Письмо от руки лучше прокачивает нейронные связи, чем печать: новые данные

Современный человек все реже пишет от руки, переходя на набор текста
Современный человек все реже пишет от руки, переходя на набор текстаИсточник: Unsplash

Ученые обнаружили, что письмо от руки записи активирует более широкие и взаимосвязанные сети мозга, особенно в областях, связанных с памятью и сенсорной обработкой, чем набор текста на клавиатуре. Эти результаты вызывают вопросы о последствиях увеличения зависимости от цифровых инструментов в образовании.

Школы все больше пользуются компьютерами и планшетами вместо традиционных тетрадей, в связи с чем многие задаются вопросом, как это может повлиять на усвоение знаний. Набор текста часто воспринимается как более быстрый и менее утомительный способ выражения мыслей, особенно для детей. Однако предыдущие исследования указывали, что письмо от руки связано с лучшим запоминанием, распознаванием букв и общими учебными достижениями. Мелкая моторика, задействованная в написании букв, стимулирует мозг иным образом, чем нажатие клавиш, но точные нейронные механизмы этого процесса долгое время оставались неясными.

Чтобы понять его, эксперты сосредоточились на изучении мозговой связности — того, как различные области мозга взаимодействуют друг с другом при выполнении задач. Они сравнили активность мозга во время письма от руки и набора текста, чтобы выяснить, способствует ли ручное письмо более сложным и разветвленным моделям коммуникации в мозге, поддерживающим обучение и формирование памяти.

В эксперименте приняли участие 40 студентов в возрасте около 20 лет, из которых в анализ вошли данные 36 правшей. Участники выполняли два задания: писали слова от руки с помощью цифрового пера и печатали их на клавиатуре одним пальцем. При этом слова не отображались на экране, чтобы минимизировать визуальные отвлечения. В ходе эксперимента исследователи использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ), которая позволяет фиксировать быструю динамику мозговой активности с высокой точностью.

Результаты показали разительные различия между двумя способами записи. Письмо от руки активировало гораздо более обширные и взаимосвязанные сети мозга, особенно в тета- и альфа-диапазонах частот, которые связаны с процессами памяти, сенсорной обработки и вниманием. Эти активации наиболее ярко выражались в центральных и теменных областях мозга, отвечающих за моторный контроль, сенсорное восприятие и сложные когнитивные функции. Набор текста, напротив, демонстрировал значительно меньшее взаимодействие между этими областями, что указывает на ограниченность стимуляции мозга при простом нажатии клавиш.

Авторы исследования объясняют, что письмо от руки требует тонкой координации зрения, моторных команд и сенсорной обратной связи. Каждый штрих буквы становится результатом сложных взаимодействий в мозге, который постоянно корректирует движения пальцев и руки. Печать на клавиатуре, напротив, подразумевает повторяющиеся действия с минимальной вариативностью и обратной связью, что снижает необходимость интеграции сенсорной и моторной информации.

Ценность письма от руки для развития мозга неоценима
Ценность письма от руки для развития мозга неоценимаИсточник: Unsplash

Профессор Одри ван дер Меер, один из авторов исследования, отмечает, что полученные данные подтверждают важность сохранения обучения письму от руки в школьной программе, особенно для детей с развивающимся мозгом. Это не только способствует формированию устойчивых когнитивных связей, но и обеспечивает оптимальные условия для учебы. В то же время авторы подчеркивают, что баланс между традиционными и цифровыми методами обучения остается ключевым: каждый из них имеет свои преимущества в зависимости от контекста.

Работа также акцентирует внимание на культурной ценности навыков письма от руки, включая создание собственных текстов, таких как стихи или письма. После публикации предыдущих работ этой группы в 2020 году 20 штатов США вновь включили обучение письму в школьные программы. Несмотря на очевидные преимущества цифровых технологий, ученые призывают помнить, что письмо от руки стимулирует мозг уникальным образом, который невозможно в полной мере заменить набором текста.

Исследователи планируют продолжить изучение этого феномена. В частности, они хотят определить, как письмо от руки влияет на эффективность усвоения материала по сравнению с набором текста. Также они намерены изучить, может ли регулярное письмо замедлить когнитивное старение у пожилых людей, которые отдают предпочтение традиционным методам записи.

Ранее ученые пришли к неожиданному выводу: оказалось, что антиплагиат мешает студентам учиться.

©  HI-TECH@Mail.Ru