Грузовые корабли в океане вызывают грозы с молниями
Когда Джоэл Торнтон из университета Вашингтона в Сиэтле вместе с коллегами взглянул на данные по количеству ударов молний между 2005 и 2016 годами, он заметил, что гораздо больше молний было зафиксировано в определенных регионах на востоке Индийского океана и Южно-Китайского моря по сравнению с окружающими территориями. Что еще более необычно, они постоянно происходят вдоль двух прямых линий в открытом океане, которые совпадают с двумя морскими путями. Вдоль них молнии случаются в два раза чаще, чем в прилежащих областях.
Как только ученые убрали фактор штормовой интенсивности, вроде скорости ветра и температуры, они пришли к выводу, что во всем виноваты выхлопы от корабельных двигателей. Аэрозольные частицы действуют как своего рода семена, вокруг который водяной пар конденсируется в капли. В чистом воздухе таких семян мало, поэтому капли быстро растут и падают на землю дождем.
Но когда частиц много, формируется больше мелких капель. Они малы по весу, поэтому поднимаются вверх, где замерзают, создавая облака, богатые льдом.
Именно это и приводит к грозам: молнии случаются только тогда, когда облака имеют заряд, а это происходит, когда в них много кристаллов льда. Что характерно, при наличии большого количества молний осадков вдоль этих морских путей больше не становится.
Исследование показывает, как человеческие действия воздействуют не только на атмосферу, но и способствуют формированию грозовых облаков. Торнтон предполагает, что то загрязнение, которое мы внесли в атмосферу за последние сотни лет, воздействует на грозовые фронты и молнии во многих местах, создавая их даже там, где обычно не было никаких атмосферных разрядов.