MediaSoft Mobile — эволюция сотрудничества разработчиков и агентства
В избранное
В избранном
В 2014 году в результате соединения AGIMA и команды мобильных разработчиков, выходцев из MediaSoft, под моим руководством была создана компания AGIMA.mobile.
За 3 года компания достигла значительных результатов на рынке разработки мобильных приложений, занимает топовые позиции во всех отраслевых рейтингах и является владельцем сильных экспертиз в мобильной разработке, подтвержденных работами для «Перекрестка», «Пятерочки», Дом.ру и других крупных заказчиков.
Быстрый рост компании всегда имеет две стороны. С одной — ощущение успеха и безграничных возможностей, а с другой — издержки быстрого масштабирования. Эти кризисы настигают все успешные компании и требуют от партнеров и менеджмента продуманного решения и четкого плана действий.
С 2018 года продакшн-команда в Ульяновске теперь будет развиваться под брендом MediaSoft Mobile.
Расскажу, как мы с партнерами пришли к такому решению, а также об амбициозных планах MediaSoft Mobile.
Синергия в действии
Все началось в 2014 году. На тот момент команда разработки MediaSoft уже более пяти лет успешно занималась веб-разработкой и активно развивала компетенции в качестве мощного аутсорс-продакшна. Чтобы поддерживать качество таких услуг на высоком уровне, необходимо очень активно заниматься внутренними процессами, обучением персонала и выстраиванием процессов рекрутинга. Устоявшиеся договоренности с местными вузами, программы стажировки и учебные практики — все это обеспечивало хорошую производственную базу компании.
Тогда перед MediaSoft стояла стратегическая задача расширения компетенций. В 2014-м мы поняли, что рынок мобильной разработки в ближайшее время будет переживать сильный рост и ему потребуется качественный продакшн, и начали переносить наш опыт формирования групп разработки на новый сегмент. Практически сразу мы подтвердили гипотезу — рынок уже испытывал сильнейший дефицит в качественном продакшне. У нас сформировался первый пул проектов и группа разработки.
Я стал активнее изучать рынок, и на одной из конференций мы в диалоге с Александром Богдановым поняли, что компания AGIMA также с интересом смотрит в сторону mobile. Это был переломный момент. Осознание того, что мы будем отлично дополнять друг друга и сможем быстро вырастить сильного игрока на только формирующемся рынке мобильного продакшна, подтолкнуло нас к решительным действиям.
Итогом стало создание в 2014 году компании AGIMA.mobile. В таком объединении я видел сильные стороны двух компаний: выстроенные годами процессы продакшна MediaSoft и серьезные компетенции в менеджменте и аккаунтинге AGIMA.
Такая формула действительно позволила добиться быстрого успеха. По пути нам приходилось очень быстро решать проблемы масштабирования и постоянно совершенствовать бизнес-процессы.
Такой темп было трудно держать, но мы приложили титанические усилия для этого, и результаты поражали нас самих. В первый год команда разработки выросла в 4 раза, во второй — еще в 3. Сказывался вакуум рынка мобильной разработки в стране.
Поскольку исторически наш продакшн развивался в Ульяновске, команду мобильных разработчиков мы продолжили формировать там. Кроме того, у MediaSoft уже были выстроенные процессы взаимодействия с вузами и система обучения сотрудников. Мы всегда набирали и растили таланты внутри компании, так как люди были и остаются нашим главным капиталом. Любой «фриланс» всегда был для нас неприемлемым, мы как продакшн должны быть опорой и гарантировать качество для заказчика. Это невозможно без командной работы и чувства личной ответственности за продукт.
AGIMA, в свою очередь, экстраполировала на новое направление мощную экспертизу в менеджменте, аккаунтинге и продажах, а также маркетинге и PR. На некоторых проектах мы так же использовали экспертизу backend-разработки.
Такой союз дал почву для мощного прыжка, и вскоре мы стали компанией первого эшелона в мобайле. За три года нашими клиентами успели стать «Пятерочка», «Перекресток», Дом.ру и многие другие.
Для наращивания экспертизы весной 2016 года мы даже успели закрыть M&A-сделку, поглотив одного из старейших игроков на рынке — компанию Вадима Митякина ГАЛС Софт с сильными компетенциями в проектировании приложений. Это позволило нам очень быстро получить экспертизу в качественном продуктовом проектировании и добавило в компанию новые ценности.
Трудности роста
Такой взрывной рост не мог не создать ряд факторов, ставших в итоге сдерживающими для обеих сторон союза. Они были обусловлены противоречиями в самих бизнес-процессах.
