«Если им сверху не принести разрешение, они ничего делать не будут» — Разработчик российского QR-идентификатора для пожилых людей о работе с системой здравоохранения

Редакция vc.ru поговорила с сооснователем проекта QRepublik Сергеем Вищипановым, который разработал разработал QR-идентификатор для пожилых людей. Система позволяет получить доступ к информации о человеке, если он попадет в больницу без сознания. Студент четвертого курса рассказал, как внедрял разработку в государственную систему здравоохранения и как заработал почти четыре миллиона рублей за девять месяцев.

15c1ddaea3f84c.jpgСергей Вищипанов

Основатель компании QRepublik Сергей Вищипанов мог бы стать врачом в третьем поколении — его отец и дедушка работают сердечно-сосудистыми хирургами. Но молодой человек решил связать свою жизнь с предпринимательством.

«Я никогда не мог понять людей, которые открывают очередной интернет-магазин: это не интересно, это ничего нового в мир не приносит. Я в 16 лет делал и продавал кеды со встроенными колонками для танцоров, мне всегда хотелось создавать что-то новое, необычное», — рассказывает он.

Осенью 2014 года студент-предприниматель увидел французский проект, который предлагал визитные карточки с QR-кодом. «Мы решили попробовать сделать похожий сервис в России: заказали сайт, сделали MVP, но быстро поняли, что здесь это не актуально», — вспоминает Вищипанов.

Тогда он вдвоем с партнером стал развивать идею и думать, где еще можно применить QR-код: «Я вспомнил рассказы отца о том, как сложно было врачам находить родственников потерявших память пожилых людей, доставленных в больницу. Или назначать препараты пациентам скорой, которых привозят без сознания — вдруг они могут погибнуть от аллергической реакции?».

Вищипанов предположил, что при помощи QR-кода можно зашифровать ссылку на облачное хранилище, где была бы собрана информация о человеке: имя, фамилия, адрес проживания, номер страховки, аллергия на препараты и так далее. «Все, что требовалось бы от врача — это распознать код при помощи смартфона. Сэкономив время, он смог бы спасти чью-то жизнь».

dbb907ce892a3b.jpg

Затем предприниматель пообщался со знакомыми сотрудниками скорой помощи. Они подтвердили его гипотезу и предложили сделать продукт в виде браслета: «Первоначально мы хотели сделать жетоны, но медики отговорили. Сказали, что браслет — удобнее всего. С первой версией мы немного ошиблись: QR-код был размещен на тыльной стороне браслета. С одной стороны, врач мог быстрее его сканировать, а с другой — это ставило под угрозу безопасность данных. Поэтому в следующей версии мы решили спрятать код», — рассказывает Вищипанов.

Инвестиции составили 70 тысяч рублей — на эти деньги еще для проекта с визитками был заказан сайт. Он был адаптирован для нового сервиса Вищипанова: «Мы поняли, что невозможно все держать на аутсорсе, и нам нужны свои ресурсы. Поскольку у нас не было людей, знакомых с программированием, и мы не умели заниматься такими вещами, то в итоге я сам научился веб-разработке и сделал первый прототип программной части QRepublik. От нулевого уровня до базового понимания основ разработки ушло три месяца. Потом еще столько же, чтобы углубить знания», — рассказывает Вищипанов.

Затем проект заметил основатель французского стартап-акселератора Numa Янник Траншье. «Нам протянули руку и мы за нее взялись. Нам понравился их подход. У них атмосфера внутри акселератора была достаточно интересной, кроме того, они помогли нам довести до ума программную часть продукта. Плюс, у них есть такая штука, как Numa Family: не важно, как давно ты прошел программу акселерации, ты всегда можешь пользоваться их помощью и поддержкой, работать в коворкинге и так далее. Это создает семейную, душевную атмосферу», — уверен Вищипанов.

В браслете нет электроники и, как утверждают разработчики, он изготовлен из легкого гипоаллергенного материала: «Нам нужен был простой, как пробка, продукт: чтобы его можно было кидать, бросать, мочить и с ним ничего не случилось. От пластика отказались в самом начале».

На изготовление первой партии Вищипанов потратил две тысячи рублей, но из-за бликующего покрытия сканер не смог считать код: «Мы уже готовы были подписать контракт на 10 тысяч браслетов с фондом «Наше будущее», но в самый ответственный момент браслет не сработал. Сделка сорвалась, и мы решили изменить покрытие».

В августе 2015 года предприниматель договорился с министерством соцразвития Московской области о бесплатной раздаче браслетов пожилым людям 1920–1930-х годов рождения в Домодедово. Также он пообщался с врачами скорой помощи и рассказал им о своей системе. Чиновникам предприниматель передал 60 аксессуаров. Однако сами пенсионеры браслеты носить отказывались.

«Они пугались, говорили, что ни в коем случае не станут носить какое-то непонятное устройство. Так продолжалось до тех пор, пока одна бабушка зимой не поскользнулась и не упала — ее с потерей сознания забрали в больницу. Браслета на ней не было, и врачи намучились: родственников найти не могут, данных никаких нет, что делать — не знают. Но все закончилось хорошо. Она пришла в себя и сама рассказала врачам, как связаться с ее близкими».

