Рассекречены переговоры погибшего экипажа корабля «Союз-11» перед полётом
Памяти экипажа космического корабля «Союз-11» посвящается
30 июня 1971 года во время возвращения на Землю корабля «Союз-11» члены его экипажа трагически погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Госкорпорация опубликовала переговоры Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева с измерительным пунктом перед запуском. Из материалов можно узнать, как шла подготовка к пуску и детали полёта: как космонавты закрывают люки, докладывают обстановку и сверяют время.
Измерительный пункт «Заря» рассказывает о медицинских показателях космонавтов. «У вас параметры отличные. И частота дыхания отличная. Пульс не превышает 76 у всех. Имейте в виду это. Всё это очень хорошо», — докладывают с «Зари». В процессе выведения космонавты сообщают, что видят небо, Солнце. «Небо более тёмное, чем на Земле», — рассказывает член экипажа. В отдельном разделе, посвящённом памяти экипажа «Союза-11», опубликованы фрагменты переговоров после расстыковки с орбитальной станцией «Салют-1».
В этой части переговоров космонавты докладывают, что видят Землю и начинают ориентацию. Последнее, что услышали от космонавтов с Земли, было шутливое пожелание Владислава Волкова: «Завтра встретимся, готовьте коньяк», говорится в материалах. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться. Экспедиция «Союза-11» была рассчитана на три недели, её главной задачей было проведение стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», которую в апреле 1971 года не удалось осуществить.
На высоте около 150 километров в момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков радиосвязь с экипажем прервалась. По данным телеметрии, аппарат вошёл в плотные слои атмосферы, в расчётное время сработала парашютная система, включились двигатели мягкой посадки и приземление произошло в заданном районе Казахстана. К месту приземления сразу прибыла поисковая группа, но, открыв люк спускаемого аппарата, спасатели обнаружили лежащих в креслах космонавтов без признаков жизни.
В результате медицинского осмотра выяснилось, что гибель экипажа произошла от резкого понижения давления в спускаемом аппарате из-за разгерметизации в результате преждевременного открытия одного из вентиляционных клапанов, которые необходимы для выравнивания давления при спуске — они должны открываться на высоте четырёх километров от поверхности Земли. Причиной смерти членов экипажа назвали взрывную декомпрессию.