Presale-инженер АСУТП: техническое собеседование при приеме на работу

Здравствуйте!

Меня зовут Дмитрий Углев, я работаю в группе компаний «Прософт‑Системы» и являюсь руководителем группы разработки технико‑коммерческих предложений департамента промышленной автоматизации.

По роду деятельности занимаюсь, в том числе, вопросами кадровой политики своего коллектива и провожу с потенциальными работниками второе (техническое) собеседование. В 9,5 случаях из 10 это собеседование очное и индивидуальное. О его структуре, особенностях и порядке проведения я и буду далее вас информировать. Структурировано и последовательно, как, собственно, и работает сфера АСУТП. Плюсом толика субъективного взгляда от немного опытного специалиста.

Картина первая — «Инженерная»

Presale‑инженер, он же технико‑коммерческий инженер, он же инженер по применению продукции (последний вариант названия должности используется в моей компании) является всесторонне развитым специалистом в области промышленной автоматизации. Этот сотрудник обладает знаниями и навыками из области АСУТП, информационной безопасности (ИБ) и даже немного понимает в той или иной промышленной технологии, например, как устроена и работает паровая турбина, насосная или отдельная часть нефтехимического производства.

Вместе с этим работа presale‑инженера напрямую связана с общением с людьми (заказчиками, разработчиками и производителями оборудования и ПО для построения АСУТП и ИБ АСУТП). То есть требуются коммуникативные навыки, умение провести презентацию разработанного технического решения по АСУТП, а также эффективно отработать по всем возражениям.

В общем, золото, а не человек.

9317984610f7c8b51e64e1c54e22de64.jpg

На мой взгляд, за всем вышеуказанным лежит «прочное» основание (background), включающее следующие составляющие:

  1. Образование. Техническое, очное и высшее. Минимум бакалавриат, предпочтительно специалитет по направлению, связанному с автоматизацией промышленных производств. Как правило, по результатам обучения формируются навыки работы с различными источниками информации, поиска и анализа. А еще по итогу некоторые студенты постигают еще один важный навык — уметь учиться.

  2. Опыт работы в сфере автоматизации. Пусть даже минимальный, скажем, один год, и необязательно относительно промышленных производств (может быть и энергетика). Более конкурентными здесь «смотрятся» проектировщики или такие же presale‑инженеры, которые имели опыт работы с различным оборудованием АСУТП в разных проектах, а наименее конкурентными ‑инженеры по внедрению и инженеры АСУТП, работавшие много лет с одним и тем же оборудованием АСУТП или технологическим оборудованием. Такие люди «заточены» только под «что‑то определенное» + придерживаются принципа «работает, не трогай», а значит, уже на подсознательном уровне они не готовы выходить из зоны комфорта и рассматривать «что‑то иное».

  3. Постоянное пребывание в профильном информационном поле, включающее вебинары, семинары, презентации, выставки, обсуждения, учебы, повышения квалификации, социальные сети, а также внешние и внутренние (корпоративные) чаты. Причем, если новый и неопытный сотрудник является в чистом виде получателем информации, то уже более маститый инженер может выступать в качестве источника полезных сведений, что еще больше повышает вовлеченность всей команды в сферу АСУТП.

  4. Выполнение рабочих задач, направленных интенсивно, то есть во внутрь коллектива для его развития и профессионального развития сотрудников, повышения эффективности работы и снижения трудозатрат. Сюда можно отнести разработку различных шаблонов, опросных листов, инструментов автоматизации, а‑ля САПР, наведение порядка или переформатирование структуры файлового пространства и прочее.

Картина вторая — «Кадровая»

Поиском кандидатов на должность занимается менеджер по подбору персонала, который присылает на рассмотрение резюме. После изучения и выбора подходящих на мой взгляд кандидатов, запускается процесс первого собеседования (интервью), итогом которого является документ «Заключение по результатам интервью с кандидатом», содержащий следующие разделы:

  • основные профессиональные знания и навыки;

  • личные характеристики;

  • сильные и слабые стороны;

  • потенциальные возможности и угрозы в работе;

  • мотиваторы.

На основании полученной информации складывается общий психологический портрет кандидата, а также дополняется информация, представленная им в резюме. При необходимости я уточняю у коллег из кадровой службы некоторые детали и факты, например, прошу запросить у кандидата сведения о конкретных проектах АСУТП, в реализации которых он принимал участие.

