в виде отдельного тарифа, и в виде опции, но суть оставалась одинаковой — абоненту за получение входящих звонков (кроме внутрисетевых) начислялся определенный бонус, приблизительно равный стоимости минуты разговора. Бонусы увеличивали баланс счета, поэтому даже родился такой способ заработка, как бесконечные звонки с безлимитного тарифа другого оператора на номер Tele2 с «накачиванием» баланса и его последующим обналичиванием.
Впоследствии бонусы разрешили тратить только на сами услуги связи, а максимальный их объем в месяц ограничили — например, 3 тысячами рублей. Тем не менее, другие операторы с самого начала начали воевать с этими «бонусами за входящие», подавая жалобы в надзорные органы и антимонопольную службу. Дело в том, что бонус выплачивается не просто так, а за счет тарифа на «интерконнект», т.е. оператор вызывающего абонента платит определенную сумму (в 2006 году ее установили на уровне 95 коп.) оператору вызываемого, и, таким образом, даже тот, кто сам не звонил, а только принимал звонки, приносил компании прибыль. «Копилки» же за счет злоупотреблений резко перекашивали баланс: пользователь «безлимитки» не принимает звонков, зарабатывая для компании деньги, а только тратит их, «перекачивая» в другую компанию.
Последнее такое дело было закрыто в августе 2014 года в Челябинске. «Получение абонентами бонусов за входящие звонки от операторов сотовой связи за исключением Теле2 свидетельствует о намерении компании избежать собственных затрат в связи с дополнительной нагрузкой на сети и увеличить доход за счет необоснованных затрат конкурентов по договорам присоединения», — решили в ФАС.
А какой тариф вы считаете знаковым для мобильной связи? Проголосуйте и расскажите нам в комментариях.
Все об акциях и скидках в разделе «Скидки» на Hi-Tech.Mail.Ru. Узнавайте первыми!
Степан Зайцев, Hi-Tech.Mail.Ru
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru