#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Содержание

  1. Мысль про «Основание» Азимова
  2. Биполярный мир
  3. Итоги Apple
  4. Про Samsung, BBK и когда компания уступит место лидера
  5. Вместо заключения: Apple, Google, Amazon, Facebook, Nvidia, AMD, Netflix…

Мысль про «Основание» Азимова

Как вы знаете, в следующем году на Apple Tv выйдет сериал по мотивам цикла романов «Основание» Айзека Азимова. Я книги уже плохо помню, читал лет в 12, взялся перечитывать. И первая же сцена зацепила внимание. Герой романа прилетает в столицу галактической Империи, идёт на стоянку такси, ориентируясь на указания таможенника, стоит в очереди на стойку оператора службы такси и просит, чтобы его отвезли в какой-нибудь хороший отель, переживая о том, сколько это будет стоить, ибо денег у него почти нет. Спросить дорогу у таможенника! Стоять в очереди! Заказывать такси на стойке! Не знать, какой отель выбрать! Переживать, а хватит ли денег! Вот уж действительно фантастика для 2020 года.

Это не сарказм по отношению к господину Азимову, вклад которого в развитие всего общества неоценим. Это скорее к тому, как многие очевидные сегодня вещи даже такой продвинутый мыслитель, погруженный в сферу мира будущего, как Айзек Азимов, просто не мог представить.

Интересно, как бы роман выглядел, если бы его писали сегодня.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Биполярный мир

Природа текущего противостояния США и Китая заключается в том, что последний стал проявлять глобальные бизнес-амбиции. Пока Китай был мировой фабрикой и при этом местные компании оставались на домашнем рынке, всё было хорошо. Однако как западные компании соблазнял громадный рынок Китая, так и китайские компании с интересом смотрели на мир вокруг. И если ещё лет 10 назад способность китайцев самостоятельно создавать высокотехнологичные решения вызывала вопросы, то сегодня Китай можно назвать одним из мировых технологических лидеров.

Может показаться, что главным препятствием на пути китайских технологий стали цензура и идеология, вследствие которых китайские решения воспринимаются западным миром как прокаженные. Но скорее это причина, ведь, как говорится, «наезд» надо обосновать.

Умные города, наводненные камерами, помогающими бороться с пробками и преступностью, — это, в теории, благо. Среднестатистическому человеку нечего скрывать и не от кого скрываться. И во всем мире давно уже используются камеры для мониторинга ситуаций. Попутно восхищаясь решениями Сингапура, именно китайские «умные» города сразу стали воспринимать как синоним полицейского государства.

Оплата через WeChat или Alipay с любого смартфона (и неважно, есть NFC или нет) — это же гораздо проще и выгоднее для всех. Но и тут сразу же объяснили, что китайские компании отдают данные государству, которое теперь знает, какой кофе вы пьёте. Другое дело — карточки Сбербанка или Bank of America, надежно защищающие от бдительного правительственного ока.

Другой пример — это телеком-оборудование от Huawei. Компания предлагает лучшие по качеству, возможностям и цене продукты. И сразу попадает под санкции.

Следующий пример гораздо интереснее — TikTok. Пожалуй, это первый социальный продукт из Китая, ставший модным и востребованным по всему миру. И как только это произошло, сразу же от правительства США пошли сигналы о будущем запрете приложения.

Не нужно заниматься анализом, чтобы увидеть, что каждый раз разоблачителем выступает правительство США, которое впоследствии оказывает давление на всех партнеров, призывая к отказу от китайских технологий. Недавно Великобритания отказалась от Huawei в качестве поставщика 5G услуг. Теперь все смотрят на Германию, которая пока что от Huawei не отказалась. Как, впрочем, и Франция, в начале июля заявившая, что не будет запрещать использовать продукцию Huawei тем компаниям, которые уже находятся в партнерских отношениях с китайским производителем (а вот операторы, ранее не работавшие с Huawei, должны будут обосновать, почему именно с Huawei они должны сотрудничать). Потом, видимо, будут запрещать немецким школьницам отплясывать в TikTok, попутно на Россию дополнительно санкции наложат.

Таким образом, происходит раскол, когда странам придется выбирать, чью сторону занять — Китая или США.

Вместо заключения скажу, что на текущий момент Китай по-прежнему проигрывает по количеству технологий, и сила на стороне США. Яркий пример подобного — это проблемы с созданием процессоров. Начиная с 90-х годов на уровне государства происходят попытки построить собственную отрасль. К слову, недавно на шанхайской бирже прошло IPO крупнейшего домашнего чипсетостроителя Semiconductor Manufacturing International Corp, который на несколько поколений отстаёт от того же TSMC. Ну, а дальше странам придётся делать выбор, какая палочка твикс лучше.

