Голубой вагон, голубой щенок, голубая чашка: откуда в СССР была такая любовь к голубому цвету?

02.09.2022, 09:20
В советской культуре был явный перебор с голубым цветом. Но пошлого тут ничего нет — этого увлечения есть вполне простое объяснение.
Настя Федорович
Голубой вагон, голубой щенок, голубая чашка: откуда в СССР была такая любовь к голубому цвету?

Малого того, что добрая половина подъездов в Советском Союзе (да и сейчас) была окрашена в голубой цвет, а по улицам рассекали голубые ЗИЛы как «из одного ларца». Так еще только в одном «Крокодиле Гене» волшебник с годовым запасом эскимо должен был прилететь именно на голубом вертолете.

А в другой песне того же Гены, уже голубой вагон бежит-качается, унося крокодила в компании Чебурашки и Шапокляк в неизвестном направлении. 

Почему не зеленый, или жизнерадостный желтый?  

А еще у нас есть гайдаровская «Голубая чашка», есть «Голубые города» Алексея Толстого. И загадка моего детства: почему щенок Геннадия Гладкова неестественного для животного голубого цвета?  

В ту же копилку можно добавить и шарф голубой. Да-да, ваш мир больше не будет прежним. В романсе, написанном еще в XIX веке, над головой крутится-вертится именно шарф, а не шар:

Что же общего между всеми этими произведениями? Давайте откинем все пошлые мысли и будем рассуждать логически. Голубой цвет отражает совершенство, идеал. Возьмем для примера известные словосочетания: блюдечко с голубой каемочкой, голубая мечта, голубая кровь.

Но как так вышло, что именно голубой цвет стал ассоциироваться с надеждой на что-то прекрасное?

Открываем роман XVIII века «Генрих фон Офтердинген» немецкого романтика Новалиса, где все действие крутится вокруг голубого цветка неизъяснимой притягательности, который главный герой произведения видит во сне: «Жадность чужда моей душе: я мечтаю лишь о том, чтобы увидеть голубой цветок. Он неустанно занимает мои мысли, я не могу ни писать, ни думать о чем-либо другом. Я никогда не испытывал ничего подобного: точно все прежнее было сном, или точно я пронесся во сне в другой мир. В том мире, в котором я жил, никто бы не стал думать о цветах;, а про такую особенную страсть к цветку я даже никогда и не слыхал». 

Благодаря Новалису голубой цветок стал для европейских писателей XIX века неким символом вечного стремления к чему-то высшему. Ну и русские романтики следом подтянулись. Ведь на одном соцреализме далеко не уедешь. Ситуацию спасали Александр Грин и Аркадий Гайдар — романтики чистой воды. А в стихах советских поэтов романтизм вообще встает в полный рост. Тоже самое можно сказать про советские песни и фильмы, в которых идея построения светлого будущего была центральной, и тематика голубой мечты нашла свое отражение в виде многочисленных образов, связанных с голубым цветом.

Считается, что синий цвет и его оттенки успокаивают и вызывают доверие, символизируют ответственность и ум. Когда мы видим голубой цвет, перед нами сразу рисуется небо, прохладная вода. И мы на мгновенье отпускаем весь негатив и расслабляемся. 

Но если копнуть еще дальше, то мы поймем, что голубой стал популярным сравнительно недавно, а еще несколько веков назад считался дорогим дефицитом. 

Древние египтяне вдохновлялись редким синим лотосом. 

А для изготовления синего пигмента для росписи фресок и гробниц использовали лазурит или малахит в смеси с песком и соединениями натрия. 

Европейские кельты получали синий краситель из дикого растения синильника. 

Индийский индиго долгое время оставался дефицитным предметом роскоши.

Чтобы получить синюю краску, европейские художники эпохи Возрождения измельчали лазурит, привезенный с Востока. Это было весьма дорогое удовольствие, поэтому его применяли при необходимости, в основном, когда дело касалось одежды Девы Марии. Постепенно синий добавляли в пейзажи, где он помогал создать ощущение трехмерного пространства.

Синий начали активно использовать в церковных витражах. А королевским он стал благодаря французским правителям, которые использовали лазурь в качестве фонового цвета своего герба.

В Германии появилась первая искусственная краска — берлинская лазурь. Цвет, который она давала, стал любимым для эпохи романтизма. В «Учении о цвете» поэт Иоганн Вольфганг Гете описывал синий как холодный, ассоциирующийся с небом и горными вершинами.

©  Популярная Механика