Барражирующие боеприпасы: что это такое
Обсудить 0
Преимущества военных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) хорошо известны: они малозаметны, их сложнее сбить, их использование не подвергает опасности жизнь высококлассного специалиста, коим безусловно является пилот ВВС. БПЛА применяются в основном для разведки, но есть, как известно, и модели с ударными функциями (типа Predator) — с их помощью вооруженные силы США наносят высокоточные удары ракетами и ликвидируют (в основном в Афганистане и Пакистане) представителей противостоящих формирований.
Хоть в Predator и нет пилота, но потерять машину стоимостью $4 млн было бы, конечно, жалко. Однако существуют ведь беспилотники и поменьше и подешевле. Да и развитие индустрии производства БПЛА в целом постепенно приводит к снижению стоимости как планера, так и систем управления и наблюдения. В общем, наступило такое время, когда идея одноразового ударного беспилотника, фактически синтеза разведывательного самолета, бомбардировщика и бомбы, стала овладевать умами конструкторов и военных.
Ястреб и мышь
То, что демонстрируется на испытаниях, поначалу очень похоже на соревнования авиамоделистов. Человек держит в руках небольшой летательный аппарат с размахом крыла, едва ли достигающим метра, а затем резко запускает «птичку» в небо. Мы видим, как толкающий винт быстро уносит аппарат в высоту. Потом оператор берет в руки станцию управления, имеющую вид планшетного компьютера, и рассматривает на экране изображение, получаемое камерой беспилотника. Аппарат никуда не спешит, он может кружить над местностью до получаса, осматривая дома, поля и дороги, пока оператор не укажет стилусом на цель.
Тогда, подобно ястребу, ныряющему с небес на зазевавшуюся мышь, беспилотник резко спикирует на автомобиль и с характерным хлопком сожжет все, что находится внутри салона. Самолетик весит около 3 кг, поэтому разместить на борту заряд, аналогичный, скажем, артиллерийскому снаряду, не получится. Однако эквивалент заряда ручной гранаты или минометной мины небольшого калибра — вполне реально.
Надо, однако, понимать, что для точечного удара по небольшому объекту (например, по машине с террористами или штабному автомобилю противника) такой мощности вполне хватит, особенно если учесть, что оператор имеет все возможности правильно распознать цель и точно навести на нее снаряд. БПЛА-самоубийца компактен, его крылья складываются (по всей видимости, за счет использования гибких элементов из углепластика), а запуск можно осуществлять прямо из металлического тубуса.
Создаваемый компанией Raytheon на платформе БПЛА KillerBee барражирующий боеприпас способен нести до 14 кг боевого заряда и работать в «стае», объединенной компьютерной сетью.
Подспорье в перестрелке
Вышеописанное оружие имеет название T-RAM (Tactical Remote Aerial Munition), что можно перевести как «тактический дистанционно управляемый воздушный снаряд». Система разработана компанией Textron Defense Systems по заказу ВВС США, которые намерены оснащать этим барражирующим боеприпасом сверхлегкого класса свои полевые подразделения, выполняющие спецоперации.
Однако подобные аппараты вполне могут использоваться не только в тайных диверсионно-разведывательных операциях, но и во вполне стандартных боевых ситуациях. Компания AeroVironment, получившая от Пентагона контракт в общей сложности на $10 млн на производство и поставку миниатюрного барражирующего боеприпаса Switchblade, считает, что ее продукт даст американским солдатам «возможность защищать себя с филигранной точностью и при минимальных нежелательных сопутствующих потерях».
Принятие на вооружение вооруженными силами Великобритании боеприпаса FireShadow обеспечит высокоточное поражение приоритетных целей в сложных тактических сценариях.
Сценарий применения Switchblade рисуется компанией-производителем примерно так. Бронированный автомобиль с американскими военными подвергается нападению из засады. Противник ведет огонь с окружающих холмов: позиция выгодная, обнаружить стреляющих трудно. Пока часть экипажа машины, спрятавшись за ней, отстреливается, один из солдат достает из рюкзака трубу, похожую на маленький миномет, устанавливает ее на опоры и производит пуск. Снаряд, похожий на маленькую крылатую ракету, однако движимый вперед тянущим винтом (имеет привод от электромотора), поднимается над холмами.
