"Мы хотим вырасти быстрее рынка и увеличить нашу рыночную долю во всех странах присутствия"
Интервью с Владимиром Ясинским, президентом компании "Ситроникс Информационные Технологии".
- Какие потери понес ИТ-рынок в 2009 году?
- Географически работа "Ситроникс Информационные Технологии" сфокусирована на двух основных рынках - России и Украины. Кризисные явления экономики 2009 года, вызвавшие сокращение инвестиций в проекты в области информационных технологий, каждый из них пережил по-своему. Так, по России, согласно данным Минэкономразвития, объем ИТ-рынка по итогам года оценивается в 496,5 млрд руб., что эквивалентно снижению на 13% по сравнению с 2008 годом. Не называя цифру окончательной, эксперты IDC говорят, что падение рынка составило 37% по сравнению с показателем годом ранее - 15,6 млрд долл., против 24,6 млрд долл.
В 2009 году объем украинского ИТ-рынка составил около 1,8 млрд долл. Таким образом, рынок сократился более чем на 50%. На текущий год эксперты прогнозируют темпы роста рынка порядка 20%, это сравнимо с динамикой 2005 года. Этот показатель будет достигнут преимущественно за счет потребительского сегмента рынка оборудования. Корпоративный сегмент будет расти значительно медленнее. Предполагается, что на докризисный уровень украинский ИТ-рынок выйдет не раньше, чем в 2013-2014 годах.
В целом, оценивая последствия 2009 года, я бы не стал говорить только о потерях, хотя год был, безусловно, непростой не только для ИТ-компаний, но и для всей экономики. Однако именно кризис дал "передышку", которую многие компании смогли использовать для оздоровления бизнеса, снижения административных издержек и проведения ряда внутренних преобразований.
- Как изменилась структура рынка?
- Замедление темпов экономического роста рынка скорректировало финансовые результаты подавляющего большинства ИТ компаний. Заказчики сконцентрировались на снижении затрат и повышении эффективности бизнеса за счет имеющихся ИТ-ресурсов.
В основном, ослабление спроса коснулось "тяжелой артиллерии": систем хранения данных и серверов, так как в условиях кризиса планы по расширению бизнеса, естественно, были заморожены. В целом, по рынку доходы от продаж аппаратного обеспечения сократились наиболее существенно. По прогнозам восстановления этого сектора можно ожидать не раньше 2011 года.
Период рецессии отразился на бюджетах, выделяемых и на ПО, а также на услуги, оказываемые в рамках комплексных ИТ-проектов. По некоторым данным, сегмент ПО в России в рублевом выражении сократился на 8% и составил 71 млрд руб. (2,28 млрд долл.).
На Украине изменения ИТ-бюджетов также, в первую очередь, коснулись "железа". Но по прогнозам экспертов в ближайшие годы доля "железа" вырастет, так как этот сегмент будет восстанавливаться быстрее других.
По сравнению с 2008 годом в структуре украинского рынка выросли доли ПО и ИТ-услуг. Это объясняется тем, что от части сервисов, критичных для бизнеса, заказчики не могут отказаться даже в период кризиса, особенно в ИТ-емких отраслях: телекомы, банки. Есть услуги, необходимость в которых продиктована самим кризисом - бизнес-анализ, безопасность.
Кроме того, существенным подспорьем для ИТ-компаний стал, в том числе, "задел" в виде долгосрочных интеграционных проектов, начатых задолго до кризиса и характеризующихся длительным циклом продаж. В целом, на мой взгляд, сегмент услуг в составе рынка ИТ продемонстрировал наибольшую устойчивость к экономическому спаду и уже в конце 2009 года "взял" курс на восстановление.
- Как изменился потребитель?
- Потребитель стал требовательнее. Он хочет получить проект более высокого качества за значительно более скромные, чем, допустим, в 2008 году, бюджеты. С другой стороны, потребитель становится максимально гибким и "чувствительным" к качеству выполнения ИТ-задач, от которых напрямую зависят бизнес-процессы в его компании. В этой связи значительно легче принимаются решения о смене поставщика товаров и услуг, независимо от того, насколько длительными они были ранее. Выбор в пользу нового поставщика услуг может повлечь за собой как появление возможных угроз для бизнеса, так и, наоборот, новых перспектив и возможностей, в зависимости от качества работы системного интегратора. Именно поэтому отличительными чертами комплексных интеграционных проектов в области ИТ будет обязательный анализ рисков и тщательная оценка экономической эффективности.
- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
- Если кратко, 2009 год был сложным. Но в условиях беспрецедентного для нашей молодой индустрии спада, по-другому и быть не могло. Для нашей команды было психологически сложно смириться с тем, что основной задачей на год был не рост, а сохранение достигнутых позиций. Несмотря на 19% падение выручки в долларах, мы смогли достичь роста прибыли OIBDA сегмента системной интеграции по сравнению с 2008 годом.
- Какие ожидания от первой половины 2010 года?
- Мы рассчитываем выполнить все наши планы как финансовые, так и внутреннего характера. Безусловно, они связаны ростом, в связи с чем ожидания от первого полугодия, прежде всего, состоят в том, чтобы внешние факторы не помешали нам. То есть мы будем, скажем так, не очень рады, если случится вторая волна экономического спада, о которой сейчас много говорят. Наши ожидания - это умеренный рост рынка и интенсивная работа по нашим внутренним планам.
- Какие планы на 2010 год?
- Мы хотим вырасти быстрее рынка и увеличить нашу рыночную долю во всех странах присутствия. При этом мы будем уделять особое внимание развитию компетенций "Ситроникс Информационные Технологии" в телекоммуникационной индустрии, в финансовом, государственном секторах и в промышленности. Кроме этого, мы будем делать все возможное для повышения качества наших услуг и улучшения отношений с нашими клиентами.
- Каким будет 2010 год для ИТ-рынка в России, в странах ближнего зарубежья?
- Для большинства компаний сектора ИТ он пройдет под флагом восстановления прежних объемов бизнеса, а основное развитие новых перспективных направлений придется на 2011 год.
- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
- Нынешний заказчик заинтересован в решениях, дающих зримую отдачу и помогающих экономить. Основное развитие будет сосредоточено в сегментах, повышающих эффективность бизнеса, позволяющих добиться роста качественного показателя в отношении продуктов и услуг, а также обеспечивающих прозрачность и управляемость бизнес-процессов. Это ИТ-аутсорсинг, бизнес-анализ, системы по управлению отношений с клиентами, системы документооборота, поддержка существующей инфраструктуры, информационная безопасность, ИТ- и телеком-инфраструктура с высоким потенциалом масштабирования. Кроме того, продолжится формирование устойчивого интереса бизнеса к узкоспециализированным отраслевым решениям.
© @Astera