[Фокус-фактор] Валерий Гольников (Coalla)
I. Главный вопрос. Как и на что ты фокусируешь свои усилия в течение рабочей недели?
К счастью или к сожалению, я сам мало понимаю в программировании, а так как наша команда состоит из разных людей, в том числе и программистов, когда-то я принял решение, что оперативным управлением всей командой нашей студии я не могу заниматься. И уже много лет у нас есть должность генерального директора, к которой я не имею отношения. Сам же я занимаюсь стратегией развития компании, PRом, придумываю идеи, контролирую сайт, социальные активности — это что касается Coalla. Помимо этого, у меня есть свои собственные отдельные проекты, например, большой портал иллюстраторов — illustrators.ru, проект Collective Arts, земельный портал Roszem (www.roszem.ru), так же параллельно идет работа еще над рядом новых проектов, которые еще не запущены.
Сколько времени это занимает и как часто ты это делаешь?
1. Оперативное планирование.
Оперативным планированием занимается наш генеральный директор — Николай Семченков. Фактически это одна из его основных обязанностей. Раз в неделю собираются ключевые сотрудники агентства и разбираются все проблемы и сложности, с которыми столкнулись за неделю и не только. Делаются соответствующие выводы и к этим вопросам возвращаемся на следующей планерке, пока они не исчезают из списка проблем, мы их так или иначе разбираем и выясняем в чем ошибка. К сожалению, иногда ошибка системная и мы с ней сталкиваемся постоянно, пишутся соответствующие регламенты, это очень помогает наладить процессы внутри, чтобы не возникало вопросов у людей и спорных ситуаций.
2. Стратегическое планирование.
Это как раз то, чем занимаюсь я. Фактически в той или иной степени у нас можно сказать два директора, мы с Николаем дополняем друг друга. Так же как и с оперативным планированием, новые декреты (как я называю свои стратегические идеи) стратегического развития я выношу на суд на планерках, и, мы обсуждаем насколько эти идеи удачны. Если удачны — мы ставим их в планы и по мере сил реализуем. Не могу сказать, что у нас это происходит быстро, так как из-за загруженности зачастую руки даже до собственного сайта доходят с большим скрипом, я прямо ловлю окна, чтобы сделать что-то стратегическое, наконец!
3. Подбор персонала.
С этим в Смоленске большая сложность. По-большому счету, у нас ситуация, когда нам приходится растить людей, готовых специалистов на рынке, к сожалению, нет. Либо вариант — хантить их в других организациях. Но город маленький, поэтому у нас это мало принято, что в целом хорошо. В последнее время именно я занимаюсь подбором и увольнением персонала, так как считаю эту работу стратегической.
4. Управление проектами клиентов (роль project manager).
Так уж вышло, что у нас в массе своей есть только project-менеджеры. Хорошие продажники в регионе фактически не нужны, так как их функциональная польза стремится к нулю. По факту у нас все зависит от активностей, поэтому на плечи project-менеджеров ложится самая важная задача — делать счастливыми клиентов и отлаживать максимально процессы над созданием проектов внутри. Это самая большая наша головная боль, так как довести до идеала эти процессы получается с трудом, но мы над этим непрестанно работаем. Есть клиенты, где я сам выступаю project-менеджером.
5. Управление собственными проектами твоей компании (роль project owner).
Это опять моя функция отчасти. У нас есть отдельные менеджеры на управление собственными проектами, но зачастую они сочетают функцию менеджера проектов для клиента. Для нас роскошь иметь отдельного менеджера на собственные проекты. Так как проектов не так уж и много, то мы в целом справляемся.
6. Проверка хода проектов, выполняемых менеджерами среднего звена (в том числе — проверка дизайна, кода и прочего).
За дизайном у нас следит арт-директор, с недавнего времени у нас их два, это их непосредственная функция и, в том числе, в некоторой степени и моя личная. Мы внутри выбрали направление функциональных информационных сайтов, поэтому наш дизайн очень сильно связан с типографикой, где мы просто так не используем графику, а 20 раз подумаем, нужна ли она в принципе клиенту.
За кодом следит генеральный директор, в прошлом самый сильный наш программист и технический директор, он до сих пор решает какие-то технические вопросы, поэтому тут вопросов нет.