С помощью изображения, поступающего на дисплей, солдат-оператор наводит снаряд на цель и уничтожает ведущего огонь. Остальные боевики спасаются бегством и залезают в оставленный неподалеку внедорожник. Но в воздухе уже второй Switchblade — он выслеживает и подрывает автомобиль противника.
Вес «малютки» — всего 1 кг, скорость полета — 60 км/ч, время нахождения в воздухе 20−40 минут. И пусть эти параметры не сильно поражают воображение, надо понимать, что даже такой легкий и не очень мощный боеприпас являет собой весьма «умное», а потому опасное оружие. Маленькие размеры и малошумящий электромотор затрудняют обнаружение аппарата, особенно в шуме боя. Более того, Switchblade способен приближаться к цели с выключенным двигателем, в режиме планирования, что делает его по‑настоящему «бесшумным убийцей».
Выпущенный в полет Switchblade не имеет столь же определенной судьбы, как снаряд или мина. Пока он барражирует в небе (в управляемом с земли или полностью роботизированном режиме), оператор может выбрать другую цель или даже отменить миссию, что позволяет не тратить снаряд вхолостую и избежать случайных жертв среди мирного населения.
Мечта артиллериста
Надо сказать, что нарождающийся класс барражирующих боеприпасов отнюдь не исчерпывается миниатюрными аппаратами с небольшими зарядами и тактическими дальностями. Есть снаряды и посерьезнее. Один из них разработан британской компанией MBDA в интересах ВС Соединенного Королевства и носит название FireShadow («Огненная тень»). В марте прошлого года компания начала поставки боеприпаса британской армии, однако где, как и когда будут развернуты эти средства, пока неизвестно.
Указывается, что FireShadow имеет массу до 200 кг, то есть это уже не портативный формат. О массе БЧ сведений нет, однако можно предположить, что по мощности заряда боеприпас сопоставим по крайней мере с артиллерийским снарядом. FireShadow запускается из обычного ракетного контейнера с любого транспортного средства.
Беспилотные летательные аппараты, выполняя разведывательные и ударные функции, не подвергают при этом риску жизнь пилотов. Барражирующие боеприпасы на платформах БПЛА позволяют сберечь жизни возможных случайных жертв «точечного» удара среди мирного населения. У оператора есть шанс исправить ошибку, изменив цель или отменив задачу. Гибрид бомбы и БПЛА (на фото) — израильский аппарат Harop — вызвал большой интерес у военных разных стран мира. О закупке этого боеприпаса объявила Индия, среди возможных покупателей также называют Турцию. Германия намерена построить на базе Harop разведывательно-ударную систему с использованием опционально пилотируемого самолета.
При запуске используется реактивный ускоритель, однако он отбрасывается, и в полете в качестве движителя используется толкающий винт. После этого БПЛА может отправиться к заданной точке (операционный радиус — 100 км) и там, на высотах до 4500 м, в течение шести часов барражировать в небе со скоростью до 300 км/ч, ожидая команды на атаку. Если аппарату уже назначен объект, но команды еще не последовало, снаряд захватывает цель и начинает выписывать над ней круги, будто заправский пернатый хищник. Фактически FireShadow заменяет собой одновременно как артиллерийский снаряд или ракету, так и средства воздушной разведки, необходимые для точного наведения на цель.
Как и в случае с компактными барражирующими боеприпасами, производители указывают на значительно более низкую вероятность нежелательных разрушений и потерь среди мирного населения. Даже если в течение шести часов аппарату дел не найдется или миссия будет отменена, FireShadow самоликвидируется в воздухе, прежде чем закончится топливо. Аппарат создан в рамках программы министерства обороны Великобритании Indirect Fire Precision Attack («Точный удар по целям вне непосредственной видимости»).
Одна из последних новинок — барражирующий боеприпас Textron T-RAM — адресован спецподразделениям, проводящим «точечную» ликвидацию личного состава и небольших объектов противника. Установленная на снаряде камера, передающая картинку на пульт оператора, дает возможность выследить цель и дать команду на ее уничтожение.
