Играть не вредно: как компьютерные игры помогают учиться не только детям
Чаще всего ученые пытаются проверить, как игры влияют на способности к чтению. Ведь кажется, что именно игры заменяют подросткам чтение, тем более, что в самих играх кроме квестов людям не приходится много читать. Ученые из Кардиффского университета проверили 200 000 старшеклассников и студентов, которыхразделили натри группы:
- не играют в компьютерныеигры вообще
- играют одни
- играют в многопользовательские игры
Они использовали данные PISA, международной проверочной работы, чтобы оценить навыки чтения и математические способности. Те, кто играл в многопользовательские игры каждый день, имели более низкие показатели чтения, чем все остальные. Позже данные этого исследования были проверены несколько раз, и ученые вновьприходили к подобным результатам. Также было обнаружено, что те, кто играл в однопользовательские игры, справлялся с учебными заданиями быстрее, чем те, кто не играл вообще. Возможно, что те, кто играет в однопользовательские игры, должны больше сосредотачиваться на сюжете и ходе игры, их не отвлекают сокомандники, им нужно больше читать, а не слушать крики в наушниках.
Исследователи из Университета Флориды проверяли, насколько отличается успеваемость у тех, кто играет в обучающие игры, например, Math Blaster, и в обычные экшн-игры. Во-первых, оказалось, что у тех, кто играет в экшн-игры, балл за успеваемость ниже, чем у других детей. Во-вторых, оказалось, что у тех, кто играл в обучающие игры улучшается рабочая память и скорость обработки данных. Однако ученые считают, что эти навыки могут быть специфическими — то есть они связаны только с играми и их сложно перенести в другие сферы жизни.
Другие исследования показали, что и экшн-игры имеют положительный эффект. Например, те, кто каждый день играет в шутеры, улучшают устойчивость и избирательность внимания. Похоже это связано с тем, что игроку нужно обращать внимание на всех врагов, которые появляются перед ним и он должен уметь сосредотачиваться на враге, не отвлекаясь на другие раздражители.
Это было очевидно и до исследований — в стратегии, шутеры и симуляторы играют люди с разным складом ума, но сейчас это доказано фактами. В исследовании 2013 года было показано, что у игроков в шутеры сильнее развито пространственное мышление, причем на уровне тех, кто проходил специальные курсы. У ученых были планы включать видеоигры в учебную программу архитекторов и инженеров, но пока неизвестно, реализовались ли они.
В другом исследовании 2013 года было обнаружено, что у играющих в стратегические и ролевые игры больше развиты рефлексивное мышление и общие познавательные способности, как чтение, поиск информации, запоминание терминов.
Вполне возможно, что в образовательные программы стоит включать, по крайней мере, обучающие игры, и ставить их в самом начале обучения. Исследования показали, что студенты, игравшие в математическую видеоигру FactorReactor, демонстрировали повышенную мотивацию к обучению. Им хотелось сильнее разобраться в математике, они записывались на дополнительные занятия, лучше готовились к занятиям, чем те, кто в начале курса не играл в видеоигру. Возможно, это связано с тем, что в играх проще вовлечься в то, что происходит, легче заинтересоваться темой и почувствовать связь между заданием и наградой.
Нейробиологи из Калифорнийского университета проводили комплексные исследования когнитивных способностей людей от 60 до 85 лет. Часть из них играла в видеоигры каждые три дня по часу в течение месяца: они улучшили рабочую память и устойчивость внимания. Эти навыки сохранялись даже через полгода после обучения.
Также обнаружилось, что для развития памяти лучше подходят 3D-игры. Ученые сравнивали между собой пожилых людей, играющих в 3D-игры, 2D-игры и не играющих вообще. За месяц занятий, у тех, кто играл в 3D-игры, память улучшилась на 12 процентов — на столько же она снижается в возрасте от 40 до 75 лет.
Поскольку изначально ученые ставили гипотезы о том, что из-за видеоигр снижаются навыки чтения, для них было откровением, что видеоигры могут помочь детям и с дислексией. Исследования среди десятилетних ребят показали, что специальный 12-часовой курс с использованием видеоигры помог им лучше, чем классический годовой курс по развитию навыков чтения. Результаты оказались настолько впечатляющими, что для лечения дислексии были созданы обучающие программы с использованием видеоигр. Причем ребята улучшили одновременно точность и скорость чтения, то есть могли читать быстро не допуская ошибок.
Материал подготовлен совместно с онлайн-школой Кодабра