Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы
![Рома Назаров](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/61e/61e789da1304b656afcf8bacd1464394_cropped_50x50.jpg)
![Зачем на фаркопе стальной шар? Это простенькое и изящное изобретение позаимствовали у природы](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/165/1659e7677ef6e2eefd755244c78f8b93_ce_1676x1116x0x140_cropped_666x444.jpg)
Автомобиль и прицеп постоянно меняют положение друг относительно друга. Это приводит к тому, что сцепной узел постоянно перегибается.
Эти движения очень разнообразны. Вы проезжаете левый поворот — сцепка тоже изгибается влево. Правый поворот — вправо. Проезжаете горку — сцепка перегибается вверх. Впадину — вниз. Наехали на кочку одним бортом — наклоняется сначала автомобиль, потом прицеп.
Поэтому дышло (балка на передней части прицепа, за которую его крепят) и фаркоп (то самое сцепное устройство) должны оставаться сцепленными и работать под разными углами. Сцепная головка, узел на конце дышла прицепа — надевается на шар фаркопа и скользит по нему, поэтому может поворачиваться в широком диапазоне. При этом автомобиль и прицеп остаются надёжно сцепленными.
Похожим образом работают суставы живых существ. Одна кость заканчивается хрящевым шаром, вторая — сумкой из хрящей и сухожилий, и шар может крутиться в этой сумке. А чтобы он крутился только в нужном направлении, его движения ограничивают связки из сухожилий.
И в технике фаркоп — не единственное устройство, где работает этот принцип. В том же автомобиле так устроены шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) — устройство, сделавшее возможным передний привод на автомобилях.