Не буду подробно останавливаться на этом этапе отбора, так как более интересным является следующий этап, а именно, второе (техническое) собеседование.

Если предполагается очный формат, то собеседование проводится на территории предприятия в Екатеринбурге в комнате для переговоров. Это удобно для меня, так как позволяет не тратить время на какие‑либо переезды. Вместе с тем кандидат получает возможность сразу увидеть будущее место работы. Иногда я даже проводил мини‑экскурсию и показывал оборудование для автоматизации промышленных объектов, которое разрабатывается в нашем департаменте, а также испытательный полигон и учебный центр.

Общее время разговора «тет‑а-тет» занимает, как правило, полтора часа. По ходу собеседования я заполняю чек‑лист, в котором кратко записываю все ответы кандидата на задаваемые вопросы и предлагаемые задания. Далее подробно и по порядку:

  1. Перед собеседованием сообщаю кандидату, что буду задавать вопросы, на которые хочу получить максимально честные и конкретные ответы. В дальнейшем обращаю его внимание на это требование, чтобы кандидата «не занесло в лирику» и затратные по времени ответы.

  2. Если кандидат не знает ответ на какой‑либо вопрос, он должен указать на это в явном виде. Например, вот так: «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос».

  3. При ответах обращаю внимание на следующие характеристики кандидата:

    • аналитический склад ума;

    • быстрое переключение с темы на тему;

    • индуктивное / дедуктивное мышление.

df1679cf6154fc2ed4eb4af4629d8f78.jpg

  1. Первый блок вопросов частично перекликается с первым собеседованием:

    • Что знаете о группе компаний «Прософт‑Системы»?

    • Что знаете о ПЛК REGUL и других продуктах сферы промышленной автоматизации, разрабатываемых компаниями группы?

    Данные вопросы позволяют определить, интересовался ли кандидат компанией и её продуктами до прихода на собеседование, знает ли о областях их применения, особенностях и характеристиках.

    Если не проговаривали или непонятны, то нужно проговорить и после этого задать вопрос, понятны ли они ему?

    Как правило, требуется еще раз вместе с кандидатом проговорить рабочие обязанности, чтобы у него сложилось более полное понимание о должности.

    Здесь мне очень помогает характеристика presale‑инженера, представленная в «картине первой».

  2. Второй блок вопросов относится к нормативным аспектам разработки АСУТП:

    • нормативная документация в области разработки АСУ ТП, включая проектную документацию: ФЗ 87, ГОСТ серии 34;

    • структура жизненного цикла продукции АСУТП.

    Данные вопросы позволяют понять, сталкивался ли кандидат вообще когда-либо ранее с необходимостью соблюдения определенных нормативных требований при разработке и/или эксплуатации АСУТП, знает ли о комплексе государственных стандартов на автоматизированные системы и понимает ли цикличность жизненного цикла продукции.

  3. Далее я прошу нарисовать типовую структурную схему АСУ ТП, рассказать о назначении всех её частей (уровней), об интерфейсах и протоколах передачи данных (! и в чем отличие этих понятий !), о стандартных сигналах управления и контроля (4–20 мА, 24В и другие) и о компонентах организации сети передачи данных (маршрутизаторы, коммутаторы, межсетевые экраны, медиаконвертеры и прочее).

    Данное задание иногда ставит кандидата в тупик, так как его знания о структуре АСУТП связаны с какими-либо конкретными проектами и структурами систем автоматизации. И, когда просят представить именно «типовую структурную схему», он задумывается, а что же такого можно в этой схеме типизировать.

    Дополнительно вскрываются пробелы или, наоборот, четкие знания относительно организации сетевой архитектуры, применения тех или иных видов оборудования, например,

    «оптический кабель» — «оптический кросс» — «оптический патч-корд» — «SFP-модуль» — «сетевой коммутатор с портом для установки SFP-модуля»

    По каждому из уровней АСУТП (нижний, средний, верхний) беседуем относительно видов конструктивов шкафов для размещения оборудования АСУТП, способов установки и размещения этого оборудования (шкафов, пультов, стоек, компьютеров и прочего), а также о способах организации электропитания оборудования АСУТП.

  4. Третий блок вопросов касается программируемых логических контроллеров и программно-технических комплектов для построения промышленных АСУТП:

    • ПЛК каких конкурентов известны, в чём их особенности?

