Ближайшей к Земле черной дыры на самом деле не существует

Недавно ученые обнаружили самую близкую к Земле черную дыру, но теперь их одолевают сомнения. После повторного анализа данных они пришли к выводу, что никакой черной дыры на самом деле нет.
Ближайшей к Земле черной дыры на самом деле не существует
Астрономы доказали, что на месте «самой близкой к нам» черной дыры на самом деле ничего нет

Объект HR 6819, расположенный примерно в 1120 световых годах от нашей планеты, долгое время был чем-то вроде загадки для ученых. Первоначально считалось, что он представляет собой одиночную звезду спектрального класса Be. Это горячая бело-голубая звезда, спектр которой содержит сильную линию излучения водорода — все из-за диска околозвездного газа, выбрасываемого звездой, когда та вращается со скоростью около 200 километров в секунду.

В 1980-х годах астрономы заметили, что объект, похоже, также демонстрирует световую подпись другого типа звезды, B3 III. В 2003 году ученые сделали вывод, что HR 6819 представляет собой не одну, а две звезды, хотя их и нельзя было определить по отдельности.

Дальнейший анализ показал, что звезда B3 III, имеющая примерно 6 солнечных масс, обладала примерно 40-дневной орбитой, но ее соседка — звезда Be, также оцениваемая примерно в 6 солнечных масс, — при этом казалась неподвижной. Если две звезды составляют двойную систему равных масс, то они должны вращаться вокруг общего центра тяжести, но… в данном случае одна звезда явно вращалась вокруг другой.

После тщательных расчетов группа астрономов пришла к выводу, что звезда B3 III могла вращаться вокруг некоего третьего объекта, который нельзя было увидеть. Да, речь о черной дыре.

Но, как утверждают другие астрономы, это далеко не единственная возможность. Что, если мы неправильно рассчитали массы звезд? «Присутствие звездного компонента Be в спектре HR 6819 предлагает другую интерпретацию системы», — написали в своей статье астрономы Дуглас Гис и Лукиан Ван из Университета штата Джорджия.

«Возможно, что звездный компонент B3 III на самом деле представляет собой звезду малой массы, которая все еще относительно молода и излучает много света. В этом случае Ве-звезда будет ее спутником в 40-дневной двойной системе, а вовсе не черной дырой».

Другими словами, звезда B3 III с гораздо меньшей массой будет вращаться вокруг звезды Be. Если бы это так, то подобное орбитальное движение можно было бы обнаружить в газообразном водороде, окружающем Ве-звезду — он двигался бы почти незаметно под воздействием меньшей из звезд.

Гис и Ван тщательно изучили излучение водорода в спектре системы и обнаружили, что водородный диск вокруг звезды Be действительно демонстрирует 40-дневную периодичность как в доплеровском сдвиге, так и в форме линии излучения. Это согласуется с орбитой звезды B3 III — как и следовало ожидать, если бы система была двойной, не включающей в себя черную дыру.

Так что же произошло? Судя по всему, звезда Be поглотила огромное количество вещества звезды B3 III, в результате чего та стала намного меньше. Как отметила команда, данные исследования свидетельствуют о том, что многие звезды типа Ве являются продуктом похожего процесса. Согласно расчетам, Be-звезда будет иметь массу около 6 солнечных, как и было установлено ранее;, а вот ее соседка, звезда B3 III, будет иметь массу всего лишь от 0,4 до 0,8 солнечных.

Похожих результатов также добились дведругие независимые группы ученых, решившие изучить вопрос более детально. Окончательный вердикт еще не вынес никто, но, судя по всему, титул ближайшей к Земле черной дыры все-таки придется передать другому космическому объекту.