На digital-рынке существуют две основные модели организации компаний в зависимости от их экспертиз — агентство и продакшн.
Агентства — компании, обладающие сильной управленческой компетенцией. Основной силой агентства, как правило, является клиентский сервис высокого уровня, имеющий широкую экспертизу. Агенства могут содержать собственный продакшн, но в последнее время общерыночной тенденцией является усиление специализаций игроков рынка. Поддерживающие отделы, каким является продакшн, в силу экономической целесообразности чаще всего выносятся в агентстве на аутсорс.
Как итог, бизнес-модель агентства построена на покрытии собственными ресурсами необходимого объема работ, а поскольку объемы неравномерно распределяются в течение года, пиковые нагрузки агентство «закрывает» с привлечением сторонних команд. Таким образом, агентства имеют возможность достаточно быстро масштабироваться под конкретные проекты.
При этом продакшн — это постоянные издержки в виде зарплат сотрудников и сопутствующие расходы. Это безусловно выгодно при прогнозируемом спросе, но, к сожалению, рынок веб-разработки устроен иначе. Именно этот фактор добавляет риски бизнесу, который содержит штатный отдел продакшна.
Например, в AGIMA изначально все компетенции продакшна находятся внутри компании, но для того чтобы справляться с дополнительными объемами, компания привлекает партнеров, которых она выбирала много лет, оттачивая взаимодействие, и работа которых соответствует высоким стандартам качества.
Вторая бизнес-модель — «чистый» продакшн, или производство. По ней работают специалисты с более узкой, но глубокой экспертизой: например, в проектировании, дизайне, разработке или еще более специфичных сферах.
Для продакшна экспертизой является количество технологий и компетенций, глубина познаний и опытные разработчики, которые образуют вокруг себя экосистему и являются носителями сакральных инженерных знаний. Такие компании традиционно работают в качестве субподрядчиков с различными агентствами и клиентами, поскольку управление проектами забирает на себя клиентская сторона. В данном формате бизнес-процесс настроен в первую очередь на долгосрочное сотрудничество и постоянные объемы высокотехнологичных проектов. И чем выше квалификация продакшна, тем больше требований возникает к входящим проектам и клиентам. Этот фактор является обязательным, так как простой проект или частое переключение разработчиков с проекта на проект влечет за собой падение мотивации и, как итог, потерю специалистов.
Сегодня ситуация на рынке такова, что качественные исполнители в дефиците. Так происходит потому, что digital-отрасль производит крайне сложные технологически продукты. Порог входа на рынок продакшнов в последние годы довольно высокий, поскольку весьма мало специалистов, являющихся профессионалами в узкой нише. И чем выше планка той или иной технологии, тем меньше квалифицированных кадров в этой области. Ситуация на кадровом рынке сложная, программистов очень не хватает всем.
В AGIMA.mobile мы совместили обе модели развития — «агентство» и «продакшн» — внутри одной компании. И если при небольших объемах объединение экспертиз было эффективным, то чем больше становилось производство, тем больше сложностей появлялось во взаимодействии
Одним из ключевых противоречий концепции стала бизнес-несовместимость. Наращивать производственные мощности — в нашем случае штат разработчиков — так же быстро, как продажи, непростая задача. Мы в MediaSoft очень внимательно выбираем клиентов и ставим на первое место интерес наших сотрудников по работе с конкретным клиентом и проектом, несмотря на выгодность или стоимость этой работы.
Случалось, что в высокий сезон аккаунт-команде приходилось отказываться от заказов, поскольку разработчики были перегружены работой. При этом AGIMA не могла отдать проекты сторонним разработчикам, поскольку мы скреплены одним брендом, и это было бы странно и неправильно.
И наоборот, в периоды низкой рыночной активности становилось накладным содержать большой штат разработчиков, поскольку мы не могли для «выравнивания» загрузки предлагать услуги по разработке другим агентствам — своим же конкурентам.
Таким образом, скрепленные одним брендом, мы невольно ограничивали себя сами. AGIMA — в выборе разработчиков, а наша команда разработчиков — в выборе заказчиков. Получалось, что менеджмент и продакшн сдерживали друг друга, и чем дальше, тем сильнее
В течение последнего года мы проработали десятки сценариев дальнейшего развития. Нашей целью было придумать такое решение, которое позволило бы выдержать дальше стремительный темп роста и преодолеть указанные ограничения. В результате мы внутри компании пришли к единому мнению, что нам нужно развязать друг другу руки и позволить каждому расти самостоятельно, развивая свои сильные стороны.
