Новое время – новые требования
25 декабря 2024 года в кластере «Ломоносов» Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» прошёл форум «Промышленность и экономика нового времени». Мероприятие посвящено проблемам модернизации бизнеса следующего поколения, обсуждению Национальных проектов 2025 года развития промышленности и экономики, вопросам подготовки кадров для экономики, ознакомлению с лучшими практиками и результатами работы в различных отраслях промышленности, и пр.
На одной из площадок форума состоялась панельная дискуссия «EDTech и кадры для новой экономики и промышленности».
С приветственным словом в формате видеообращения выступила заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова. Она подчеркнула, что проблема кадров сегодня в стране стоит довольно остро, и решить её можно только совместными усилиями вузов и работодателей. Также в последние годы вводятся всё новые и новые инструменты, позволяющие наладить более прочную связь между системой образования и промышленностью — целевой набор, профориентационная работа, кружки, олимпиады и пр.
Директор по образовательным инициативам СТК, заместитель председателя экспертного совета комиссии по просвещению и воспитанию ОП РФ Игорь Евгеньевич Барсуков рассказал о том, как менялись запросы промышленности за последнее время, начиная с 2014 года.
«Когда начали всерьёз говорить о технологическом суверенитете, возникла потребность не только в тех, кто умеет производить какие-либо продукты в рамках импортозамещения, но, в первую очередь, в людях, способных создавать сами технологии, — отметил он. — Позже, в 2022 году, стало очевидно: стране очень нужны кадры для беспилотной авиации, но готовить их надо срочно и в большом количестве, задействовав все уровни образования. Учитывая сложную демографическую обстановку и острый дефицит таких специалистов, были предприняты все возможные меры по привлечению молодёжи в IT отрасль, обеспечившую подготовку кадров для БЛА. И здесь надо отметить огромную положительную роль нацпроекта «Кадры для цифровой экономики», благодаря которому во всех регионах страны организации дополнительного образования начали работать по программам, разработанным, в том числе, и по этому направлению.
Вместе с тем, как отметил докладчик, количество кружков инженерно-технической направленности в процентном выражении пока ещё сильно отстаёт от гуманитарных. И эту проблему необходимо решать. Кроме того, Барсуков подчеркнул, что вузам следует гораздо более серьёзно отнестись созданию структур дополнительного образования, рассчитанных на работу со школьниками, потому что это позволяет не только развивать интерес к IT отрасли у детей, но и формировать аудиторию потенциальных абитуриентов. Что заметно более эффективно, чем разовые мероприятие типа Дней открытых дверей.
-5
Руководитель ведомственного проектного офиса Федерального агентства по делам молодежи Лейла Руслановна Зотова проинформировала участников панельной дискуссии о содержании Нацпроекта «Молодёжь и дети» — одного из самых крупных и серьёзных, поскольку он охватывает не менее 37 миллионов граждан нашей страны. В его реализации участвуют Росмолодёжи, Минпросвещения и Минобрнауки.
Как сообщила руководитель Центра реализации проектов и программ АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Наталья Сергеевна Минасова, сегодня очень многие вузы готовят специалистов в области искусственного интеллекта, однако полный цикл подготовки довольно долгий, а стране кадры нужны здесь и сейчас. Поэтому, не отказываясь от классических подходов в плане академического образования, следует пробовать и другие, связанные с ускоренной подготовкой на базе организаций допобразования — как это уже делает её университет.
«За три года мы обучили более 6000 человек, — сказала Наталья Сергеевна. — Вроде бы это и не так много, но главное здесь в другом — эти люди, спустя всего несколько месяцев, вполне способны реализовать полученные знания, умения и навыки на практике. То есть они, получив необходимую базу, могут в дальнейшем легко наращивать и совершенствовать её непосредственно на местах, в той или иной отрасли. Наверное, мы могли бы обучить и больше, тем более что заявок было подано более 20 000, а удовлетворена лишь каждая третья, но и наши возможности тоже ограничены. Поэтому хочу обратиться к коллегам: этот подход вы тоже можете реализовать у себя в университетах, по мере сил, вместе мы можем очень многое!»
Поскольку тема БЛА и ИИ неразрывно связана с тем, что сейчас происходит на фронтах СВО, было особенно важно услышать мнение кадрового военного — начальника управления развития технологий искусственного интеллекта Минобороны России, полковника Василия Васильевича Елистратова.
«Министерство обороны и весь силовой блок является неотъемлемой частью экономики нашей страны, поскольку он не только потребляет, но и очень много создаёт, в первую очередь, новейших и перспективных технологий, — сказал он. — Учитывая то, насколько быстро всё меняется в мире, мы вынуждены работать на опережение, разрабатывать то, что может пригодиться даже не сегодня, а через 3–5 лет. Зная это, мы ещё несколько лет назад обратились к некоторым вузам (в частности — к Российскому новому университету, к которому позже подключались и многие другие) с просьбой помочь обучить кадры для БЛА. И спасибо им за то, что сегодня оперативно подготовлено большое количество специалистов, востребованных, в первую очередь, в войсках. Могу твёрдо сказать: вы воспитываете патриотов!»
…Лично от себя могу сказать, что сейчас ситуация в стране и мире ничуть не лучше, чем в 1941 году. Но тогда, находясь на грани гибели, мы сумели не только выстоять, но и разработать огромное количество технологий, благодаря которым на долгие десятилетия стали лидерами во многих направлениях. Это касается и ракетной промышленности, и атомной, и авиационной, и т.д.
Почему-то об этом мало говорят, но когда в 80-е годы на орбиту отправился, а затем благополучно возвратился наш «Буран», многие за рубежом не верили, что это происходило в полностью автоматическом, беспилотном, режиме. А ведь «Буран», по сути — это первый беспилотник с функцией искусственного интеллекта.
-
Но вот что касается кадров…
Конечно, Нацпроект «Кадры для цифровой экономики» очень помог, но факт остаётся фактом: если раньше, в СССР, на Физтех конкурс был порядка 12–15 человек на место, то сегодня он упал до 2–3-х. И количество желающих сдавать профильный ЕГЭ по физике тоже, к сожалению, снижается. А ведь без хорошего знания физики в хороший вуз не поступить, и полноценных инженеров в необходимом количестве не подготовить.
Автор — Владимир Алексеевич Зернов, ректор Российского нового университета, доктор технических наук, профессор.
Фото Вадима Ивановича Мелешко.
Habrahabr.ru прочитано 1500 раз