Итоги Apple

Про Apple и Индию

Прежде чем обсуждать отчёт. В прошлом выпуске, говоря про Индию, вскользь упомянул, что у Apple не получается наладить там производство iPhone, ибо не справляются местные трудяги. И тут прилетела новость-слух, что тайваньский производитель Foxconn на заводе в Ченнаи (Индия), вроде, освоил производство iPhone 11, и что даже такие смартфоны пойдут на экспорт. Получается, с третьего раза и спустя 7 месяцев после предыдущей попытки высота была взята. Ну и чтоб меня не упрекнули в искажении информации, сразу отмечу, что бюджетные устаревшие восстановленные модели iPhone с 2017 года делаются в Индии. Но сложность таких работ значительно ниже, чем полноценная сборка флагманского аппарата.

На текущий момент производство iPhone завязано на Китай. В свете сложной геополитической обстановки Apple давно и упорно пытается снизить зависимость от Китая и диверсифицировать производственные мощности по другим странам. Точно так же компания работает с разными заводами, снижая риски зависимости от одного производителя. Foxconn — это главный подрядчик, но у Apple есть ещё Pegatron и Wistron.

Про отчёт Apple

В предыдущем выпуске «Эха» я писал, что квартал у Apple будет неудачным (ближе к показателям 2017 года), а успехом можно будет назвать падение к предыдущему году на 2–3%. На подобный результат намекало всё, начиная от отсутствия традиционного guidance«а от Apple, простоя розничных магазинов и заканчивая падением доли операционных систем iOS и macOS.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Впрочем, я не был одинок в своих суждениях. Аналитики из Loop Ventures, Munster, инвестиционного банка Cowen, JP Morgan в один голос говорили о результатах в диапазоне от 49 до 50 млрд, то есть на 5–10% хуже, чем год назад. И лишь аналитик из Morgan Stanley предполагала, что Apple, как и всегда, удивит, представив результаты лучше ожидаемых, в районе 55 млрд, то есть на пару процентов лучше.

На этом фоне названная Тимом Куком цифра в 59.7 миллиарда долларов поразила всех, как гром среди ясного неба. В интервью Bloomberg один из аналитиков назвал результаты квартала jaw-dropping. Абсолютно согласен, когда Кук назвал цифру, то челюсть попросилась повисеть. А на сессии вопросов-ответов во время созвона с инвесторами аналитики вместо привычных приветственно-поздравительных слов с очередным успешным кварталом сразу задавали вопросы, пытаясь понять, как же оно так произошло. Один из аналитиков даже задал бестактный вопрос о том, на каком уровне находится затоваренность каналов, подразумевая, а не отгрузила ли Apple просто много продуктов, «нарисовав» таким образом хорошие цифры. Ещё удивительнее, что Тим Кук не отмахнулся, а, видимо, почувствовав себя обязанным хоть как-то прокомментировать суперрезультат, сказал, что, наоборот, затоваренность каналов даже ниже, чем это было в аналогичной ситуации год назад.

К слову, тут интересный момент. Обратили вы внимание или нет, но на слушаниях в Конгрессе Тим Кук с довольно виноватым видом рассказывал, что Apple отлично зарабатывает во время пандемии. Как будто ему было слегка неловко от этого факта. Если это действительно так, то это кое-что, да говорит о CEO Apple как о человеке.

Ещё интереснее, что хоть официальных прогнозов Кук не делал, но упомянул, что и следующий квартал ожидается хорошим. И все продукты, включая сервисы, продолжат положительный тренд.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Пользовательская база Apple на 1 января каждого года в млрд штук устройств

И, пожалуй, самый интересный факт с конференц-колла — это то, что пользовательская база компании выросла и достигла нового рекордного значения. Цифру, к сожалению, не назвали. Но можно предположить, что это около 1.55 млрд пользователей. Факт интересен тем, что статистика от Statscounter показывает, что доля пользователей iOS сократилась после всплеска в апреле. Тут, конечно, можно бы было сказать, что это рынок увеличился, но другие производители смартфонов показали падение продаж год к году.

Вероятно, значительную роль в успехе сыграл запуск новой версии iPhone SE, который сподвиг обновиться. Так, Counterpoint в своем отчете отмечает, что около 30% купивших iPhone SE в США перешли на него с iPhone 6 или более старых моделей, а 26% пользователей перешли на SE с Android. Последняя цифра значительно выше, чем обычно.