    • ПТК каких конкурентов известны, в чём их особенности?

    Ответы на данные вопросы показывают степень кругозора кандидата относительно основных узлов современной АСУТП промышленных технологических установок.

  5. Следующее задание является наиболее сложным для кандидата и плавно вытекает из третьего блока вопросов, так как относится ко всему спектру оборудования и программного обеспечения, применяемого в АСУТП.

    Назовите двух-трех производителей оборудования:

    • рабочие станции АРМ;

    • серверы;

    • коммутаторы, маршрутизаторы;

    • межсетевые экраны;

    • сенсорные панели;

    • конвертеры протоколов;

    • KVM-удлинители;

    • автоматические выключатели;

    • источники питания 24В;

    • ИБП; инвертор;

    • реле (промежуточные, силовые);

    • лампы, кнопки, переключатели;

    • УЗИП, искробарьеры;

    • клеммы;

    • конструктивы шкафов;

    • операционные системы, кроме Windows;

    • SCADA;

    • антивирусное ПО;

    • ПО для восстановления и резервного копирования данных;

    • ПО для ИБ предприятия.

    Дополнительно я прошу делать упор на отечественных производителях в рамках концепции импортозамещения.
    Абсолютно все кандидаты не сталкивались ранее с одной-двумя-тремя группами оборудования и ПО, а значит не знают об их производителях. С моей точки зрения, это является абсолютно нормальным.
    Наоборот, в процессе диалога я сам рассказываю им таких производителей.

  6. Четвертый блок вопросов относится к профессиональному опыту на предыдущих местах работы:

    • Приходилось ли Вам самостоятельно выполнять:

      • Расчет стоимости шкафа АСУ с ПЛК?

      • Расчет стоимости оборудования верхнего уровня АСУ (серверные шкафы, АРМы)?

      • Определение стоимости ПИР, разработки прикладного ПО, СМР, ШМР, ПНР?

    • Как Вы действовали в ходе решения данной задачи?

    • Какие возникали проблемы?

    • Как они были преодолены?

    • Как Вы выбирали, как выполнить тот или иной расчет в плане применения оборудования?

    Ответы на данные вопросы позволяют глубже и детальнее уточнить опыт кандидата, узнать про методики выполнения расчетов стоимости оборудования, ПО и работ, сопутствующих разработке и внедрению АСУТП, а также используемые при этом инструменты (естественно программные).
    Также ответы на эти вопросы позволяют понять, насколько кандидат умеет самостоятельно выполнять поставленные задачи.

  7. Пятый блок состоит из одного вопроса и является логичным продолжением предыдущего блока:

    • Расскажите о Вашем самом успешном проекте: краткая характеристика, объем, что Вы конкретно делали?

    Здесь я стараюсь говорить по минимуму. Многие кандидаты с удовольствием рассказывают о своих «историях успеха», порою с деталями и цифрами.
    Вообще, после довольно сложной и напряженной для них предшествующей части собеседования, ответ на данный вопрос является своеобразной «разрядкой» и действует позитивно и расслабляюще.
    Считаю важным, чтобы каждый специалист, имеющий хоть какой-либо рабочий опыт, мог сходу рассказывать о своём одном (или не одном) профессиональном достижении. Период времени не важен.

  8. Последний блок вопросов:

    • Имеются ли какие-нибудь ожидания от работы в компании?

    • Чего конкретно хочется («заработать», «достичь», «добиться» и прочее), работая в нашей компании?

    • Всё ли понятно относительно ранее заданных вопросов, остались ли у Вас какие-либо вопросы по собеседованию?

В завершении собеседования я рассказываю о системе адаптации нового сотрудника и испытательном сроке, а также предлагаю кандидату выполнить заочное тестовое задание, содержание и суть которого связано с одной из рабочих задач, которую выполняет presale-инженер (описание самого задания высылаю отдельно, если кандидат согласится его выполнить). После этого заканчиваю собеседование и провожаю кандидата до выхода из здания.

Окончательным итогом проведения технического собеседования является направление менеджеру по подбору персонала краткого резюме, в котором отражается общее впечатление о кандидате, его знаниях, навыках и профессиональных компетенциях, а также готовность продолжить работу и направить тестовое задание.
Но это уже, как говорится

6579c8343bfc6edfd555e7123a3186a5.jpg

Habrahabr.ru прочитано 1798 раз