Таким образом английские военные пытаются найти некую альтернативу дальнобойной артиллерии, которая в условиях конфликтов малой интенсивности имеет недостаточную точность и слишком дорога и хлопотна в транспортировке и обслуживании. Заявленная же точность попадания для снаряда FireShadow составляет всего 1 м. Благодаря установленной на снаряде системе сенсоров оружие может действовать бесперебойно день и ночь.
По поражающей силе с FireShadow может сравниться израильский барражирующий боеприпас Harop производства Israel Aerospace Industry. Вес его боевой части весьма внушителен — 23 кг. При высокой точности попадания, характерной для этого типа оружия, снаряд может причинять объектам противника серьезный ущерб. Операционный радиус боеприпаса — до 1000 км, скорость — 182 км/ч.
Этот совсем маленький беспилотный аппарат — глаза и карающий меч солдат, попавших в засаду. Switchblade умещается в воинский рюкзак, готовится к запуску в считанные секунды, дает возможность легко обнаружить противника, скрывшегося за строениями или складками рельефа, и нанести точный убийственный удар.
Предшественником Harop стал другой БПЛА-самоубийца — Harpy. Но тот отличался меньшими размерами и был предназначен для атаки на радиолокационные станции противника. Harpy — полностью автономный и самонаводящийся, а вот Harop может управляться оператором. Снаряд использует установленную в носовой части турель с оптико-электронными и инфракрасными датчиками для обнаружения цели и ретрансляции формируемых видеоизображений на станцию управления.
После осуществления целеуказания Harop может атаковать цель по нескольким профилям — от резкого пикирования до подлета по пологой траектории. Предусмотрена возможность работы нескольких аппаратов «в связке» — например, один наносит удар, другой работает по оценке ущерба и, если надо, добивает цель.
Пилота не возьмем
Разумеется, барражирующие боеприпасы типа FireShadow и Harop вполне вписываются в современную концепцию «сетецентрической» войны и могут работать во взаимодействии с другими типами вооружений, большой авиацией и разведывательными БПЛА. Самым, пожалуй, интересным примером такой связки можно считать немецкий проект WABEP (немецкая аббревиатура, расшифровывающаяся как «Система удаленного поражения индивидуальных и точечных целей»).
Суть проекта в том, что на борту небольшого самолета размещается разведывательный модуль KZO производства Rheinmetall Defense и барражирующий боеприпас Harop. Места вполне хватит, так как в качестве базовой платформы Rheinmetall намерен использовать опционально пилотируемый (то есть умеющий летать как с пилотом, так и без) двухмоторный поршневой самолет, сделанный на основе четырехместной машины австрийского производства DA42 Twin Star.
Работа этого беспилотного комплекса строится на взаимодействии двух модулей: разведывательный модуль KZO обнаруживает объекты на местности, затем Harop обрабатывает полученные данные и сообщает на контрольную станцию о готовности поразить цель. В случае необходимости миссию легко можно отменить. Если KZO не обнаружит никаких достойных внимания целей, то пуск беспилотного снаряда просто не будет произведен, и он вернется на базу в целости и сохранности. Вот только назвать систему KZO-Harop малозаметной затруднительно — правда, для решения поставленных перед нею задач это не так важно.
Развитие систем вооружения на основе барражирующих боеприпасов — это еще один шаг к войне «умной», дистанционной, высокоточной. БПЛА-самоубийцы вполне отвечают характеру большинства современных конфликтов, в которых нет места массированным артобстрелам и сплошным линиям фронта, зато ключевыми факторами являются связь, взаимодействие, управление. Для точечного разрушения инфраструктуры управления барражирующие боеприпасы весьма перспективны.
Кроме того, низкий «попутный ущерб» (английский термин collateral damage), уменьшение числа случайных жертв среди мирного населения при точечных ударах, дает обладателю этих «тихих убийц» важное психологическое преимущество. Ну, а о том, что управление новыми видами оружия все больше напоминает игру-«стрелялку» на компьютере, говорилось уже не раз. Последствия этого предсказать сложно.