Ситуация с продажами Apple любопытна и тем, что получается, что пандемия, по сути, не только не повлияла на продажи iPhone, но и даже способствовала им. Говоря про США, эксперты отмечают, что люди использовали стимулирующие выплаты от государства на покупку новых смартфонов. И, видимо, выбор был в пользу iPhone. Это же, кстати, видно и на графике с долями операционных систем. В апреле на iOS пришелся пик. Схожая ситуация и в Китае, где продажи Apple квартал к кварталу выросли на 32% за счет смены старых iPhone на новый SE.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Заподозрить Apple в подтасовке фактов нельзя. Чересчур значимая компания и незначительный повод. Третий финансовый квартал у компании всегда самый слабый. Да и никто чудес не ждал, и если бы результаты были на уровне прошлого года или хуже, то все бы отнеслись с пониманием. А тут такой бешеный рост. Ещё и по всем категориям. У mac«ов так и подавно один из самых рекордных показателей за всю историю. Что ж… За это мы Apple и любим. Компания умеет делать чудеса на ровном месте.

К слову, Тим Кук упомянул, что в этом году презентация новых смартфонов пройдет позднее, чем обычно.

Про Samsung, BBK и когда компания уступит место лидера

Как-то так сложилось, что Samsung считается главным конкурентом Apple. Хотя это абсолютно не так. Эти компании с разными установками, стратегиями и источниками прибыли. Но поклонников Apple почему-то радует, когда компания обходит Samsung. Я же всё жду, когда бренды BBK Electronics Corp (Oppo, Vivo, realme, iQOO) наконец обойдут Samsung. Изначально говорил, что это случится уже по итогам этого года, но коронавирус спутал все карты. В четвертом квартале 2019 года Oppo/Vivo/realme были реализованы в количестве 70.5 млн штук, а Samsung продала 69.5 млн. аппаратов. В 2020 году BBK должна была упрочить лидерство, но из-за коронавирусной паники проиграла 1-й квартал, а за второй квартал BBK реализовала 53.4 млн, а Samsung — 53.7 млн телефонов. В затылок дышит.

Исход зависит, во-первых, от глубины экономического кризиса, в котором мы окажемся после пандемии, так как BBK делает большую ставку на развивающиеся страны. А как вы знаете, кризис в первую очередь сказывается на наименее финансово защищенных странах. Во-вторых, запертая на китайском рынке Huawei продолжает терроризировать местных игроков. Обратите внимание на слайд ниже, доли Oppo и Vivo снизились на 20–30%. Попутно и Xiaomi получила оплеуху размером в 35%. Такими темпами скоро прочие производители будут петицию на change.org писать с призывом выпустить Huawei на другие рынки. В-третьих, антикитайские настроения наметились на индийском рынке, который можно назвать главнейшим после домашнего для BBK.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Возвращаясь к Samsung. Компания достойно завершила второй квартал. Значительно выросли продажи полупроводников, памяти, чуть сократилась потребительская электроника за счет снижения продаж телевизоров. Последний пункт компания увязала с закрытием магазинов, отсутствием спортивных трансляций и отменой Олимпийских игр в Токио.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

В смартфонах всё в целом тоже неплохо. В штуках продажи просели почти на 30%, в выручке — на 19%. Зато чистая прибыль от продажи смартфонов выросла на 40%. Если вас смущает цифра, то тут всё просто. Компания стала продавать меньше, но более эффективные модели, приносящие больше денег. Попутно Samsung значительно сократила маркетинговые затраты на рекламу и офлайн-продвижение.

#Эхо82. Samsung и Apple – триумф IT-корпораций

Вместо заключения: Apple, Google, Amazon, Facebook, Nvidia, AMD, Netflix…

Прошла череда отчетов за второй календарный квартал 2020 года. И, пожалуй, главный итог квартала — это неоспоримая мощь IT-компаний. Большинство hi-tech компаний показали результаты, которые как будто не обращают внимания на сложную ситуацию в мире. Плохие отчеты банков, рост безработицы, падение продаж продуктовых и FMCG товаров, самолеты не летают, а круизные лайнеры ржавеют в портах. Если так взглянуть, то может показаться, что мир разваливается. И, возможно, так и есть, если говорить о понятии старого «аналогового» мира. Зато новый цифровой расцветает буйным цветом.

К содержанию >>>

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com

Полный текст статьи читайте на mobile-review