Госуслуги в Москве будут предоставляться в режиме «одного окна»

Компания «ФОРС – Центр разработки» объявила о том, что завершена важная часть проекта по созданию информационной системы, обеспечивающей работу городских организаций в режиме «одного окна» (ИС «Одно окно»). Таким образом, столица станет первым городом в России, где осуществление административных функций госучреждений и предоставление государственных услуг населению будут осуществляться автоматизировано.

«ФОРС – Центр разработки» выступил генеральным подрядчиком этого крупного по своим масштабам интеграционного проекта в период 2006-2007 гг. Для выполнения отдельных видов работ Управление информатизации привлекло еще 9 ИТ-компаний – «Энвижн Груп», «Гранит», Kraftway, «Точная механика», «Геокибернетика», ГИВЦ г. Москвы, НТЦ ИРМ, «Инфосистемы Джет», «ПроСофт-М».

Система была разработана по заказу Управления информатизации города Москвы. Проект стартовал в 2005 г. В настоящий момент ключевые подсистемы уже внедрены в промышленную эксплуатацию, работа над другими еще продолжается. Источник финансирования - бюджет г. Москвы.

В основе ИС «Одно окно» лежат принципы сервис-ориентированной архитектуры (SOA), реализованной на базе технологии Oracle Fusion Middleware. Инструмент интеграции и исполнения регламентных схем Oracle BPEL Process Manager связал разнородные приложения воедино. Система имеет открытые интерфейсы, основана на открытых стандартах с использованием технологий веб-сервисов.

Работа над проектом началась с составления перечня услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и городскими организациями, который, в свою очередь, лег в основу сформированного подрядчиками реестра документов, выдаваемых в Москве (437 шт.), и реестра документов, подлежащих выдаче в режиме «одного окна» (170 шт.).

Для всех документов, выдаваемых в режиме «одного окна», были созданы формализованные описания, позволяющие автоматизировать процессы подготовки документов на единых принципах. Подготовленные на их основе графические модели информационного взаимодействия – регламенты - решили задачу формирования непротиворечивой унифицированной нормативной базы документов. Наличие такой базы позволило построить матрицу взаимосвязей различных процессов и оптимизировать информационные потоки между организациями. Все остальные действия, связанные с формализацией текстового описания в утвержденной форме, производятся автоматически.

Специально разработанная транспортная инфраструктура обеспечила эффективный обмен данными между системами и подсистемами, входящими в состав ИС «Одно окно», а также взаимодействие между ИС «Одно окно» и внешними системами. Маршрутизация запросов реализована на основе Oracle SOA Suite согласно регламентам подготовки, согласования и выдачи заявителям документов.

Кроме того, был создан специальный интернет-портал Okno.mos.ru, содержащий подробную информацию о работе служб «одного окна» и выдаваемых документах, которые, в свою очередь, могут быть распечатаны и заполнены заявителем. С целью сокращения очередей и обеспечения возможности заказа интересующей услуги с использованием интернета начато внедрение режима «электронной приемной».

По ряду документов среднее время их подготовки сократилось более чем втрое, а по некоторым срок сокращен до 2-3 дней. В 2008 г. в АСУ ЕИРЦ было обработано 198 000 запросов по 18 000 документов, выдаваемых другими городскими организациями. Это означает, что жители города были освобождены от необходимости посещения служб «одного окна» ГУ ИС районов 18 000 раз. Службой БТИ была подготовлена 271 000 документов в автоматизированном режиме, при этом городскими организациями запрошено и получено 10 400 документов в электронном виде в реальном масштабе времени (срок подготовки по распорядительным документам составил 15 дней).

Отметим, что деятельность по внедрению и оптимизации «одного окна» - это приоритетная задача правительства Москвы на ближайшие несколько лет. Ее реализация - базовый элемент московской модели административной реформы в Российской Федерации.

В дальнейшем планируется расширить перечень поддерживаемых регламентов, создать систему идентификации и индивидуальной цифровой подписи граждан, а также предоставить доступ к сервисам через информационные киоски и терминалы.

©  CNews