"Мы видим возвращение компаний к докризисным планам и проектам"
Интервью с Анастасией Соколовой, директором по маркетингу сети магазинов "Юлмарт".
- Чем принципиально отличается 2010 год от 2009 года?
- Прежде всего, возвратом к докризисным показателям деятельности, восстановлением докризисных моделей потребления - как в розничном сегменте, так и в сегменте корпоративных продаж, и, соответственно обострением конкурентной борьбы за кошельки потребителей как со стороны розничных продавцов, так и со стороны производителей.
- Какие ключевые изменения произошли в этом году на российском ИТ-рынке?
- При ослаблении позиций игроков первого эшелона в корпоративном и розничном секторах как в категории производства, так и в категории обслуживания и продаж, наметилась тенденция вхождения в лидирующую группу компаний второго эшелона, в том числе и сильных региональных игроков.
- Какова ситуация в основных сегментах?
- При возвращении к докризисному уровню потребления обостряется конкуренция в розничном сегменте как среди производителей, так и среди продавцов. Сильные региональные розничные операторы стремятся не просто выйти на федеральный уровень, но и проникнуть при этом на столичные рынки. Кроме того, ряд сильных игроков второго эшелона, претендующий на вхождение в стан лидеров компьютерной розницы, расширяют сферу своего присутствия за счет крупных российских городов. Федеральные сети продолжают наращивать свое представительство в регионах - в том числе в тех из них, филиалы в которых ранее были закрыты в процессе оптимизации бизнеса и снижения затрат. Словом, во многом мы видим возвращение компаний к докризисным планам и проектам, которые были заморожены в период кризиса. При этом нужно отметить, что урок пошел впрок - в сами планы развития компаний и в реализацию этих планов внесены изменения с учетом опыта, накопленного за время их приостановки.
Другой тенденцией, которая оказывает влияние на весь российский ИТ-ритейл в последнее время и которая в кризис проявилась с 10-кратной силой и вряд ли потеряет в темпах, является интерес розничных игроков к продажам в интернете. Развитием этих компетенций занялись все мало-мальски уважающие себя операторы розничного рынка.
- Как развивался бизнес вашей компании в первой половине года? Каковы результаты по отношению к аналогичному периоду прошлого года?
- В этом году нам удалось увеличить оборот сети магазинов "Юлмарт" вдвое (в рублевом исчислении - прим. редакции). Это связано как с увеличением потребления и ростом всего рынка относительно первого квартала прошлого года, так и с активными действиями компании по расширению бизнеса - открытием точек продаж за пределами двух столиц: филиалы "Юлмарт Outpost" появились в пригородах Санкт-Петербурга и центральном регионе России. Свою лепту в рост оборотов компании внесло и открытие год назад нового полноформатного магазина-склада в Москве. Безусловно, такие мероприятия по расширению бизнеса в разгар кризиса были доступны не всем компаниям, так что в данном случае "Юлмарт" можно считать скорее исключением из правил.
Помимо благоприятной по сравнению с прошлым годом конъюнктуры рынка и расширения числа торговых точек "Юлмарт", свое влияние на рост оборота компании оказали и качественные изменения в нашей работе. Кризисное время мы использовали для работы над созданием новых услуг для покупателей на базе уникального по возможностям и функционалу интернет-интерфейса оформления заказов и личного кабинета пользователей. Также существенные изменения затронули систему управления складами и категорийного менеджмента. В прайс-листе компании появились новые актуальные товарные группы.
- Что изменилось за год в вашей компании?
- Нам удалось воплотить большую часть планов. Даже несмотря на кризис. Мы развивались ровно теми темпами, которые планировались. Это касается как количественных показателей, так и качественных изменений.
- Как изменится объем российского ИТ-рынка по итогам 2010 года по отношению к аналогичному показателю прошлого года?
- Думаю, рост составит порядка 10-15% в целом по отрасли. При этом рост в розничном сегменте превысит увеличение объемов в корпоративном секторе, что связано с традиционно большей инерцией корпоративных потребителей, бюджеты которых имеют более длительный срок планирования, нежели у частных потребителей.
© @Astera