Рынок ИТ начинает выходить из кризиса

Автор: Ирина Гусева, генеральный директор рекрутинговой компании Logic Operation

Ирина Гусева, компания Logic OperationРынок меняется, и персонал ИТ-компаний по-разному дает оценку этим изменениям. Одни говорят: "ИТ-рынок оживает", во всех деталях описывая положительные метаморфозы в этом секторе. Другие, как это обычно бывает, возражают, приводя свою статистику по убывающему тренду.

Те менеджеры, которые работали с крупными розничными сетями, с госзаказчиками или нефтегазовыми сегментами рынка, подсчитав свои квартальные бонусы, пришли к выводу, что кризис их вообще не коснулся, как и менеджеров по международным продажам. Но всегда будут те, кто работает с заказчиками поменьше - со средним и малым бизнесом. С ними и шел диалог на тему рынка, бюджетов и прогнозов на будущее.

Бюджетирование

В 2009 году заказчики избегали каких-либо серьезных инвестиций в информационные технологии, откладывая "на потом" серьезные проекты.

Оптимисты скажут, что "вливание" в ИТ-сферу у заказчиков потихоньку возвращается к докризисному уровню. Конечно, заказчики стали более внимательно относиться к тому, на что тратят деньги. Нецелесообразных по стоимости проектов почти не осталось, ужесточились и требования к закупаемым услугам для понимания полученных выгод от проекта. Пессимисты же начнут рассказывать про забастовки в Европе и наличие дефицита товара.

Рынок труда

Времена, когда работники боялись сокращения, прошли. Снова сотрудники не боятся менять работу, а требования к работодателям возрастают. Компании в свою очередь, пользуясь по инерции переизбытком рабочей силы, нанимают на работу тех, кто был сокращен в самый разгар кризиса, тех, кого еще вчера называли "балластом", который тянет всех на дно. А сегодня, что интересно, им делают предложения и рассказывают о заманчивых перспективах.

Не повышая заработной платы "внутренним" сотрудникам, компании продолжают переманивать новых от своих конкурентов, предлагая более выгодные условия.

Оптимисты рассказывают о восстановлении заработных плат до докризисной отметки, не боясь того, что соотношение фиксированной и бонусной частей изменилось не в пользу первой. Пессимисты отмечают небольшие "фиксы", акцентируя внимание на бонусах, которые вовсе невозможно получить. "Люди сейчас дешевы, - говорят они, - работать надо больше, получая за это меньше".

Прогнозы на будущее

Пессимисты говорят о совсем нерадужных перспективах - о малом количестве интересных вакансий, высоких требованиях, об экономиках США и Китая.

Оптимисты приводят удачные примеры, когда менеджеры, сменив работу в период падения рынка, только выиграли и довольны на 100%. "Любое оборудование требует модернизации и даже выходит из строя, для всего этого нужны серьезные инвестиции, - говорят они, - а продать новое - это наша работа".

Что остается в сухом остатке? Извечная борьба оптимистов и пессимистов, спорящих о наполовину полном или наполовину пустом стакане.

Каждый, кто не поддался декадентским взглядам, пережил кризис с достоинством и по-своему правильно. Одни "отсиделись" в своей компании, прошли через уменьшение заработной платы и понижение в должности и, как следствие, остались слепыми к новым трендам на рынке. Другие ошибались, изобретали велосипед, находя альтернативные пути продаж, боролись с ветряными мельницами, доказывая себе и всем неизбежность скорых положительных перемен.

Однако, именно вторые будут развиваться опережающими темпами, именно за них работодатели готовы будут бороться. Именно они не скажут: два года прошло впустую - я не работал, а существовал.

©  @Astera