Украина насытилась мобильниками

Продажи мобильных телефонов и смартфонов в первом квартале 2007 г. в Украине упали более чем на четверть по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Это заставит игроков рынка основательно пересмотреть свои годовые планы продаж, считают аналитики. По данным исследования рынка мобильных терминалов, проведенного холдингом AVentures Group, в первом квартале 2007 года в Украине было продано 1,55 млн устройств на сумму $268 млн. Продажи мобильных терминалов сократились на 26% по сравнению с первым кварталом 2006 г. При этом в денежном выражении объем рынка уменьшился всего на 7%.

«Одной из основных причин сокращения рынка мобильных устройств является резкий рост замен, - полагает руководитель департамента маркетинговых исследований холдинга AVentures Group Сергей Дорофеев. Этот процесс неизбежен по мере насыщения рынка, но его темпы уже в первом квартале превзошли наши ожидания. Соответственно, с ростом парка мобильных терминалов покупки первого мобильного телефона занимают все меньшую долю в структуре продаж. Кроме того, процесс развития и внедрения в нашей стране новых стандартов мобильной связи идет медленнее, чем ожидалось ранее. Все эти факторы сказались на темпе роста рынка мобильных терминалов».

Средняя себестоимость мобильного терминала, по данным отчета, составила $173, что на 26% больше аналогичного показателя в первом квартале прошлого года. На долю недорогих телефонов (себестоимость менее $130) пришлось около 43% всех продаж (на 22% ниже, чем за аналогичный период 2006 г.). Таким образом, доля терминалов из нижнего ценового диапазона остается преобладающей и, по оценкам аналитиков, в дальнейшем будет сокращаться гораздо меньшими темпами. В то же время, доля среднего сегмента ($$130-300) выросла на 17% и составила 45%. Продажи терминалов дорогого сегмента (свыше $300) показали 12% продаж, что почти в два раза превышает аналогичный показатель 2006 г.

Наиболее востребованным форм-фактором мобильного терминала является формат «Block» (53%, что на 9% ниже аналогичного показателя в первом квартале 2006 г.). В то же время, следует отметить рост популярности формата «Slider» - их доля по итогам первого квартала 2007 г. выросла до 15%, а доля форм-фактора «Shell» осталась на прежнем уровне – 31%. Все прочие форматы составили в структуре продаж около 1%.

В отчете также отмечается, что на 22% выросла доля терминалов, имеющих встроенную фотокамеру, по итогам квартальных продаж их доля - 69%. Доля терминалов, имеющих фотокамеру с матрицей 1 Мп, составила 18% (в первом квартале 2006 г. – 13%), имеющих фотокамеру с матрицей 2Мп – 24% (в первом квартале 2006 г. – 4%). Доля терминалов с фотокамерой 3 Мп - 5% продаж (в первом квартале 2006 г. - 0%). При этом доля терминалов с VGA-фотокамерой снизилась до 21% (в первом квартале 2006 г. – 31%)

61% проданных мобильных терминалов снабжены встроенным МР3-плеером (в первом квартале 2006 г. – 26%). Также выросла доля терминалов со встроенным беспроводным интерфейсом Bluetooth – с 24% в продажах первого квартала прошлого до 59% в первом квартале текущего года. Доля терминалов со встроенным слотом для расширения памяти также существенно выросла и составила 49% (в первом квартале 2006 г. – 12%). Также наблюдается тенденция увеличения доли терминалов с поддержкой стандарта UMTS - с 1% в первом квартале 2006 г. до 13% в первом квартале текущего года.

По данным экспертов AVentures Group, первое место по продажам в сегменте мобильных телефонов занимает компания Nokia - 42%. В пятерку лидеров рынка мобильных телефонов также вошли: Samsung – 27%, Sony Ericsson – 22%, Motorola – 4%, LG – 3%. Наилучшую динамику роста продемонстрировал Sony Ericsson – его доля по сравнению с первым кварталом 2006 г. выросла на 13%.

В первом квартале 2007 г. было продано около 100 тыс. смартфонов и коммуникаторов. В денежном выражении данный рынок составил более $34 млн. Доля смартфонов и коммуникаторов в общем объеме проданных мобильных терминалов составила 6,5%. В данном сегменте лидирующую позицию занимает опять же компания Nokia – 90%. Суммарная доля остальных вендоров составляет 10% - это продукты таких производителей, как HTC/Qtek, Sony Ericsson, Samsung, Asus, E-Ten, Lenovo, HP, Fujitsu-Siemens, Palm, Fly и Mita.

В первом квартале 2007 г. на долю смартфонов и коммуникаторов, имеющих встроенный модуль Wi-Fi, пришлось около 14% продаж, а на долю устройств, имеющих встроенный модуль GPS, - более 2%. На долю устройств, работающих на платформе Palm OS, пришлось лишь 0,5% продаж всех смартфонов и коммуникаторов, а на долю Windows Mobile – 9,2%. Все остальные продажи смартфонов и коммуникаторов (90,3%) пришлись на терминалы, функционирующие под управлением различных версий ОС Symbian.

Таким образом, как было отмечено выше, аналитики холдинга пересмотрели ранее озвученный прогноз по оценке рынка на 2007 г. в сторону уменьшения. По их оценке, в текущем году будет продано $8,5 млн. мобильных терминалов (из них мобильных телефонов - $7,8 млн. и смартфонов\коммуникаторов – 0,7 млн). При этом, доля смартфонов и коммуникаторов составит более 8% всех продаж.

©  CNews