Верстка постоянно совершенствуется, появляются новые механики и тут уже контроль ложится на плечи дизайнеров и арт-директоров. Сегодня верстка для нас — основа визуальной составляющей проектов, мы стали уделять ей максимум внимания в последнее время.
7. Решение технических проблем на проектах.
У нас есть отдельный сотрудник, который именуется как технический руководитель. Он отвечает за качество технического исполнения проектов. Собственно он ответственен за качество проектов на всех этапах, в некоторой степени и в дизайне. У нас так же существуют регламенты взаимодействия между всеми звеньями цепи на производстве.
8. Контроль задач.
Контролем, как и постановкой задач, занимаются менеджеры. Главный менеджер уже контролирует штат менеджеров в агентстве.
9. Постановка задач.
Как я уже писал выше, постановкой задач занимаются менеджеры, все у нас происходит в Basecamp. Мы перепробовали фактически все популярные CRMки, все равно остановились на Basecamp, так как по совокупности качеств и характеристик, необходимых именно нам, у Basecamp, на наш взгляд, все еще нет достойных конкурентов.
10. Тестирование.
Тестированием занимаются все сотрудники в той или иной степени, в том числе и я. У нас есть набор устройств, на которых технические специалисты проверяют готовые проекты. Собственными силами собираются баги и на последнем этапе перед запуском проекта его уже проверяет непосредственно сам клиент. Но финальный багтест, конечно, проводится уже самими пользователями на готовом проекте. Мы оперативно исправляем все ошибки, которые выявляются и на этом этапе.
11. Чтение статей и новостей.
Все в той или иной степени это делают и я в том числе, не думаю, что я сильно за этим слежу и много уделяю времени. Это происходит как то само, в фейсбуке я вижу интересную статью и читаю ее, наверное, как у большинства это происходит.
12. Чтение серьезных книг.
Не могу сказать, что чтение серьезных книг меня сильно увлекает. Я пытался этим заниматься, но часто это не приводит к каким-либо значимым результатам, так как там описаны такие процессы, которые зачастую в массе своей не применимы в наших условиях. Вообще у меня лично возникает ощущение, что все эти книги пишутся в отрыве от реальности, поэтому статьи от коллег по цеху куда более полезны и объективны.
13. Написание статей и заметок.
У меня это происходит наплывами. Бывает появляется какая-то мысль, которой хочется поделиться и я тут же пишу статью. Заметки в корпоративный фейсбук фактически я пишу сам.
14. Семинары и конференции.
Я участвую в той или иной степени во всех конференциях, организованных Роцитом, это конференции — РИФ, РИВ, но любимой является, пожалуй, конференция Designweekend, которая периодически катается по регионам на выходные, в составе автобуса с ведущими дизайнерами из Москвы. Так же я уже традиционно участвую в смоленской региональной конференции Таптабус, а еще посещал бы пожалуй самарскую конференцию 404.
15. PR своей компании.
Это то, что увлекает меня больше всего. Даже сейчас, отвечая на эти вопросы я делаю это! %)
16. Продажи.
Существуют клиенты, к которым я езжу сам, к продажам, пожалуй, я имею самое непосредственное отношение, так как наш единственный сейлз подчиняется непосредственно мне.
17. Общение с клиентами.
Примерно та же ситуация, что и с продажами. Есть ряд клиентов, наверное, процентов 10, с которыми я так или иначе взаимодействую лично и периодически общаюсь, когда они не могут найти решения возникших вопросов.
18. Работа с подрядчиками и партнерами.
В этой истории я участвую мало, хотя на первом этапе все же принимаю участие в выборе подрячка/партнера. Вообще у нас этого крайне мало происходит, 90% всех процессов делается внутри компании.
19. Планирование финансов.
Этой работе полностью себя посвящает генеральный директор, я лишь читаю отчеты и согласую крупные траты.
20. Управление инфраструктурой компании.
Все инфраструктурные затеи на мне, кроме покупки компьютеров программистам. Поэтому, можно сказать, что 90% вопросов инфраструктуры решаю именно я.
21. Электронная почта.
Я читаю основную корпоративную почту и свою. К корпоративной почте имеют доступ ключевые менеджеры и директор. Я читаю всю ходящую почту и ответы менеджеров на нее.
