ИТ-отделы борются за талантливых аналитиков

В некоторых сегментах рынка ИТ-труда наблюдается рост и диспропорция в спросе и предложении, в частности, в отрасли информационной аналитики. Поскольку "больших данных" становится все больше, а аналитическая сфера продолжает развиваться, информационные аналитики начинают играть одну из ключевых ролей в бизнесе и процессе принятия решений, пишет CIO.com. Но специалистов-аналитиков на сегодняшний день не так много, поэтому компании вступают в рекрутинговые сражения, чтобы заполучить в свои ряды лучших из лучших.

Согласно прогнозам экспертов McKinsey Global Institute, к 2018 году США столкнутся с массовой нехваткой аналитиков. По их расчетам, в компаниях будет недоставать от 140 до 190 тыс. специалистов с глубокими знаниями аналитики, и около 1,5 млн менеджеров и аналитиков, которые знают, как использовать "большие данные" для принятия эффективных решений.

Исследование, проведенное McKinsey Global Institute, показало, что максимальное использование аналитики в рабочих процессах может увеличить текущую прибыль на 60%. Компании уже обратили на это внимание и начали конкурировать за лучших специалистов в этой области. К тому же, не стоит забывать, что уровень безработицы в ИТ-отрасли очень низкий - порядка 3,6%.

По словам Скотта Бейли из компании Target Data, современным CIO нужны такие "информационные мыслители", которых не пугает огромное количество данных, будь то единицы складского учета или изменения цен. Должность информационного аналитика становится настолько критически важной, что компании, где этих специалистов еще нет, в результате могут столкнуться с задержкой выхода на рынок своей продукции или отсрочкой исполнения ряда своих проектов.

Бизнес-аналитика как ведущий тренд

Одним из основных факторов, продвигающим этот тренд вперед, является стремительный рост "больших данных", среди которых компании стараются быстро отыскивать самую необходимую и полезную информацию. Согласно последнему опросу Accenture, в котором приняли участие 258 американских бизнес-руководителей, 72% респондентов планируют увеличить расходы на бизнес-аналитику в самое ближайшее время. Как отметил Бейли, спрос сейчас чрезвычайно высок, а предложение - невелико, особенно на более высоком уровне, например, в области критически важной аналитики, а значит, конкуренции за рабочие места практически нет.

Кроме того, по данным экспертов отрасли, колледжи и университеты в этом году еще не "ухватились" за новую тенденцию и обучением аналитиков пока практически не занимаются, тогда как многие развивающиеся страны уже опережают США и выпускают дипломированных специалистов в этой сфере.

Как преодолеть ситуацию с нехваткой квалифицированных ИТ-специалистов?

Простого решения проблемы здесь, к сожалению, нет. Каждая компания должна сама сформулировать свои планы и найти нужное сочетание аналитических умений, знания бизнеса и опыта работы в какой-то определенной отрасли. Чтобы привлечь талантливого сотрудника, который требуется именно вашей компании, Анил Каул из AbsolutData предлагает воспользоваться его советами.

Четко понимайте, что вам необходимо. Для кого-то аналитика означает виртуализацию данных и отчетность, для других - сбор данных и прогнозы. Аналитики имеют потенциалы в различных областях: некоторые более подкованы технически, другие сильнее в толковании цифр и умеют использовать их в ответах на вопросы бизнеса, а третьи виртуозно используют аналитические технологии в ответе на аналитические вопросы. Очень важно знать области применения сильных сторон специалиста, которого вы ищете, то есть вы должны понимать, какие аналитические умения вы берете себе на работу.

Создавайте условия для карьерного роста. Организации, где есть четкий путь, ведущий к должностям высокого ранга, смогут скорее привлечь к себе специалистов по аналитике. Поскольку аналитика продолжает развиваться, то и возможности внутри организации тоже должны развиваться. Пересмотрите эти "карьерные маршруты" и внесите в них необходимые корректировки.

Демонстрируйте, какое влияние аналитическая деятельность оказывает на бизнес. Сейчас, когда ощущается нехватка специалистов по аналитике, очень важно показать, как напрямую влияет на бизнес работа аналитика. Многих специалистов-аналитиков слишком долго отодвигали на задний план, а сейчас они хотят попасть на передовую, где и создается ценность компании.

Транслируйте свой энтузиазм. Аналитика переживает восхитительные времена, поэтому важно показывать, что организация, и особенно руководители высшего звена, полны энтузиазма по поводу того положительного эффекта, который создает в компании аналитика. Энтузиазм заразен, к тому же это отличный способ привлечь первоклассных специалистов.

Какие знания и опыт искать в профессиональном аналитике?

Поскольку рынки становятся все более конкурентоспособными, компании, которые четко знают, какой специалист им нужен, окажутся в более выгодном положении при поиске аналитика. Вот какие практические навыки и умения советует искать Скотт Бейли из Target Data у тех, кто претендует на вакансию специалиста по аналитике:

Опыт работы с данными. Здесь речь идет о том, как организована информация, как к ней осуществляется доступ, как она выверяется и интегрируется.

Основные знания статистической информации. Специалист должен знать, как составлять кросс-таблицы, как проверять достоверность и/или осуществлять общее линейное макетирование.

Решение творческих задач. Аналитики должны уметь решать сложные задачи, знать виртуализацию и заниматься стратегическими играми.

Немалое значение имеет и образование кандидата, в частности, в области социальных наук. Кандидат должен не только владеть информацией, но и знать теорию и практическую сферу применения своей деятельности. Кроме того, соискатель на должность аналитика должен иметь опыт в исследовании рынка, т.е. уметь составлять образцы, тестировать, сегментировать и составлять отчеты. Все это будет большим преимуществом при получении заветной должности. К тому же, не лишним окажется и продвинутое знание статистики - сюда относятся непараметрические, нейтральные сети и/или эконометрическое моделирование.

Чтобы решить аналитические проблемы компании, могут потребоваться знания и опыт не одного человека. Количество знаний и умений, требуемых для того, чтобы занять должность аналитика, увеличивается день ото дня. Разным отделам организации могут требоваться аналитики, но это должны быть специалисты с опытом работы в разных областях. И это тоже создает определенную сложность в поиске нужного аналитика.

CIO должны признать, что для современных аналитиков очень важно креативное начало, а не только техническое выполнение каких-то ИТ-проблем, и они должны работать в такой среде, где у них будет возможность иметь собственную задачу и время на выработку оптимального ее решения.

Как найти талантливого аналитика?

Где найти талантливого аналитика, чтобы заполнить существующую в компании вакансию - вопрос непростой. Скотт Бейли предлагает два пути решения этой задачи. Первый - выявить компании с богатой информационной средой, которые являются лидерами в этой категории. Если в компании есть масса информации, приносящей доход, и она преуспевает в своей сфере (например, Amazon, Harrahs, Capital One), значит, у них работают профессиональные аналитики.

Второй - использовать услуги консультантов до тех пор, пока у вас не будет работать собственный аналитик. Так как спрос и конкуренция на этом рынке растет, будьте уверены, что все больше продвинутых аналитиков будет привлекаться извне. Чтобы принять на работу, а потом и удержать у себя лучших аналитиков, разным компаниям необходимы разные стратегии. Однако компании, которые все сделают правильно, будут иметь огромное преимущество в этой конкурентной борьбе.

©  @Astera