Больше всего средств в 2010 г. российские компании потратили на внедрение ERP-решений и управление ИТ-архитектурой

Компания Software AG & IDS Scheer представила результаты третьего ежегодного аналитического исследования, посвященного методологии и инструментам управления бизнес-процессами (BPM), задачей которого было обозначить основные тенденции на российском рынке управления бизнес-процессами. В ходе исследования было проанализировано более 250 анкет, которые заполнили специалисты в области управления бизнес-процессами и ИТ-специалисты.

По данным Software AG & IDS Scheer, на первый вопрос – «На какой стадии находится описание бизнес-процессов в вашей компании?» – ответы давались респондентами практически такие же, как в 2009 г.: все бизнес-процессы описаны лишь в 10% компаний. Большинство же либо ведет масштабные работы по описанию (35% компаний), либо описывает процессы от случая к случаю (43% компаний). Постоянно и число компаний, где деятельность по описанию бизнес-процессов вообще не ведется – 12%. Исследование также показало, что подразделение, отвечающее за описание, анализ и оптимизацию процессов, есть у 57% компаний (против 50% в 2009 г.), планируется создать такое подразделение в 17% компаний, отсутствует же оно у 22% компаний.

На вопрос «Почувствовала ли компания положительный эффект от внедрения процессного управления» положительный ответ дали 24% респондентов (20% в 2009 г.), при этом 49% (39% в 2009 г.) респондентов отметили, что положительный эффект в их компаниях почувствовался, но не полностью, тогда как 27% (41% в 2009 г.) заявили об отсутствии такого эффекта.

На предложение оценить уровень зрелости компании в области управления бизнес-процессами респонденты заявили: «В нашей компании эта тема не обсуждается» – 13% опрошенных; «Есть понимание, что процессный подход служит средством повышения эффективности деятельности» – 38% опрошенных; «Есть знание отдельных процессов и ведется их периодическая оптимизация» – 31% опрошенных; «Ведётся внутрипроцессная автоматизация и контроль» – 11% опрошенных; «Ведётся межпроцессная автоматизация и контроль» – 5% опрошенных; «Создана адаптивная структура бизнеса (непрерываное совершенствование)» – 2% опрошенных.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что выросло использование приложений бизнес-аналитики всех классов, начиная от BI-инструментов и заканчивая таблицами MS Excel и собственными разработками (зачастую это одно и то же). Excel пока весьма популярен (используется для контроллинга бизнес-процессов в 36,3% компаний), но, по мнению специалистов Software AG & IDS Scheer, это всего лишь говорит о большом потенциале более совершенных инструментов контроллинга. Самый большой прирост – у инструмента процессной аналитики Process Intelligence: более чем в три раза (так, если в 2009 г. его применяли в 1,1% компаний, то в 2010 г. показатель вырос до 3,5% компаний). Действительно, PI-проектов в России много: появилась своя доля аналитического рынка, и она бурно растет, говорится в отчете Software AG & IDS Scheer.

Среди наиболее критичных для бизнеса процессов респонденты называли: планирование и бюджетирование (39%); стратегическое планирование (29%); закупки (25%); контроллинг (23%); продажи (22%); техобслуживание и ремонт оборудования (20%); логистика (19%); производство, маркетинг и разработка новых продуктов и услуг (по 16%); управление заказами на обслуживание (10%); другие (7%).

Для понимания приоритетов в области процессного управления респондентам был задан вопрос: «Какие задачи в области управления бизнес-процессами у вас считаются наиболее приоритетными?». Большинство опрошенных (49%) назвали автоматизацию бизнес-процессов (ERP, BPMS, СЭД); 40% респондентов – регламентацию бизнес-процессов; 38% респондентов – описание бизнес-процессов; по 30% опрошенных – внедрение процессного управления на уровне всей компании и совершенствование и реинжиниринг бизнес-процессов; 21% опрошенных – контроллинг бизнес-процессов (BI, PI, BAM). Как оказалось, наименее приоритетные задачи – это бенчмаркинг процессов и внедрение интегрированных систем менеджмента (ИСМ). Бенчмаркинг – тема достаточно новая, и интерес к ней пока возникает у отдельных компаний, отметили в Software AG & IDS Scheer. Ситуация же с внедрением ИСМ, скорее, обратная: пик интереса к этой теме уже позади: многие из тех, кто хотел – внедрили.

Больше всего инвестиционных денег в 2010 г. компании потратили на внедрение ERP-решений и управление ИТ-архитектурой. Инвестиции в описание и анализ бизнес-процессов, а также в оптимизацию затрат оказались несколько скромнее. Наименьшие вложения в 2010 г. компании делали во внедрение BI-приложений, оптимизацию логистики, а также управление рисками и соответствиями, которое, по данным Software AG & IDS Scheer, востребовано только в банках и энергетике, да и то на довольно низком уровне. Между тем, воздействие на компании внешнего законодательства в связи с изменениями на рынках становится все меньше, отметили в компании.

В этом году специалисты Software AG & IDS Scheer исследовали также смежную по отношению к процессному управлению тему – применение сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA). Примечательно, что лишь 7% респондентов сознались, что в их компаниях используется концепция SOA. Еще 16% сказали, что планируют начать строительство SOA в течение ближайшего года. Остальные 77% честно ответили, что SOA в их компаниях нет. Опрос показал, что созданием SOA занимаются банки, страховые компании, телеком-операторы, которым это приносит ощутимую выгоду.

Задачу интеграции разнородных ИТ-приложений и систем большинство российских компаний до сих пор решают по-старинке – по схеме «точка-точка» (51%) или никак (33%). Современными (инновационными) способами делают это только 6% (с помощью шины ESB) и еще 10% планируют внедрение ESB в течение ближайшего года.

По информации Software AG & IDS Scheer, первичная информация в ходе исследования, как и год назад, собрана с помощью анкетирования участников «Процессного форума 2010», проходившего в конце октября 2010 г., а также посетителей ноябрьского ИТ-форума CNews.

©  CNews