Построить бизнес на зарядке смартфонов

Бывший сотрудник наркоконтроля из Петербурга развивает сеть автоматов для подзарядки мобильных устройств Safe Charge.

e202612545cbfe.jpg
Константин Зайцев

Константин Зайцев мечтал о карьере футболиста. В школе он тренировался несколько раз в неделю и планировал играть в одном из клубов высшего дивизиона.

Карьера футболиста не сложилась — из-за большого количества выпускников футбольных школ молодежные составы «Зенита», «Тосно» и «Зенита-2» были укомплектованы, а «скитаться по низшим лигам» ему не хотелось.

Из-за того, что Зайцев много времени тратил на спорт и запустил учебу, в институте ему пришлось непросто и он ушел служить в армию. После этого он устроился в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков.

В 2014 году он решил оставить государственную службу и открыть свой бизнес. Зайцев увидел, что в США, Англии и Китае появляются предприниматели, которые устанавливают в людных местах автоматы для зарядки смартфонов и продают доступ.

Идея показалась ему интересной, и он предложил другу поучаствовать в проекте. Предприниматели стали искать производителей автоматов — сперва нашли за границей, но потом обнаружили российского поставщика и выбрали его. Так было дешевле, и к тому же им не пришлось бы ждать доставки запчастей в случае поломки устройства.

Точную сумму предприниматель не раскрывает. Они приобрели три-четыре устройства для проверки идеи и своего бизнес-плана. Их расставили в торговых центрах и кинотеатрах Петербурга.

Стоимость минуты зарядки составила три рубля: человек опускал купюру в купюроприемник, устанавливал время, подключал адаптер и клал телефон в специальную ячейку. На чеке печатался уникальный код, с помощью которого пользователь мог разблокировать камеру после окончания зарядки.

Однако автоматы не пользовались спросом. Тогда предприниматели решили, что дело в цене, и опустили стоимость зарядки до одного рубля за минуту. Это не помогло, и партнеры поняли, что люди не готовы платить за услугу. «Я не знаю, почему так происходило. Среднее количество зарядок не превышало трех-четырех в день. Большинство людей подходили к автомату, читали, но уходили когда видели, что услуга платная».

В октябре 2014 года они признали проект неудачным и закрыли компанию, продав автоматы. Партнер Зайцева вышел из дела, но сам предприниматель решил не сдаваться.

«Я знал, что пока есть телефоны, которые разряжаются, услуга подзарядки будет востребована. Мне нужно было предложить людям такой вариант, чтобы они могли пользоваться ей бесплатно, а компания — зарабатывать», — рассказывает Зайцев.

Он придумал рекламную модель — установить на автомат видеопанель и лайтбокс и продавать компаниям либо рекламные площади, либо показы. Зайцев заметил, что когда люди видят автомат впервые, то они внимательно его рассматривают и изучают. Если в этот момент показать им рекламу, то они запомнят ее гораздо лучше — это могло стать одним из конкурентных преимуществ его компании перед другими рекламодателями.

7634efe37ad2c3.jpg

Однако возникала проблема — чтобы продавать рекламу, нужна была разветвленная сеть автоматов. Своих денег у предпринимателя не было, и он решил привлечь инвестора. Чтобы его найти, потребовалось пять месяцев.

Весной 2015 года он связался с брянской компанией «Ньютек» и приобрел первую партию зарядочных автоматов с рекламными поверхностями. Сейчас у Зайцева сеть из 50 устройств — 49 находятся в Санкт-Петербурге, а одно — в Петрозаводске.

В компании работает пятеро человек. Двое занимаются обслуживанием устройств, трое — продажами рекламы. Раньше Зайцев размещал автоматы в торговых центрах, однако столкнулся с проблемой вандализма — еженедельно требовалось менять до 40% проводов или коннекторов.

«В автомате шесть ячеек. Каждый раз, когда мы приезжали — в каждом устройстве в одной-двух ячейках либо не было проводов, либо они были поломаны», — рассказывает он

Кроме того, торговые центры отказывались размещать автоматы бесплатно (для удобства посетителей) и только некоторые были согласны на бартер — в обмен на показы рекламы.

В результате весной 2017 года предприниматель ушел из большинства торговых центров. Вместо этого он стал договариваться с владельцами сетевых заведений — кафе и заправок. Это позволило сэкономить на ремонте, а где-то — на аренде. Сейчас устройства Зайцева стоят на всех заправках сети BP, в детских развивающих центрах Joki Joya и автосервисах Union — там, где люди проводят достаточно времени.

Также начинаем сотрудничество с книжной сетью «Буквоед». В Санкт-Петербурге установили один автомат. Ближе к концу августа подведем итоги теста. Нам интересно там находиться, потому что это крупная сеть. Если при переговорах с клиентами мы скажем, что стоим в «Буквоеде», — это будет только плюсом.

— Константин Зайцев
da0b73af6e68c9.jpg

Предприниматель предлагает два варианта размещения рекламы — видео на панели или изображение на лайтбоксе. Видеореклама стоит от 1000 до 5000 рублей в месяц. Графическая — от 3,5 тысяч до 10 тысяч рублей. Стоимость зависит от количества автоматов, на которых собирается размещаться клиент.

По словам Зайцева, средний чек составляет 20 тысяч рублей: «Мы достаточно долго разрабатывали ценовую политику и только полгода назад нашли такие цены, которые интересны клиентам».

Первое время привлекать рекламодателей было сложно. Людям приходилось долго объяснять, что это за автоматы, как они выглядят, какая проходимость рядом с автоматами, какой будет аудитория.

​В основном все рекламщики, которые сидят на закупках, ориентированы либо на уличную, либо на внутреннюю рекламу. Они привыкли покупать баннер в торговом центре, а что-то другое, необычное — нет. Сперва очень тяжело шли на контакт: у нас не любят менять свои привычки, —, но за последний год отношение изменилось.

— Константин Зайцев

Среди рекламодателей Safe Charge пока только местные компании из Петербурга. Например, сеть автосервисов Ford-Market, компания по доставке питьевой воды «Прима Аква» и сеть свадебных магазинов Topaza Pella.

«К сожалению, на федеральные компании у нас пока выйти не получается — там достаточно жесткий отбор и пробиться достаточно сложно. Это вопрос времени: надеюсь, наступит момент, когда мы расширимся до такого состояния, что на нас начнут обращать внимание федералы», — рассказывает Зайцев.

Главная проблема Safe Charge — это конкуренция с федеральными рекламными агентствами, которые могут предлагать клиентам свои услуги по более низкой цене за счет демпинга.

Размер выручки предприниматель не раскрывает, но не отрицает, что прибыли бизнес пока не приносит. По его расчетам, он должен выйти на окупаемость через 2,5–3 года. До конца 2017 года Зайцев планирует увеличить сеть до 70–80 автоматов и выйти на московский рынок — вместе с детскими центрами Joki Joya, которые планируют расширение.

©  vc.ru