Количество спама в 3 квартале снизилось

В отчете по спам-активности за третий квартал 2011 года "Лаборатория Касперского" отметила стремительный рост количества вредоносных писем на фоне общего снижения доли мусорных сообщений в почтовом трафике. Специалисты заявили, что приемы социальной инженерии мошенников становятся более изощренными.

Так, в третьем квартале, несмотря на общую тенденцию снижения количества спама, его содержание стало опаснее. Средний показатель доли вредоносных писем за квартал достиг наибольшего значения за всю историю наблюдений (5,03%). Общая доля спама составила 79,8% почтового трафика, снизившись на 2,7%.

Что касается приемов социальной инженерии, то они приобретают все более разнообразный окрас. С выпуском в третьем квартале игры Diablo III зафиксировано множество фишерских атак, нацеленных на кражу логинов и паролей игроков. Пользователи получали сообщения, в которых содержалось приглашение поучаствовать в бета-тестировании, которое на самом деле проводилось разработчиком игры, компанией Blizzard. При этом ссылка в письме вела на зараженный сайт.

Широко известной стала история с фишинговой атакой на любителей McDonalds. Многоступенчатая схема включала рассылку писем, в которых пользователю предлагалось якобы принять участие в онлайн-опросе о качестве питания в ресторанах этой сети, а затем получить вознаграждение за ответы на свой банковский счет. Для этого требовалось ввести данные карты, которые переадресовывались злоумышленникам, а деньги со счета пропадали.

В третьем квартале "Лаборатория Касперского" и Microsoft совместными усилиями победили ботнет Hlux/Kelihos.

Как и раньше, самое большое количество вредоносных посланий рассылается из развивающихся стран. В тройку лидеров входят Индия (+0,7%), Индонезия (+4,7%) и Бразилия (+0,8%). В Tоп10 не вошла ни одна западноевропейская страна, а также Россия и США. При этом Россия, как и в первых двух кварталах, продолжает оставаться лидером по количеству срабатываний почтового антивируса.

Что касается тематики, то, по сравнению с предыдущим кварталом, значительно сократилась доля рубрик "заказного" спама. Увеличилась самореклама спамеров (+9%). В то же время заметно выросла доля спама категорий "Медикаменты, товары/услуги для здоровья" (+10,9%), "Реплики элитных товаров" (+5,2%), "Спам для взрослых (+4,1%).

"В случае дальнейшего ухудшения ситуации в мировой экономике мы ожидаем, что партнерский спам в следующем квартале будет расти. Это касается не только спама, содержащего вредоносные вложения, и спама "для взрослых", но и других видов "традиционного" партнерского спама, такого как распространение рекламы фармацевтических товаров, копий предметов роскоши и дешевого ПО", - прокомментировали Дарья Гудкова и Мария Наместникова, авторы отчета.

©  @Astera