Бабушка оказалась боевая и заботливая: когда она выписалась из стационара, то собрала всех знакомых стариков и отвела их за нашими браслетами, а те привели еще своих знакомых. И мы изначально планировали 60 браслетов отправить в Домодедово, а в итоге отправили гораздо больше.

— Сергей Вищипанов

У компании нет прямых продаж пожилым людям, потому что в силу технической неграмотности они не смогут заполнить данные. Сейчас количество носителей устройств превышает 6,5 тысяч человек. «Мы работали с мелкими каналами продаж — это благотворительные фонды, частные дома престарелых, а сейчас мы больше выходим на работу с государством», — рассказывает Вищипанов.

По словам предпринимателя, раньше работать с представителями власти было тяжело: «Когда мы начинали, мне было 19 лет. Меня вообще не воспринимали всерьез. Хорошо, что мой генеральной директор старше, и к нему повнимательнее относились».

Когда в региональный департамент здравоохранения приходит студент и говорит: «Здравствуйте, я буду хранить ваши медицинские данные», на него смотрят с удивлением: «Мальчик, ты как здесь оказался? Детский сад в другой стороне».

Первоначально предприниматель обращался к региональным чиновникам только за информационной поддержкой: «Мы даже не предлагали им у нас что-то покупать. Говорили представителям системы здравоохранения: «Давайте мы с помощью вашей поддержки проинформируем врачей скорой помощи о том, что есть такое средство, которое может помочь им и пациентам».

Однако региональные представители министерства здравоохранения не хотели проявлять инициативу: «Если им сверху не принести разрешение, они ничего делать не будут. В этом очень большая сложность: одно дело, когда ты продвигаешь продукт, который заложен в государственных программах, а другое — когда ты приносишь что-то абсолютно новое. Понятно, что они рискуют и создают административные барьеры», — рассказывает Вищипанов.

Сейчас из-за того, что проект показывает хорошую социальную и экономическую эффективность, утверждает Вищипанов, многие регионы становятся более лояльны к внедрению таких браслетов: «Прямую экономическую эффективность выделить нельзя — она косвенная. Это снижение времени на получение информации и возможность спасти жизнь человеку. Когда мы пилотный проект запустили, нас очень вдохновляли звонки врачей, которые говорили нам, что, например, сегодня мы помогли спасти жизнь. Это очень мотивировало».

Сейчас продукт представлен в Курганской, Калужской, Тюменской области, Ставропольском крае и в некоторых городах Московской области. «В Москве мы вообще не работаем, потому что не можем выйти на соответствующие лица, принимающие решения. Сейчас мы внедряемся в Хабаровском крае, собираемся выходить на Свердловскую область и Краснодарский край», — рассказывает предприниматель.

За девять месяцев продаж выручка компании составила 3,6 миллионов рублей, утверждает Вищипанов: «У продукта хороший потенциал, но прибыль пока небольшая, потому что мы долгое время тестировали техническую составляющую, продажи и обработку информации».

В дальнейшем предприниматели планируют зарабатывать не за счет продаж браслетов, а благодаря анализу больших данных для фармкомпаний: «Мы хотим минимально опустить стоимость продукта. В идеале, чтобы он доставался людям бесплатно, за счет фармкомпаний, благотворительных фондов и домов престарелых». Какие именно данные будет анализировать QRepublik, Вищипанов не уточнил, однако заверил, что «информация деперсонализируется, поэтому вся статистика полностью обезличена».

В 2017 году основатели планируют увеличить количество пользователей до трех миллионов человек, выйти на туристический рынок, а также полностью доработать платформу для анализа данных. «Мы сами считаем цель амбициозной. Но тут ситуация вот какая: если бы мы изначально работали с теми же возможностями, которые у нас есть сейчас, мы бы за эти девять месяцев подключили бы не шесть тысяч человек, а шестьсот тысяч».

Просто вопрос был в том, что нам нужно было опробовать проект и мы больше бились не за продажи, а за улучшение продукта и платформы для масштабного выхода.

— Сергей Вищипанов

По словам основателя, он рассчитывает на хороший старт туристического проекта: «Когда ты едешь в другую страну, ты не знаешь местного языка. В ту же Грецию, например. Ты не знаешь греческий, греки не знают русский. И тем более никто не знает, как будут медицинские термины по-английски».

Вищипанов планирует сотрудничать с туроператорами, чтобы они приобретали браслеты и вносили информацию, которая при сканировании QR-кода будет отображаться на языке страны пребывания: «Доктор сосканирует код и получит перевод медицинской информации на свой язык. Он узнает, как тебя зовут, в каком отеле ты живешь, с какой турфирмой прилетел, какой у тебя номер страховки, что очень нужно врачам в другой стране. А туристам это нужно для уверенности в себе: этот идентификатор решит большую часть их проблем с визитами к врачу в другой стране».

По предварительным договоренностям такие браслеты будут вкладываться в туристические конверты, а информацию будут вводить представители туроператора. Основатель QRepublik рассчитывает реализовать не менее 2,6 миллионов туристических QR-браслетов за лето 2017 года в России. «Если к нам подключатся европейские туристы, будет еще лучше. Мы планируем выйти на этот рынок с помощью Numa», — заключает он.

©  vc.ru