Карманный киберспорт: разбор мобильной MOBA-игры Brawl Stars от Supercell
Обзор от креативного продюсера Game Insight Ильи Еремеева.
В начале июня Supercell запустила в Канаде софт-лонч своей новой игры Brawl Stars, сопровождавшийся стримом от разработчиков. Креативный продюсер компании Game Insight Илья Еремеев разобрался в проекте и выделил его плюсы и минусы.
Жанр
Brawl Stars называют MOBA, «Overwatch c видом сверху» и просто «браулером». Каждое из этих определений верно и описывает игру с разных сторон.
На первый взгляд Brawl Stars продолжает развитие идеи мобильных MOBA-игр: по три персонажа с каждой стороны, короткие сессии по 2,5 минуты, и 15 героев, каждый со своими особенностями и суперспособностями.
Есть и серьёзные отличия. У героев не выражены роли и, как следствие, не развита синергия и комбинации между ними. Предлагаемые режимы игры оригинальны и далеки от классических для жанра. Да и ощущения от геймплея больше напоминают Overwatch, чем DotA 2 или League of Legends.
Геймплей
В первую очередь игра адаптирована под телефоны и вертикально ориентирована.
Геймплей максимально упрощён. Во время матча у героев нет развития, выбора перков, покупки экипировки, точек интереса и прочего, что отвлекало бы от главной и единственной цели — выполнения условий победы в режиме.
У каждого персонажа есть запас здоровья и три заряда атаки. Каждая атака тратит один заряд, и он уходит на кулдаун. Приходится рассчитывать силы и не выпускать «обойму» в пустоту, чтобы не оказаться без оружия посреди схватки.
Некоторые компании отходят от фокуса на core-механиках и сосредотачиваются на мете, а Supercell делают ставку на геймплей. Brawl Stars — игра быстрая и ориентированная на навыки. Успех зависит от рефлексов, знания карты и микроконтроля. Важна каждая миллисекунда и каждый градус направления выстрела.
Людям, не готовым первое время страдать и учиться, тут придётся несладко.
Кроме того, это командная игра, и успех (а главное — рейтинг) зависит от союзников. Что будет причиной серьёзных споров. Хорошо, что в игре нет чата.
Хотелось бы отдельно отметить карты. На них нет линий атаки, они асимметричны, состоят из блоков и кустов, в которых игроки прячутся от врагов. Часть блоков разрушается суперспособностями.
В игре две схемы управления:
- Джойстик для перемещения и тап по цели для атаки.
- Тап в точку для перемещения и свайп в сторону цели для атаки.
Обе одинаково ужасны: игра плохо обрабатывает неизбежные двойные тапы, целиться свайпами сложно, пальцы закрывают экран, в итоге часть времени борешься с игрой, а не с противниками. Негативное впечатление усиливают сильные лаги, из-за которых в час пик играть невозможно — канадские сервера далеко от нас, а игра такого жанра чувствительна к пингу.
Неудобное управление — одна из главных проблем игры.
Режимы
Ивенты и режимы игры — одно из наиболее интересных и свежих решений проекта. По мере прогресса и разблокировки новых героев (за трех, пятерых и восьмерых персонажей соответственно) игроку становятся доступны четыре слота ивентов. Ивент — это сочетание режима и карты. На него отводится несколько часов и назначается награда за участие. Первый слот — 80 монет, второй — 40, третий — 12 и четвёртый — 20 монет и удвоенный опыт.
Награда выдается за участие, победу, получение героем нового уровня и статуса самого результативного игрока матча — Star Player. При лимите награды можно продолжать играть в режим, но больше ресурсов не добыть. В игре четыре режима и по три карты для каждого из них.
Bounty
Вариация на тему Team Deathmatch. Отличие в том, что с каждым убийством игрок получает «звёздочку» и награда за его голову становится выше. Убивая врага с большим количеством звёзд, приносишь команде больше очков. Побеждает команда, набравшая больше звёзд к концу матча. Это вносит дополнительную динамику и остроту в стандартный режим, и, хотя и добавляет элемент случайности, но делает матчи богаче на драматические ситуации.
Smash & Grab
Сражаются две команды. В центре карты находится шахта, которая на протяжении всего матча раз в пять-шесть секунд выбрасывает по кристаллу.
Кристалл может подобрать любой игрок. Над головой персонажа указано, сколько кристаллов он несёт. При смерти персонаж выбрасывает накопленные кристаллы, и их могут подобрать как противники, так и союзники.
При наборе одной из команд более 10 кристаллов начинается обратный отсчёт, если команда удерживает первенство в течение 15 секунд, она побеждает.
Этот режим ещё драматичнее и непредсказуемее, преимущество постоянно переходит от одной команды к другой, что к концу матча доводит напряжение до максимума.
Heist
Режим, наиболее близкий к классическим MOBA, только игра идёт «в одни ворота».
Первая команда атакует сейф на базе врага, а вторая защищает. Если атакующим удалось разрушить сейф за отведённое время — они побеждают, не удалось — побеждают защитники. В какую команду попадёшь — решается случайно.
Из-за асимметричности Heist считается самым несбалансированным режимом в игре и вызывает споры в комьюнити.
