У кого длиннее тормозной путь: поезд против корабля
Этот вопрос могли бы задавать эйчары на собеседовании, чтобы узнать, насколько хорошо соискатель умеет решать задачи в условиях нехватки данных.
Мы решили поиграть в такого соискателя. Следите за мыслью, а дочитав, выскажите своё мнение. Итак, поехали.
Прикидываем тормозной путь поезда
Теоретически, чтобы его посчитать, достаточно школьных знаний физики. Прикидываем коэффициент трения стали о сталь (0,15) и легко подсчитаем, что составу, движущемуся на типичной для обычных (не скоростных) поездов скорости 90 км/ч, нужно 212 метров до полной остановки.
На практике, как мы понимаем, вмешиваются и другие факторы:
- Колёса и рельсы могут не быть идеально сухими,
- Не все тормоза сработают в полную силу,
- машинисту нужно время, чтобы среагировать и «дать по тормозам».
- Корректируем наш ответ: поезду нужно от 212 метров и более.
Ломаем голову над кораблём
Тут сложнее, ведь формулы расчёта сопротивления воды довольно сложны и в них приходится учитывать массу факторов, включая форму подводной и надводной частей корпуса и мощность двигателя. Кроме того, размер и масса (простите — водоизмещение) кораблей очень сильно варьируются, от речного трамвайчика до супертанкера.
Давайте попробуем рассуждать логически. Скорость типичного корабля всё-таки ниже, чем у поезда. Но у них нет тормозов, а только винты. А что действует сильнее — волновое сопротивление или вязкость воды? А ещё надо учитывать, попутный или встречный ветер, оброс ли корпус ракушками, гружёный корабль или пустой… нет, не получается.
А если просто поискать реальные, а не теоретические данные?
Любопытство-то хочется удовлетворить, так что идём в Сеть. Вот что имеем на самом деле:
Рельсовый транспорт
- Пригородному поезду нужно от 200 метров — близко к теоретическому пределу (исходная скорость прежняя 90 км/ч).
- А вот гружёному товарному поезду на практике нужно от двух километров, чтобы остановиться, что гораздо больше теоретического минимума.
Морской транспорт
Согласно справочным данным, корабль может экстренно остановиться через:
- 5 своих длин — если это военный или пассажирский корабль с хорошими обводами.
- 11–13 длин — гружёный сухогруз.
- 15–20 длин — супертанкер, полный нефти.
В переводе на человеческий язык, это означает следующее:
- у речного трамвайчика тормозной путь около 200 м — как у пригородного поезда.
- у речного сухогруза 1,5–2 км
- примерно столько же у огромного лайнера Queen Mary 2 — около 2 км.
- у крупнейшего в мире танкера Knock Nevis он бы составил 9 км.