«Поступить в Стэнфорд проще, чем попасть в наш акселератор»

Генеральный директор и главный наставник акселератора Startup Sauna о критериях участия в программе, содержании курса и перспективах после выпуска.

8e0ff779f864fe.jpg

Программа акселератора

Акселератор Startup Sauna основан в Хельсинки в 2009 году выпускниками университета Аалто. Идея пришла из Кремниевой Долины, где ведущие учебные заведения, соревнуясь друг с другом, помогают развиваться молодым компаниям. К участию в нашем акселераторе приглашаются команды со всего мира. Набор проходит два раза в год: весной и осенью.

В 2017 году программа акселератора рассчитана на семь недель. Эксперты помогают командам определить:

  • Специализацию компании.
  • Целевую аудиторию.
  • Модель продукта.
  • Стратегию выхода на рынок.

Участников консультируют специалисты по управлению персоналом, юристы, эксперты по привлечению инвестиций. Проводятся тренинги по публичным выступлениям и презентации идей, встречи с инвесторами и представителями крупных компаний. Программа предусматривает плотный график ежедневных занятий в течение семи недель.

В конце акселерации участники выступают перед инвесторами и представителями СМИ. Выступления выпускников осенней программы проходят на стартап-выставке и конференции Slush, где компании смогут представить идеи, найти инвесторов и привлечь финансирование.

Лучшие выпускники отправляются в поездку по Кремниевой долине или посещают Берлин и Лондон для знакомства с местной стартап-средой. Все участники акселератора получают приглашения на Slush и могут подать заявку на участие в конкурсе Slush 100.

Стоимость участия в программе

Деятельность акселератора финансируется при помощи грантов и общественных организаций. Командам предоставляется на выбор бесплатное размещение в течение программы или грант в €1 тысячу.

Каролина Миллер генеральный директор акселератора Startup Sauna

Участие в программе акселератора бесплатно. Для развития экосистемы стартапов важны усилия малых, средних и крупных компаний. Платное участие в программе будет приносить выгоду только организаторам и лишит мотивации многих спонсоров.

Акселератор не взимает платы за участие, не обещает прибыли и успеха. Только основатели определяют будущее компании.

Акселератор Startup Sauna получает поддержку от социальных институтов города Хельсинки, заинтересованных в развитии стартап-среды.

Команда наставников и экспертов

Startup Sauna работает с ведущими экспертами и крупными предпринимателями:

  • Илкка Паананен — основатель Supercell, компании-разработчика игры Clash of Clans.
  • Мортен Микос — генеральный директор платформы для сбора информации об уязвимостях HackerOne, бывший член совета директоров Nokia.
  • Питер Вестербака — основатель Rovio, компании-разработчика Angry Birds.

Набор участников

Акселератор Startup Sauna набирает участников два раза в год, весной и осенью. Перед каждой сессией проходят выездные мероприятия в странах СНГ, Азии и Европы. В это время представители акселератора встречаются с местными командами, консультируют их и выбирают тех, кто может принять участие в программе.

Подача заявки в электронной форме

На сайте акселератора открыт прием заявок в электронной форме. Любой желающий может заполнить анкету и ответить на вопросы о:

  • Целевой аудитории.
  • Проблеме потребителя и ее решении.
  • Составе команды.

Майк Брэдшоу главный наставник акселератора Startup Sauna

​Форма кажется очень простой, но может понадобиться около 30 часов, чтобы обдуманно ответить на все вопросы.

Анкета помогает выяснить, есть ли у компании стратегия входа на рынок, понимание конкурентных преимуществ, проблем в развитии. На этапе отбора важнее всего сама команда и ее технология, которая должна быть инновационной и интересной.

В Startup Sauna ежегодно приходит не меньше полутора тысяч заявок, но к участию приглашаются около 30 компаний.

Майк Брэдшоу главный наставник акселератора Startup Sauna

98% команд получают отказ. Проще попасть в Стэнфорд, чем в Startup Sauna. Стартапов стало очень много, не хватает времени помочь всем. Акселератор проводит два набора в год, в каждом принимает участие около 15 команд — это оптимальный размер рабочей группы. Обычно в Startup Sauna попадают компании, близкие к посевной стадии инвестирования. ​

Критерии отбора

  • Использование технологий.
  • Среди основателей — ученые и инженеры с небольшим опытом в бизнесе.
  • Подготовка к запуску или наличие опубликованного продукта.

Проекты, которые не попадут в проект:

  • Компании, не предлагающие ничего нового.
  • Молодые команды, которые нашли только идею.
  • Развитые компании, которые готовы к привлечению венчурного финансирования.
  • Те, кто не смог правильно заполнить форму.

Многие говорят о себе общими словами, используют расплывчатые формулировки, где нельзя уловить конкретных деталей.

Все анкеты делятся на три категории: «твердое да» (таких очень мало), «может быть» и «твердое нет» (таких большинство).