Showdown
Да, в Brawl Stars есть свой Battle Royale — ультрапопулярный жанр больших игр, рвущийся в мобильные. Кроме того, это единственный некомандный режим в игре.
10 героев, ящики с бустерами атаки и здоровья на карте и сужающееся кольцо ядовитого газа, сгоняющего выживших к центру карты. Чем дольше остался в живых — тем выше награда. Последний получает прибавку к особой графе в профиле.
Герои
15 героев и четыре редкости. Есть как классические архетипы — например, девочка, вызывающая огромного медведя, — так и оригинальные, вроде мексиканского скелета-гитариста. У каждого героя свой запас здоровья, суперспособность, сектор и дальность атаки.
Это всё, чем они отличаются. Но есть нюансы. Герои способны разрушать блоки на карте, кидать бомбы через препятствия, ставить турели, а кто-то лечит напарников. Но назвать это классами или ролями в полной мере нельзя. В первую очередь персонажей определяет дистанция — ближний, средний и дальний бой.
В этом ещё одно слабое место игры. В отличие от Clash Royale и других MOBA, в Brawl Stars нет комбинаций и контркомбинаций, нет стратегии, глубины.
Метагеймплей
За победу в матче герой получает очки рейтинга и повышает ранг при достижении порога. В случае проигрыша герой теряет рейтинг, но ниже текущего ранга упасть не может. Рейтинг игрока складывается из суммарного рейтинга всех его героев.
Заработанное в ивентах золото тратится на сундуки, из которых выпадают герои или эликсир для повышения параметров персонажа. Если достался герой-дубликат, он будет сконвертирован в фишку, аналог звёздной пыли из Hearthstone. За фишки покупаются ещё не полученные герои.
Но оцените масштаб: одна победа приносит в среднем 10 монет, сундук стоит $100. Фишка выдаётся, если выпал уже имеющийся герой — редкие герои стоят по 70 фишек, а эпические по 600. Гриндить на эпического героя придётся почти месяц чистого времени.
Каждая победа, повышение ранга героя и прочие достижения приносят опыт аккаунту игрока, с которым ничего не связано — это просто числовое выражение прогресса.
Монетизация
За кристаллы, которые получаются только через внутриигровые покупки, можно купить сундуки с героями, бустеры, повышающие доход монеток и скины для героев.
Тут ещё одна проблема. В момент, когда игрок откроет редких героев, покупки перестанут приносить ощутимый прогресс. Максимальный пак на 100 долларов даст в лучшем случае 125 фишек из необходимых 600 или некоторое количество эликсира — игрок может вообще не почувствовать улучшений от покупки. Ситуация знакома мне на опыте и не вдохновляет.
Киберспорт и стриминг
Релизный стрим и формат игры говорят о возобновлении интереса Supercell к киберспорту, поугасшего в прошлом году. В этом плане у игры есть перспективы. В ней присутствует важный киберспортивный элемент: дизайн карт, целей и механик ведёт к концентрации на одной точке, как на мяче в футболе. Именно на неё будет направлена камера наблюдателя, комментатора и зрителя. Такие матчи будет интересно смотреть, а значит — выгодно и стримить. Уверен, что киберспортивная и стриминговая функциональность Brawl Stars будет развиваться.
Рейтинг и обратная связь
Несмотря на проблемы, у игры высокие оценки и она уже возглавила канадский App Store в категории бесплатных игр. Топ жалоб — неудобное управление, глупые союзники, недостаток контента и, конечно, баланс.
Но игроки позитивно воспринимают игру. Правда, это не всегда сопутствует финансовому успеху. При такой медиаподдержке и ажиотаже (а значит — внушительном трафике) Brawl Stars едва покорила канадский топ-10 Grossing. Clash Royale первую неделю держался на первом месте в обоих чартах.
Социальность
Конечно, в игре есть кланы и чаты. И в них нет ничего необычного. Кроме одной фишки — игрок создает группу и кидает в клан приглашение. Если группа для боя соберется, игроки будут попадать в одну команду, что повысит скоординированность действий и шансы на победу.
Кроме групп есть функция приватных комнат, код которых можно послать друзьям и сражаться в уютной lan-party всю ночь напролёт.
Конечно, есть и стандартные рейтинги игроков и кланов — глобальный и локальные. Из интересного — рейтинги по героям, чтобы все знали, что ваш скелет Пого — самый крутой в мире. На этом всё, больше социальных фич в игре нет.
Мировой релиз
В этом главная интрига: будет ли Supercell выпускать Brawl Stars в мировой релиз или закроет, как Spooky Pop.
В этом случае я поддержу мнение о вероятном закрытии игры. Игра замечательная, весёлая, оригинальная, свежая. Есть ощущение, что это не уровень Supercell. Во всём, начиная от не таких цельных, лёгких, продуманных интерфейсов, неопределённости в UX-решениях и управлении, и заканчивая плоской, неочевидной монетизацией и общей пустотой, которой не ощущалось на старте хитов от Supercell.
Буду рад ошибиться и увидеть эволюцию и взлёт Brawl Stars в мировых топах.
© vc.ru