Теперь AGIMA.mobile продолжит развиваться с упором на агентскую бизнес-модель, работая с другими командами, и формируя продакшн в московском офисе.
«Ульяновская команда разработчиков сконцентрируется на модели продакшна и продолжит работу уже под брендом MediaSoft Mobile»
Ульяновская команда разработчиков сконцентрируется на модели продакшна и продолжит работу уже под брендом MediaSoft Mobile. Теперь мы открыты для сотрудничества с разными заказчиками и фактически становимся одной из самых крупных на рынке командой разработчиков, готовой предоставлять услуги на аутсорсе.
В новой компании MediaSoft.Mobile я (Владислав Крайнов) возьму на себя роль директора по развитию, а Сергей Полуэктов возглавит объединенную компанию MediaSoft. Дмитрий Шашлов возглавит направление разработки в AGIMA.mobile. При этом компании продолжат работать в качестве партнеров.
MediaSoft + Mobile: двукратный рост и новые направления бизнеса
У MediaSoft в целом и нашего мобильного направления крайне амбициозные цели на 2018 год.
Мы планируем увеличить общую численность специалистов в 2 раза, это позволит нам стать неоспоримым лидером на рынке аутсорса и закрывать задачи практически любого масштаба. Этот подход обусловлен требованиями рынка, сегодня клиентам чаще всего нужна не разработка отдельного сайта или приложения, а комплексный технологический продукт, объединяющий широкий спектр — сайты, сервисы, приложения, интернет вещей, технический бэкграунд терминалов.
Слияние производственных коллективов позволит существенно усилить главный актив MediaSoft — команду, которая увеличивается не только количественно, но и качественно, повышая и расширяя экспертизу на все новые направления.
Инженерная культура, сложившаяся за годы внутри ульяновского офиса, диктует в первую очередь необходимость быть разносторонними специалистами в области разработки программных продуктов, для которых не имеет большого значения, на каком языке или с использованием какой технологии реализовывать задачу. Слияние коллективов и появление внутриофисной технологической коммуникации будет способствовать расширению экспертиз каждого из наших разработчиков.
Например, веб-разработчики в тесной коммуникации с инженерами смежного направления способны писать бэкенды для mobile на python или Go, а специалисты на Android — веб-системы на Java.
Все это позволит нашим специалистам существенно усложнить и разнообразить проекты, в которых они принимают участие, что является очень важным для любого инженера как внутри нашей компании, так и для потенциальных специалистов, желающих присоединиться к коллективу.
Это равнозначно и для клиентов — наша команда станет способна реализовывать еще более сложные, технологичные, комплексные интеграционные проекты практически под любую платформу. Это открывает выход на новые рынки.
Мы с Сергеем Полуэктовым будем делать упор на сильные качества нашей компании с двух сторон. Сергей — со стороны коллектива, инженерной культуры и технологических знаний, а я — со стороны позиционирования, развития бренда и коммуникаций. Наша совместная задача сделать так, чтобы компания занимала лидирующие позиции как аутсорс-продакшн, а в восприятии наших клиентов, коллектива и рынка было однозначное понимание, что наша компания обладает технологиями и компетенциями, необходимыми для выполнения задачи любого уровня сложности.
Мы в AGIMA ясно видим, куда и за счет чего мы движемся вперед. У каждой стратегии есть этапы. Первый этап выхода на мобильный рынок удался. Спасибо нашим партнерам Владу и Сергею и всей их команде разработки в Ульяновске за это. Мы продолжаем плотно сотрудничать по нашим проектам и продолжим впредь. Мы дали друг другу чуть больше свободы, и я уверен — у ребят все получится.
Мы же концентрируемся на втором этапе. Мы усиливаем компетенции в нашем офисе в Москве и продолжаем наращивать штат во всех уголках нашей страны.
Александр Богданов
AGIMA, генеральный директор, партнер
Все эти процессы по слияниям и разделениям компаний говорят о некотором уровне зрелости рынка. У нас в Redmadrobot есть выделенная M&A-команда, так как мы постоянно находимся в процессе присоединения новых компаний к «семье». Сейчас у нас шесть филиалов и дочерних компаний в разных городах, в 2017 году мы присоединили три новые, одну отсоединили и одну продали. Так что мне понятны многие сложности работы с партнерами.
