Лекция «Священные грибы: часть 1» Комментарий лектора
С самых древних времен люди стремились к тому, что в современном обществе называется расширением сознания. Целители, воины, шаманы и жрецы, проводящие сакральные ритуалы, издревле использовали психоактивные вещества, энтеогены, чтобы вступить в контакт с миром божеств и духов и получить от них помощь. Целый ряд животных, растений и грибов играли существенную ритуальную роль в самых разных регионах Земного шара, в том числе, в силу присутствия в них химических соединений, изменяющих сознание человека.
Далее речь пойдет о грибах — организмах, используемых в ритуалах и имеющих статус священных во многих культурах, не связанных между собой напрямую. Известно крайне мало примеров человеческих цивилизаций, полностью «равнодушных» к грибам. Так почему же этим малозаметным организмам, куда менее «очевидным» для человека, чем животные и растения, достались столь различные амплуа: от священной «плоти богов» до «порождений дьявола»? Скрытая от взгляда и потому загадочная жизнь грибов, их необычайно быстрое появление и исчезновение вместе с необычной формой, окраской и влиянием на психику человека — все это обусловливало интерес к ним в разные эпохи и в различных регионах нашей планеты, что отражено в многочисленных текстах и предметах искусства. Петроглифы Чукотки и Британии, наскальная живопись плато Тассили в Алжире, «грибные камни» Индии и Перу, «грибные колонны» Древнего Египта, мифы северных народов России и индейцев Северной Америки, а также народов Африки — это только малая часть примеров упоминания грибов в фольклоре и изобразительном искусстве разных стран и континентов. А человеку свойственно увековечивать именно то, что оказывало серьезное влияние на его быт и духовную жизнь. Читать далее
Ритуалы целителей американских индейцев, камлания шаманов Севера, вхождение в боевое исступление викингов Скандинавии и воинов Океании включали употребление грибов. Священный теонанакатль, «плоть богов», индейцев Центральной и Южной Америки, напиток бессмертия сома (хаома) древних индоевропейцев-ариев — самые известные, но далеко не единственные энтеогены грибного происхождения, оказавшие значительное влияние на развитие целого ряда мировых культур. Если добавить к этому роль дрожжей — первого представителя грибов, «одомашненного» человеком примерно девять тысячелетий назад, и вспомнить воистину мировое значение процесса брожения, станет очевидно, что человеческая цивилизация не обходилась без грибов ни на одном из этапов своего существования. Традиция приготовления хмельных напитков на основе дрожжей, конечно, повлекла за собой возникновение прискорбного порока пьянства, но изначально их употребление являлось сакральным ритуалом, отголоски которого можно обнаружить в мифологии и фольклоре многих народов.
Даже мировые религии не избегли «грибного» влияния. Изображения, более всего напоминающие грибы, нередко встречаются на барельефах в индуистских и буддийских храмах. Идея возникновения христианства из более древних культов, включающих употребление энтеогенов грибного происхождения, представляется вам чрезмерно экстравагантной? Не только вам. Когда в 1970 году английский археолог Джон Аллегро впервые опубликовал свою книгу «Священный гриб и крест», она вызвала бурю отрицательных эмоций как у священнослужителей, так и у мирян. Аллегро, что называется, «проснулся знаменитым», но его карьере серьезного ученого настал конец. Тем не менее, в 2009 году его скандально известная книга увидела свет уже в виде 40-го издания. Конечно, доказательная база Аллегро не является безупречной, даже по нестрогим меркам, но каким образом можно объяснить столь часто встречающийся мотив красного мухомора на фресках и витражах в средневековых европейских церквях? Современник Аллегро, Теренс Маккенна, выдвинул свою еще более провокационную теорию эволюции человека, связанную, опять же, с энтеогенами. Так труд или гриб сделали из обезьяны человека? Об этом и многом другом пойдет речь на лекции.