Лучшие в своем роде: 5 фактов о “Виллисе” и “Иван-виллисе”

09.09.2022, 13:47
ГАЗ-64, советский внедорожник, разработанный прямо перед Великой Отечественной, был очень похож на лендлизовский Willys MB. Он не был копией американца, хотя истории двух машин на момент пересеклись, а потом разошлись, так что их судьбы получились очень разными.
Рома Назаров
Лучшие в своем роде: 5 фактов о «Виллисе» и «Иван-виллисе»
U.S. National Archives and Records Administration / Wikipedia

Армейские джипы, почти одновременно разработанные в США и СССР, очень похожи внешне, но конструкция у них разная. Мы сравнили историю создания и судьбы легендарных близнецов.

Конкуренты

На стадии разработки у обеих были конкуренты. Будущий советский внедорожник выбирали из прототипов Горьковского автозавода и Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ), американский — из образцов American Bantam, Ford и Willys. Причём в США победил American Bantam, его модель Bantam BRC40 стала основой для будущего Willys MB. Ирония судьбы в том, что Bantam так и не получила большой военный заказ, его поделили Ford и Willys. А в СССР кто победил (ГАЗ), тот и выполняй.

ГАЗ-64, русский «Виллис». Liftarn / Wikipedia

Плагиатом не пахнет

ГАЗ-64 не был копией Willys на уровне конструкции (см. ниже). А на уровне концепции — то ли да, то ли нет, точно не известно. Русскоязычная Википедия утверждает, что заказ на машину поступил после того, как в Кремле ознакомились со статьёй в журнале Automotive Industries, рассказывавшей о первом «джипе» Bantam BRC40.

На странице на английском языке другая версия — что требования были выработаны на основе анализа боёв между советскими и финскими войсками в 1939–1940 годах. Нюанс: у Willys было три сиденья, а у ГАЗ-64 четыре официально и шесть-восемь полуофициально — конструкторы предусмотрели возможность ехать и на задних крыльях.

Высокая скорость разработки

Обе машины были разработаны очень быстро, считая с момента выдачи задания военными конструкторам и до появления готовых машин на испытаниях. На разработку советского «козлика», например, потратили всего 51 день. Но за сумасшедшей скоростью стояли разные причины. American Bantam была, по сути, уже готова, ведь к моменту выдачи задания она уже почти 10 лет вела разработки.

Советские конструкторы давили на унификацию, собирая первые образцы из узлов серийных автомобилей — легковой ГАЗ-М1, вездехода ГАЗ-61 и «полуторки» ГАЗ-ММ, малолитражки КИМ-10. Ну, и немного помогло то, что было понятно, как машина должна выглядеть — как у американцев.

Willys? ГАЗ-64? Ни то, ни другое! U.S. National Archives and Records Administration / Wikipedia
Это Ford GP — один из прототипов, конкурировавших за военный заказ.

Судьба

Willys MB выпускался в огромном количестве. В один Советский Союз ушло более 50 тысяч машин по ленд-лизу в годы ВОВ, а суммарный выпуск за 1940-е и 1950-е годы превысил полмиллиона.

ГАЗ-64 было выпущено менее 700 штук. Правительство рассудило, что поскольку армия снабжается «Виллисами», пусть автозавод лучше сосредоточится на выпуске бронемобиля на его основе. В 1943 году ГАЗ переработал конструкцию и получил более удачный ГАЗ-67, ставший по-настоящему популярным уже после ВОВ. Но это уже совсем другая история.

Применение

Изначально обе машины предполагалось использовать как командные и разведочные. На практике они оказались безумно удобными для самых разных задач.

При этом кажется, что Willys войсками западных стран применялся более разнообразно и творчески, чем ГАЗ-64 и те «Виллисы», что ушли в СССР. Видимо, причина в том, что техникой армии, сражавшиеся на втором фронте, были укомплектованы богаче, чем советские войска. Поэтому «Виллисы» использовали и для рейдов по тылам врага, и как самоходные полевые кухни, полевые генераторы электричества, самоходные алтари и так далее.

ГАЗ-64 больше всего использовались как артиллерийские тягачи для полевых и противотанковых пушек и как машины пехоты.

Жаль нет такой фоточки ГАЗ-64! Jeepsies / Wikipedia
Где в России есть место, в котором он смотрелся бы так же эффектно, как Willys на ступенях Капитолия? Можете предложить идею?

©  Популярная Механика