Восточная Европа снижает налоги

Когда незадолго до вступления в ЕС Польша, Румыния и Венгрия резко понизили ставку налога на прибыль, из Парижа, Берлина и Лондона стали доноситься стоны недовольства. Не успев получить зачет по демократическим ценно­стям, восточные соседи принялись переманивать крупные корпорации. Сначала их пытались обвинить в налоговом демпинге и угрожали прекратить экономическую помощь. Но этого не получилось. И теперь старые члены ЕС сами включились в волну снижения налогов. Однако эксперты полагают, что пластическая хирургия налоговой системы не вернет им инве­стиционную привлекательность.

На конец 2006 года средняя ставка налога на прибыль в Евросоюзе составляла 26%. Это абсолютный минимум за всю новейшую историю Старого Света. И виновата в этом, в первую очередь, Восточная Европа. В 2004 году Польша и Словакия снизили ставку этого налога до 19%, а Венгрия — до 16%. На тот момент ни в одной из развитых экономик ЕС он не опускался ниже 30%. Если добавить к этому высокие запросы рабочих и капризный нрав профсоюзов, становится понятно, почему Peugeot Citroen и Siemens закрыли заводы в Германии и Франции, почему в Великобритании и Португалии исчезли предприятия General Motors, Volkswagen, Eastman Kodak, TVR и многих других крупных корпораций. Все они перевели производство в Восточную Европу или Азию.

В числе первых, кто забил тревогу, оказался Николя Саркози, занимавший тогда пост министра финансов Франции. Он настаивал, чтобы Еврокомиссия установила некий предел, ниже которого налог на прибыль в границах ЕС опускаться не может. Но его предложения провалились, и Саркози переквалифицировался в поборника налоговой реформы. Обещание снизить ставку с 33 до 28% удачно вписалось в его предвыборную программу. И он не единственный. Еще в марте с 30 до 28% был снижен налог в Великобритании, а на прошлой неделе парламент Германии одобрил законопроект о снижении ставки с 39 до 30%. Недавно итальянский премьер Романо Проди поручил своей команде разработать соответствующий законопроект, который также позволит существенно понизить нынешний 33-процентный налог.

"Перчатки брошены. Крупные экономики включились в конкуренцию налоговых систем. Ведь во многом именно налоги определяют, сколько и куда будут инвестировать компании", — считает главный специалист Goldman Sachs по европейской экономике Эрик Нильсен. По его словам, сейчас правительствам легче решиться на снижение налогов, поскольку бюджетный дефицит в целом по Европе невелик. Как ожидается, к концу года он упадет до 1% ВВП (против 2,5% в 2005 году).

Тем не менее не все эксперты уверены, что налоги — решающий фактор. "Если у компании в Великобритании нет прибыли, то снижение налога на прибыль ей вряд ли сильно поможет. Оно явно не заставит оставить заводы в дорогостоящей стране и не выводить производство в Китай или Словакию", — заявил партнер московского подразделения Ernst & Young Петр Медведев. По его словам, облегчение налогового бремени не сможет компенсировать дороговизну рабочей силы. Так, в Германии один час рабочего времени стоит в 7 раз больше, чем в Польше (27,9 евро против 3,8 евро), а это след­ствие высоких отчислений компаний из зарплатного фонда, которые идут на социальные расходы. В этом смысле отток крупного производства из Западной Европы — это проблема еще и демографическая. Дело в том, что население стремительно стареет, а значит, растет социальная нагрузка на бюджеты, полагает эксперт.

По мнению г-на Медведева, рецепты из Польши и Словакии не сработают и в случае с Россией. "Даже если мы резко снизим ставку, инвесторов все равно будут отпугивать общестрановые риски. Так в значительной степени было и в случае восточноевропейских стран до тех пор, пока они не вошли в ЕС", — считает эксперт.

©  @Astera