Майк Брэдшоу главный наставник акселератора Startup Sauna

Члены жюри посещают веб-сайты компаний и просматривают профили команды в LinkedIn. Необязательно заполнить форму идеально, но нужно заинтересовать тренеров в компании. Иногда сотрудники акселератора пишут представителям компании и оценивают не только смысл ответа, но и активность, ум и сообразительность команды.

В акселератор проходят компании на ранней стадии развития. В первую очередь оценивается состав команды. Членам жюри важно понимать, какие люди вовлечены в проект, почему они работают вместе, почему выбрали конкретную проблему.

Отборочные мероприятия

Каролина Миллер генеральный директор акселератора Startup Sauna

​Лучший способ попасть в Startup Sauna — принять участие в отборочном мероприятии. На таких встречах команды имеют возможность выступить. Презентация может быть не столь идеальной. Нормально, если человек нервничает. Судьи оценивают масштаб проблемы и инновационность предлагаемого решения.

Выступление — это способ представить себя и начало более подробной беседы.

Отборочные мероприятия проходят в разных городах мира: в Киеве, Минске, Москве, Риге, Тарту, Будапеште, Сингапуре, Сеуле. В небольших городах обычно бывает немного участников. Чтобы попасть на мероприятие в мегаполисе, команды проходят предварительный отбор.

Во время живого выступления важно рассказать про:

  • Команду проекта.
  • Используемую технологию.
  • Возможных конкурентов.
  • Бизнес-модель.
  • Цели компании и оценка их выполнения.

Майк Брэдшоу главный наставник акселератора Startup Sauna

​Предложение решить проблему за €50 в месяц звучит необоснованно. Интереснее будет заявление о том, что решение за €50 поможет людям, которые тратят на проблему €2 тысячи. Это обоснованные траты.

Основная цель выступления — заинтересовать юри. После выступления судьи должны захотеть узнать о компании в подробностях. Команда редко получает положительный ответ сразу после презентации. Выступления помогают отсечь компании без технологий или с плохой командой.

Плохая команда для наставников акселератора:

  • Компания по работе с технологиями виртуальной реальности, где работают три бизнесмена и один графический дизайнер.
  • Компания-разработчик медицинского оборудования, не имеющая в штате человека с медицинским или биологическим образованием или дипломированного физика.

Одиночные встречи

Майк Брэдшоу главный наставник акселератора Startup Sauna

​На этапе частных переговоров уходят необучаемые команды — те, кто постоянно спорит и не слушает собеседника. Несогласие и аргументированное доказательство своей точки зрения — это нормально. Но если молодые предприниматели категоричны в своих заявлениях, скорее всего, их не получится научить. Убежденность мешает прислушиваться к советам экспертов, думать, задавать вопросы.

По мнению наставников акселератора, люди, способные обучаться, слушают очень внимательно. Обдумывают услышанное и задают уточняющие вопросы. Они не всегда следуют советам, но задумываются и принимают решение более взвешенно.

Каролина Миллер генеральный директор акселератора Startup Sauna

Судьи ждут, что выступающие будут активны, станут задавать уточняющие вопросы, захотят пообщаться после завершения официальной части. Если команда готова предпринять дополнительные шаги, чтобы попасть в акселератор, то она будет внимательна и к своим будущим клиентам.

Результаты программы

После семи недель участия в акселераторе у выпускников должна появиться точная цель и направление работы на ближайшие несколько месяцев — выход на посевной этап инвестирования или привлечение 50 платежеспособных клиентов.

Презентация для инвесторов и выступление на фестивале Slush — завершающее мероприятие. Выпускники акселератора могут использовать все полученные навыки, чтобы выгодно представить проект и привлечь финансирование.

Наиболее успешные выпускники отправляются в поездку для знакомства со стартап-средой наиболее развитых стран. Акселератор организует поездки в Кремниевую долину, Берлин и Лондон.

По данным представителей акселератора, после окончания программы большинство компаний-выпускников продолжают развивать свои проекты, а некоторые начинают привлечение венчурных инвестиций. Другие компании выходят из акселератора с пониманием, что им придется закрыть стартап или стать обычной компанией и прекратить поиск инвестиций.

Каролина Миллер генеральный директор Startup Sauna

Компания начинает быстро расти и переходит на новый уровень или закрывается. Слабые компании не успевают получить гранты и потратить общественные деньги.

Большинство компаний попадают в акселератор с первого раза, но есть и те, кому удалось пробиться только с десятой попытки, например, компания Windy из Москвы, разработчик мобильного приложения о погоде для любителей активного отдыха.

Советы участникам

Майк Брэдшоу главный наставник акселератора Startup Sauna

​Для российских компаний при общении с инвесторами и выходе на европейский рынок особенно важны два момента.

Регистрация в Европе. Никто не хочет разбираться с таможенными правилами и сертификацией, не нужно усложнять работу.

Специализация. Российские компании часто работают сразу в нескольких направлениях, развивая разные продукты. Инвестору важно понимать, что компания сосредоточена на одной задаче. Про остальные направления не стоит рассказывать, пусть это выглядит как хобби, которому уделяется не больше двух часов в неделю, даже если таких направлений больше трех.

©  vc.ru