BPM в России: более половины компаний уже описали ключевые процессы
К 2014 г. мировой объем рынка управления бизнес-процессами (ВРМ — business process management) составит почти $11 млрд, продемонстрировав рост в 16%, прогнозирует IDC. Даже в условиях глобального кризиса более трети компаний не сокращали расходы на BPM, а 29% хоть и уменьшили затраты в целом, но продолжали развивать системы. В России рынок BPM сейчас проходит переломный этап, отметили участники конференции «BPM 2012: новые пути развития», проведенной 22 марта CNews Conferences и CNews Analytics. От того, как поведут себя ключевые игроки и заказчики, зависит будущее направления: станет BPM полноценным инструментом развития бизнеса или же будет дорогой игрушкой директоров по развитию.
Глобализация бизнеса, многочисленные слияния и поглощения среди российских компаний предъявляют особые требования к управлению бизнес-процессами, без которого предприятия теряют эффективность. В центре внимания бизнесменов оказываются инструменты описания, оптимизации и автоматизации процессов.
Аналитики IDC отмечают, что почти в каждой четвертой российской компании описаны все процессы и в 60% компаний описаны ключевые процессы. Отрасли, где чаще всего описаны все бизнес-процессы — нефтегазовая (44%), производство ТНП (41%) и торговля (25%). Наиболее отсталыми отраслями, где доля компаний, только планирующих описание БП, превышает среднее значение в 8%, являются транспорт и логистика (19%), госсектор (19%) и энергетика и ЖКХ (12%). При этом большинство компаний в России в 2011 г. осознавали необходимость описания бизнес-процессов.
Там, где есть понимание необходимости и смысла автоматизации бизнес-процессов, компании добиваются значительных измеримых результатов. Так, Леонид Алдошин, директор по проектам «Единой электронной торговой площадки», оценил итоги проведенного BPM-проекта: «Время согласования договоров сократилось до 2-3 дней, количество потерянных документов снизилось на 100%, появилась эффективная система планирования работ, затраты на расходные материалы уменьшились в 4 раза».
Тем не менее, значительная часть проектов заканчивается неудачей. Некоторые аналитики склонны винить в неудачах внешние причины: финансовый кризис, непригодность модных трендов ИТ-рынка, таких как «облака» и т.п. Но многие проблемы коренятся в неготовности организаций к изменениям, незрелости процессов и сопротивлении среды. Как отметил главный ИТ-архитектор «Сбербанка России» Сергей Рябов: «Пора уже перенести фокус внимания с кнопочек, закладок и картинок. Это только отвлекает от автоматизации процессов, до которой дело может и не дойти».
Его поддержал Рахим Сафиуллин, директор управления бизнес-процессами компании «Банковские информационные системы», назвавший в числе проблем BPM-проектов отсутствие четкого понимания работы собственного бизнеса у заказчиков и отсутствие серьезной экспертизы у большинства поставщиков решений.
© CNews