Разделение компаний на «агентства» и «продакшны» актуально скорее для рынка веб-разработки или рекламного. Мы не относим себя ни к одному из этих типов — мы считаем, что для того, чтобы быть настоящим партнером для клиента, нужно обязательно уметь отлично делать работу в собственном производстве. На рынке, где работы больше, чем работников, это является преимуществом.
Крупные заказчики, у которых очень много digital-проектов, страдают от нехватки ресурсов. Многим из них не удается построить внутреннюю практику, и они заказывают работы у компаний-разработчиков. Но некоторые вполне справляются с продуктовым управлением и нуждаются лишь в квалифицированных руках на аутстаффе. И поэтому я полагаю, что у MediaSoft все будет хорошо — у них есть работники. Найти заказчиков не составит большого труда. А вот AGIMA придется непросто — построить практику мобильной разработки с нуля очень сложно и займет не один год до выхода на приличный уровень зрелости.
Максим Десятых
Redmadrobot, креативный директор, партнер
Наверное, у каждого руководителя студии есть здравое желание расти сразу во все стороны: в качество, в сервис, в эффективность. К сожалению, эти направления требуют разных компетенций, каждое из них заставляет жертвовать другими. Фокус на качестве скажется на эффективности, концентрация на эффективности — уронит сервис.
Чтобы компанию не разрывало на части, необходимо понять свои сильные и слабые стороны, понять, что нужно рынку. От этого уже должна строиться политика найма, финансовые потоки, решение спорных ситуаций и в целом вся жизнь компании. Позиционирование необходимо, но внутри компании оно должно быть единым. Дихотомия, когда одна часть компании работает как агентство, а вторая — как продакшн или конвейер, может привести к недопониманию на всех уровнях.
Если ребята по-разному смотрели на процессы и не смогли договориться, разделение выглядит понятным шагом.
Мне кажется, за время работы под единым брендом обе компании решили важнейшую задачу — заявили о себе как о сильном игроке на мобильном рынке, получили качественное портфолио и опыт. Наработанное портфолио, вероятнее всего, будет использовано обеими компаниями для дальнейшего развития, и это здорово.
Тем не менее AGIMA, на мой взгляд, больше теряет от разделения. Сформировать крутую команду, способную вести проекты топового уровня, занимает годы работы. Но, думаю, менеджмент агентства справится с ситуацией, и это сильно не отразится на показателях.
Медиасофту предстоит заниматься в первую очередь продажами. Эта задача также вполне решаема.
Удачи обеим компаниям!
Дмитрий Костин
Touch Instinct, CEO, партнер
Мне очень нравится, что коллеги наконец осознали свои сильные стороны и начали копать в этом направлении. Смешивание бизнес-моделей кажется интересным, но на практике всегда приводит к проблемам. Так и тут: у производственной компании с большим количеством профильным специалистов всегда должна быть серьезная загрузка и минимум переключений между проектами, а у агентства большое количество параллельных проектов и короткие сроки — это норма бизнеса.
С MediaSoft я работал, еще когда рулил ГАЛС СОФТ. Например, с их помощью мы работали над приложениями для «Моего дела» и «Связного Трэвел». В проект гораздо спокойнее заходить, когда ты уверен, что будут специалисты, которые смогут реализовать то, что ты спроектировал.
Поэтому я уверен, что у коллег начинается не менее продуктивный период в бизнесе, чем был при совместной работе с AGIMA. Многим компаниям на рынке нужен сильный производственный тыл. Главное, чтобы Влад и Сергей не забывали основ своей бизнес-модели и продолжали быть столь же избирательны при выборе новых проектов. Все-таки разработка ПО — это рынок, на котором подрядчики выбирают клиентов, а не наоборот.
Вадим Митякин
Бюро Митякина, основатель
В результате очередной операции по реструктуризации широко известной в узких кругах ульяновской компании мы рискуем получить одного из крупнейших по кадровому составу разработчиков на digital-рынке, а в мобильном сегменте — крупнейшего. Невзирая на демонстративное отстранение ребят от позиционирования агентства, очень советую им вплотную заняться клиентским сервисом и коммуникацией — «руки» важны, но без правильного «интерфейса» ими очень сложно воспользоваться, и это будет не очень маржинальным бизнесом.
Но куда интереснее понаблюдать, что AGIMA будет делать с уже завоеванными успехами и признанием в этой сфере, сможет ли развести сервисы и клиентов с MediaSoft Mobile, или мы увидим причудливые бои за одно поле.
Алексей Раменский
Тэглайн, главный редактор, партнер
© vc.ru