"Софтверный рынок, потеряв в объеме, прибавил в качестве"
Интервью с Дмитрием Осначом, директором по маркетингу компании "Аскон".
- Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?
- Если оперировать официальными данными, то Минсвязи и Минэкономразвития считают, что ИТ-рынок упал на 13-14%. Аналитики из IDС говорят о спаде в 40%. Мы более склоняемся к цифре IDC. Рынок программного обеспечения, в частности, его корпоративный сегмент, сократился примерно на 30-40%. Это подтверждают наши собственные показатели и информация, поступающая от партнеров. Выручка "Аскон" сократилась в 2009 году на 28% (в рублевом исчислении - прим. редакции). Можно сказать, что 30% - это цифра, обусловленная объективными экономическими реалиями. Волна кризиса накрыла всех без исключения.
Но что считать потерей для рынка? Сворачивание дорогостоящих ИТ-проектов, выполнявшихся для повышения капитализации бизнеса, а не решения практических бизнес-задач, отнюдь не потеря. Равно как и лопнувший пузырь искусственного лицензирования программного обеспечения, раздутый в основном иностранными вендорами.
Большинство компаний весь год усиленно работали над внутренней эффективностью, поэтому софтверный рынок, потеряв в объеме, прибавил в качестве.
- Как изменилась структура рынка?
- Весь ИТ-рынок вряд ли можно подвести под одну единственную тенденцию. В своем сегменте - системы автоматизированного проектирования и управления инженерными данными - мы видим серьезное сокращение доли "коробочных" продуктов для автоматизации локальных рабочих мест. При этом поставки ПО в рамках комплексных внедренческих проектов сохранили свои объемы, а доля ИТ-услуг - внедрение, обучение, сопровождение - увеличилась.
- Как изменился потребитель?
- Корпоративный потребитель наконец задумался об эффективности не только в презентациях и годовых отчетах, но и в управлении собственным бизнесом. Время модных ИТ-брендов ушло, настал черед "рабочих лошадок". Заказчик совершенно справедливо требует большую функциональность за меньшие деньги и намерен платить только за конкретный результат в четко установленные сроки - за прирост производительности труда, за экономию, выраженную в рублях. Ситуация, когда ИТ-директор мог ответить: "Мы находимся только в начале пути, 5 лет внедряем систему, о результате говорить преждевременно", станет теперь предметом для учебного кейса.
- С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
- Любые испытания надо принимать с благодарностью, ибо они закаляют и помогают обрести мудрость. Именно с таким чувством мы и проводили непростой 2009 год.
Главное - нам удалось сохранить темпы и объемы разработки новых программных продуктов. За год у компании появилось 650 новых заказчиков - это предприятия, которые в трудное время доверили "Аскону" автоматизацию своих ключевых процессов - разработки и производства промышленной продукции, проектирования объектов строительства.
- Какие ожидания от первой половины 2010 года?
- Ожидания всегда оптимистичные, но теперь мы более осторожны в прогнозах. Макроэкономическая ситуация остается нестабильной, высока вероятность стагнации.
- Какие планы на 2010 год?
- Планы на год лежат в рамках нашей долгосрочной стратегии - построение международной компании, объединяющей преимущества разработчика ПО и интегратора.
В мае выпускаем новую версию системы трехмерного моделирования "Компас-3D", ведем перспективные исследования. Завершаем начатые и открываем новые комплексные проекты по автоматизации инженерных служб заказчиков. Концентрируем усилия на отраслевых приоритетах - машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, нефтегазовая и нефтехимическая промышленность. Инвестируем в продвижение на европейский и азиатский рынки - в локализацию продуктов, квалификацию партнеров, маркетинг.
- Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?
- Для своего сегмента рынка мы прогнозируем динамику из расчета 3-4% роста/падения на 1% роста/падения промышленного производства.
- Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
- Драйвером роста должен стать здравый смысл собственников и руководителей предприятий - потенциальных заказчиков информационных систем.
Прогноз относительно рынка PLM-решений - решения для управления жизненным циклом изделия - по-прежнему весьма скромный. Количество "дееспособных" проектов будет измеряться единицами в силу системных проблем нашей промышленности: структурных, организационных, кадровых. Зато будут широко востребованы массовые продукты - системы автоматизированного проектирования среднего класса и системы управления инженерными данными для территориально распределенной коллективной работы. Их доля на рынке заметно возрастет.
© @Astera