22. Общение с сотрудниками на мотивирующие темы.
Пожалуй, это так же является стратегией развития компании, поэтому и эту обязанность я возложил на себя.
23. Обучение сотрудников.
Обучением сотрудников занимаются непосредственные специалисты: арт-директора, технический директор и генеральный директор. Я, пожалуй, обучаю только сейлз-менеджера.
24. Решение проблем сотрудников.
Если проблемы личного характера, то, пожалуй, это я. Если рабочие и финансовые, то они идут к генеральному директору.
25. Серфинг соцсетей.
Кроме Фейсбука, мы фактически не ведем больше ничего, в Твиттер все попадает автоматически, а во Вконтакте нет наших клиентов. Поэтому серфинг соцсети Фейсбук входит в круг моих непосредственных рабочих обязанностей в той или иной степени.
26. Спорт.
Летом я передвигаюсь по городу на велосипеде, зимой плаваю в бассейне, в Праге бегал ежедневно вокруг озера. Я очень не люблю всевозможные тренажерные залы, почему-то мне кажется это тупым спортом. Думаю надо заняться йогой в домашних условиях. Вот расширим квартиру за счет соседской недавно купленной и займусь йогой.
27. Хобби.
Хобби — это мои проекты illustrators.ru, Collective Arts и другие. Я очень надеюсь, что когда-то мои многочисленные хобби превратятся в реальный бизнес. Тогда я буду на 100% счастлив. Сегодня этот процент, пожалуй, балансирует между 80 и 90%. :)
28. Тупняк.
Весь тупняк в Фейсбуке, на Дерти и Лепре, к сожалению, где-то там же в паутине тупняка запрятан инструмент продаж, который я периодически пытаюсь отыскать. :)
29. Авралы и непредвиденные задачи.
Несколько лет назад у нас как-то само собой отпало это понятие. Не знаю почему, но у нас они исчезли как вид. Возможно, просто мы все перестали нервничать и пытаемся донести состояние до клиента.
30. Командировки.
Командировки бывают разные: поездки к клиентам и на кнференции. На конференции я езжу сам, а к клиентам стараюсь ездить в исключительных случаях.
31. Релакс (sex, drugs, rock-n-roll).
Весь офисный релакс сосредоточен чаще всего в пятницу с 19:00, ну и на корпоративные выезды на природы. Какие-то помещения, боулинги и прочее почему-то у нас не практикуются. Кстати, Коля, а почему?!
II. Чему бы ты хотел уделять больше внимания?
Я бы хотел уделять больше времени своим многочисленным хобби и непосредственно развитию качества в компании. Это то, что касается непосредственно работы в агентстве, про личное писать не буду, потому что это никому не интересно. Для этого надо увеличивать стоимость проектов, но зачастую мы тактически не можем это сделать, иначе теряем конкурентное преимущество. Мы, кстати, совсем недорогое агентство, на мой взгляд. А хотелось бы стать самым дорогим в мире, при этом не имея проблем на заказы! %)
III. Пара дополнительных вопросов.
32. Сколько дней в неделю ты работаешь?
5 дней и иногда несколько часов в какой-то из выходных. Но это происходит очень не часто, по необходимости.
33. С чего начинается твой рабочий день?
В первую очередь, я жму руку нашему долгоиграющему дизайнеру Вите и чешу указательным пальцем его ладонь — это наша с ним давняя традиция. После того, как со всеми поздоровался, я читаю почту и ленту в фейсбуке, начинаю думать над новым декретом. :)
34. Во сколько ты приходишь на работу и уходишь домой?
На работу прихожу около 12:00 с последними петухами, часто с утра есть домашние проблемы, которые надо так же решать. Ухожу в 19:00—20:00 с теми же самыми петухами.
35. Как построен твой рабочий день во время командировок (например, ты выступаешь на трехдневной конференции)?
Такого у меня никогда не было. Но если бы было, я бы слушал других выступающих или общался с хорошим человеком в кулуарах, пока не подойдет моя очередь выступать.
… и еще несколько десятков интервью, которые мы будем публиковать по три в неделю всю осень и начало зимы. Подпишитесь, что бы не пропустить следующий материал!
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine